,
В нашей «Энциклопедии самарских улиц» уже получили свою порцию славы и внимания улицы Аэродроная и Гагарина. А теперь настало время поговорить об улице, проходящей между ними.
До 1964 года она незатейливо именовалась Садовым проездом. Но после смерти известного французского коммуниста Мориса Тореза проезд стал улицей его имени. Самара не одинока в топонимической любви к нему. Так, в Санкт-Петербурге есть целый проспект Тореза. Но мы вернемся на берега Волги.
На представленной ниже карте 1910 года нынешняя улица Мориса Тореза отмечена красной линией (прим: граница карты — нынешний переулок Водителей).
Примерно до нынешней улицы Революционной тогда тянулась безжизненная равнина, которую сменяли садовые и дачные участки, доходившие до территории стадиона «Заря».
Старейшим зданием на улице Мориса Тореза стоит признать корпус школы №37. Построили его в 1936 году.
Тогда ее адрес звучал так: Северный посёлок, улица 3 Июля, дом № 24. Застройка в те годы сильно отличалась от нынешней. Это можно понять по спутниковому снимку 1965 года. На нем тогдашняя улица Мориса Тореза отмечена красной линией, а улица Дзержинского — желтой. Зеленая линия — предположительное местоположение улицы 3 июля, которая упиралась в здание школы.
Если же говорить о жилом строительстве, то самым старым Публичная Кадастровая Карта называет дом №116, построенный в 1945 году. В течение следующих 13 лет четная сторона улицы Мориса Тореза была застроена частным сектором полностью, на участке от Байкальского переулка до стадиона «Заря».
К слову, последний тоже появился в 1950-х годах. Что любопытно, его постройка была запланирована еще в 1937 году, в рамках генплана «Большой Куйбышев».
Принадлежал стадион «Заря» заводу «Металлист». Его футбольное поле вписано в крутой подъём и от этого выглядит весьма живописно. А большой спортивный корпус над ним был построен в 1970 году.
На «Заре» проводились матчи не только уровня первенства города или области, но и поединки дублирующего состава «Крыльев Советов». Благодаря наличию тренировочной вышки здесь проходили соревнования по пожарно-прикладному спорту, а уж о спартакиадах завода «Металлист» или районных легкоатлетических эстафетах и говорить не приходится.
Пока в конце улицы Мориса Тореза строили стадион, в ее центральной части возводили не менее важный объект — автобусный парк. Первоначально он именовался Автоколонной № 41.
Административный корпус автобусного парка, построенный в 1969 году, находился непосредственно на улице Мориса Тореза. Сейчас в нем располагается городской Департамент транспорта.
Жилое строительство на улице Мориса Тореза, за исключением частных домов, в 1950-х годах не велось. Лишь в 1960 году появились четыре двухэтажных дома напротив стадиона «Заря». Еще в 2008 году они попали в списки аварийного жилья, и в ближайшее время на их месте может появиться современный ЖК.
В 1961 году улица Мориса Тореза обогатилась социальной инфраструктурой. В квартале между улицей Революционной и переулком Водителей были построены школа-интернат № 6 и школа № 4 для глухонемых.
Настоящую революцию во внешнем облике улицы Мориса Тореза произвело строительство микрорайонов ДОСААФ на месте бывшего городского аэродрома. Она стала северной границей этого нового жилмассива. Затем пришла очередь Черновских садов, которые также были принесены в жертву микрорайонной застройке. Буквально за пару лет (1962-1964 годы) улица Мориса Тореза обогатилась массой хрущевок.
Одновременно с этим было построено три школы, имеющих адрес по улице Мориса Тореза. Одна из них, №28, возводилась по экспериментальному проекту.
Куйбышевским строителям пришлось немало потрудиться, чтобы справиться с ним. В частности, им не хватало специального оборудование для забивки свай в крепкие грунты.
В старших классах учащиеся осваивали различные профессии, например автодело (на территории школы №28 имелся гараж с грузовиками).
Нужно отметить, что жилищное строительство негативно сказалось на экологии. Помимо вырубки Черновских садов, исчезали озера, о чем сообщала многотиражка завода «Металлист». Слева вы можете видеть карту рек и водоемов Самары, которая была составлена в 2017 году. Существующих и утраченных.
Обратите внимание, что в заметке говорится о десятке(!) озер в этом районе.
Теперь посмотрим на спутниковые снимки 1965 года. Улица Мориса Тореза отмечена на них красной линией.
Тогда она начиналась от улицы Дзержинского. Отсюда в сторону улицы Тухачевского тянулся довоенный частный сектор — Северный поселок железнодорожников.
Нумерация домов в этом районе удостоилась в том же 1965 году фельетона в «Волжской Коммуне».
Обратите внимание, что улица с 1964 года официально носила имя Мориса Тореза, а таблички на домах все еще именовали ее Садовым проездом. Тоже самое наблюдается в избирательных списках 1965 года.
На следующем снимке участок улицы Мориса Тореза от Революционной до Карбышева, на котором хорошо видна территория автобусного парка.
Снимок оставшейся части улицы Мориса Тореза интересен тем, что на нем можно разглядеть те самые утраченные озера. Одно из них располагалось (стрелка слева) между улицей Карбышева и Августовским переулком, а второе на месте дома №155 по Мориса Тореза.
К 1966 году улица Мориса Тореза приобрела свою нынешнюю протяженность, дойдя до Партизанской. Правда, только по четной стороне.
Стоит отметить, что именно здесь начали строить стоквартирные варианты «хрущёвок» — в таком доме было пять подъездов, но при этом 80 квартир из 100 являлись «однушками». По данным Электронного ЖКХ Самары строились они в основном для пайщиков ЖСК (Мориса Тореза 2, 18, 24, 42, 44, 46).
Что касается частного сектора на предыдущей фотографии, то он оказался на удивление живуч и отдельные его фрагменты до сих пор сохраняются на карте города в виде улиц Инвалидной и Индустриальной. Это был квартал 370, застройка которого стартовала в 1967 году.
Среди моря панельных хрущевок попадались островки кирпичных домов. Например, дом №7. Несмотря на заурядный внешний вид, в советское время он был достопримечательностью этого района.
Что любопытно, в другом конце улицы Мориса Тореза также имелось свое телеателье.
Было поблизости и кафе с названием «Комета» и ателье «Эра». Как и положено, новые микрорайоны на протяжении десятилетий после постройки страдали от неблагоустроенности.
В 1967 году близ парка Победы были построены девятиэтажные дома, также получившие адреса по улице Мориса Тореза.
В начале 1970-х годов был застроен угол Мориса Тореза и переулка Футболистов. Здесь «хозяйничал» завод аэродромного оборудования «Старт». В 1973-74 годах он возвел дома №155 и 155а.
Дальнейшая застройка улицы Мориса Тореза носила сугубо локальных характер. В 1976 году здесь обосновался НИИ «Индустройпроект». Позднее его здание было надстроено, а в 2002 году был возведен второй корпус.
В 1977 году появились две «точечные» восьмиэтажки на углу с улицей Революционной.
В 1980-х годах улица Мориса Тореза получила два крупных жилых дома. Первым из них в 1982 году стал дом №13а, на первом этаже которого разместился магазин «Электробытовые машины». Там, помимо привычных холодильников и пылесосов, можно было приобрести новинки: электрогриль или сумку-термос.
Интересен и соседний дом №33. Обычная кирпичная пятиэтажка, фасад которой в лучших традициях самарского модерна украшен голубой плиткой.
С 1982 по 1990 год для работников «Облколхозстройобъединения» строился дом №103, по протяженности фасада — самый длинный в Советском районе города.
В 1985 году была демонтирована трамвайная стрелка по улице Энтузиастов, между Аэродромной и Гагарина. Уже в декабре следующего года на освободившемся пространстве был построен ДК «Аврора» (клуб глухих) с адресом Мориса Тореза, 107.
В 1995 году по соседству с ДК «Аврора» был построен девятиэтажный дом по адресу Мориса Тореза, 101а. Нужно сказать, что жильцы расположенных за ним домов №99 и 101 были против такого соседства и даже устраивали пикеты, что, впрочем не помогло.
Уже в XXI веке улица Мориса Тореза обогатилась зданием Дворца Ветеранов, удачно вписанным в территорию парка Победы. Он был построен в 2001 году.
Напоследок скажем о транспортом значении улицы Мориса Тореза. До 80-х годов автобусы ездили по ней только из парка или в парк. Внимания улице уделяли не так много, что оборачивалось проблемами с благоустройством и заметками в городской прессе.
Когда в ходе строительства метро была перекрыта улица Юрия Гагарина, одной из улиц-дублёров стала улица Мориса Тореза, так что в 1983-1984 гг. её пришлось оперативно приводить в порядок.
Но, что любопытно, общественный транспорт по ней ходил еще в 1981 году! Курсировал здесь автобусный маршрут №53.
Он сохранился по сей день, но маршрут его стал более «скучным». А в 1981 году он шел по Мориса Тореза, от Мяги до Партизанской, а затем по улице Московской, которая сейчас практически исчезла с карты города.
Автобус №53 обещают вернуть на изначальную трассу после того, как пройдет реконструкция проезжей части. Руководитель городского Дептранса не исключает, что после этого на улицу Мориса Тореза переведут и некоторые другие маршруты. Так что об этой улице мы еще не раз услышим.
Текст: Евгений Альмяшев и Андрей Артемов
Архивные документы: Евгений Малинкин
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Майская и Минская
— Улица Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Маяковского
— Проспект Масленникова
— Проспект Металлургов
— Мичурина
— Молодогвардейская. Часть №1 и Часть №2
Обложка: Алексей Авдейчев
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook