,
Сегодня мы поговорим о проспекте, который появился в эпоху Космического Куйбышева, но окрестности которого были обжиты самарцами еще во времена русского Чикаго. Итак, история и достопримечательности проспекта Ленина!
Давайте взглянем на карту 1910 года. На ней нынешней проспект Ленина отмечен красной линией.
Как мы видим, 110 лет назад проспекта Ленина не было даже в планах. Его гипотетическая трассировка проходила по территории Земской больницы (нынешняя Пироговка), поселка Молоканские сады и территории Никольского мужского монастыря.
Может быть, какие-то зачатки нынешнего проспекта Ленина появились после революции? Взглянем на карту 1927 года.
Обращает на себя внимание Первомайский сад, предок нынешнего сквера Фадеева. А дальше можно увидеть улицу, которую с большой натяжкой, но можно назвать предтечей проспекта Ленина. Это улица Плехановская (до 1925 года — Владимирская). Проходила она по территории бывшего Монастырского поселка, который в постреволюционное время был переименован в Рабочий.
Что касается Георгия Плеханова, то человеком, с точки зрения революции, он был заслуженным, хотя неоднократно спорил с самим Владимиром Ильичом.
Теперь поглядим на спутниковые снимки 1965 года. На первом из них будущий проспект Ленина показан от Полевой до Осипенко.
Желтым контуром отмечена территория теннисных кортов, которые находились между Пироговкой и улицей Полевой.
На следующем снимке – отрезок от улицы Осипенко до Челюскинцев. Жёлтой линией отмечен ныне утраченный Рабочий проспект, который находился между ними. Синей линией — улица Плехановская, которую мы условились считать дальним предком проспекта Ленина.
И наконец последний отрезок проспекта, от улицы Челюскинцев до Ново-Садовой. Зелёная линия – улица Соколова, а жёлтый прямоугольник – место пересечения шедшей к ЗИМу Линдовской железной дороги и улицы Ново-Садовая.
Как видите, даже в 1965 году проспектом Ленина, с нынешним его размахом, даже не пахло. Сплошной частный сектор, наследие дореволюционной Самары. Те самые мещанские слодобки, которые вспоминал в своей краткой автобиографии Алексей Толстой. Но куйбышевские градостроители имели на эту территории далеко идущие планы, которые были озвучены в том же 1965 году в областной газете «Волжская Коммуна». Статья касается квартала 275 (проспект Ленина, улицами Первомайская, Ново-Садовая и Осипенко).
Что интересного можно узнать из этой статьи? Во-первых сразу бросается в глаза фамилии архитекторов работавших над проектом микрорайона. Это мэтры — Юрий Храмов и Ваган Каркарьян. Во-вторых, в те годы (примерно с 1965 по 1968) подразумевалось не наличие нового проспекта Ленина, а продление (от Полевой в сторону Луначарского) улицы Ленинской. В-третьих, была запланирована зелёная зона со стороны Осипенко – нынешняя площадь Героев 21-й Армии.
Кроме того, стоит впечатлиться масштабности грядущей стройки. К 1965 году в Куйбышеве было всего 3 девятиэтажных жилых дома башенного типа (одноподъездные или «свечки»), а в статье было обещано строительство 10 высотных домов, включая три «свечки» в 12 этажей каждая. Это был первый опыт массовой многоэтажной застройки в нашем городе. Следующим шагом в этом направлении станет возведение 10-го микрорайона, но это уже будут панельки, в то время как в 275-ом квартале строили только из кирпича.
Следующий снимок датируется концом лета 1967 года.
Слева строится дом по Ленина, 10, а справа уже выстроен дом по Осипенко, 19. В подписи к фотографии улица указана как Ленинская.
Летом 1968 года, когда строительные работы в квартале 275 были в самом разгаре, в «Волжской Коммуне» объявили о планах по застройке нового микрорайона.
Прочтя третий абзац закрадывается мысль, а не читали ли эту статью руководители Трансгруза? В статье проспект Ленина не упоминается, а по прежнему фигурирует улица Ленинская. Упоминается и Плехановская, причем роль ей отвадилась достаточно весомая: принять на себя главный автомобильный трафик. Обращает на себя внимание и планы открытия спортплощадки и сквера на месте силикатного завода.
Макет 4-го микрорайона центра представлен ниже. Красная линия — улица Ново-Садовая, синяя — проспект Ленина.
Годом рождения непосредственно проспекта Ленина можно считать 1969 год. Именно тогда он появился в избирательном списке.
Обратите внимание на упомянутый в нем дом №8. Он, наряду с построенными в 1969 году домами №№ 4 и 12, первая в Самаре двенадцатиэтажка. Можно смело отмечать в этом году полувековой юбилей этой высотной отметки. Естественно, строительство вовсю освещалось в прессе.
По замыслу куйбышевских архитекторов и градостроителей, проспект Ленина должен был не просто занять место дореволюционных мещанских слободки, но и вторгнуться в пределы исторического центра. Об этом можно прочесть в следующей заметке 1969 года. Обратите внимание, что он назван на столичный манер Ленинским проспектом.
Планы описываемые в статье поистине грандиозны. Ленинский проспект должен был пройти аж до Самарки. Ласкает взор словосочетание «скоростной трамвай». Пройдет полвека и нам вновь будут его обещать, но скоростными трамваи, идущие по проспекту Ленина, так и не станут.
Совершенно прекрасно это предложение: «Уже построенный квартал не вполне отвечает представлению архитекторов о будущем нашего города». Т.е квартал 275 устарел прямо в процессе достройки! Напоследок давайте взглянем на проект реконструкции исторического центра города 1970-х годов. Проспект Ленина (с улицей Ленинской) на нем отмечен красной линией, улица Полевая — желтой.
Обратите внимание, что Козловского дома на этом макете нет.
К 1970 году, юбилейному для Ильича, проспект его имени насчитывал шесть домов, плюс здание детского ясли-сада № 98 Октябрьского РайОНО (проспект Ленина, 10а).
Остальная же часть нынешнего проспекта Ленина выглядела по-старинке непритязательно, что видно на фотографиях из архива профессора Бичурова. На них проспект Ленина, от Полевой в сторону Первомайской.
Меж тем, в 1971 началось строительство легендарного дома ЦСКБ (он же «Козловский дома», жилкомбинат авиаторов) имеющего адрес проспект Ленина, 1. Публичная Кадастровая Карта указывает датой его окончания 1979 год, книга «Космический Куйбышев» — 1981-й.
Первый его этаж содержал в себе все необходимое для автономного существования жильцов: магазины, прачечную, кафе и даже станцию юннатов. Также это был первый дом в Самаре, проектом которого было предусмотрена установка во всех квартирах домофонов. Строить «Козловский дом» начали от угла с улицей Первомайской.
В 1974 году проспект Ленина пополнился домами №№ 14 и 16. Ниже приведены избирательные списки тех лет, в которых еще упоминаются некоторые ныне исчезнувшие улицы, например, Чеховская.
В 1978 году был построен дом с магазином «Мелодия». Он находится между Ново-Садовой и проспектом Ленина, но адрес получил по первой.
Оставшаяся часть нашей статьи будет посвящена в основном долгостроям, которых проспект Ленина видал немало, не прежде чем коснуться этой печальной темы, поглядим, с какими результатами он подошел к 1978 году.
Как вы видите, проспект Ленина в те годы начинался от Первомайской и заканчивался на подступах к улице Луначарского. Транспортное его значение тогда было минимальным, но зато он мог похвастаться несколькими крупными магазинами:
М11 — «Академкнига» (Проспект Ленина, 2),
М12 — «Оптика» (Проспект Ленина, 10),
М13 — «Океан» (Проспект Ленина, 16).
Чашка с цифрой 5 обозначает кафе «Ладья» (проспект Ленина, 14), а под цифрой 9 скрывается пункт бытового обслуживания населения «Чудесница» в «Козловском доме». Он специализировался на вязке, пошиве и ремонте трикотажных изделий.
В 1980 году был построен один из самых длинных домов нашего города. Его адрес — проспект Ленина, 3. В краеведческой литературе он носит название жилой дом партийных работников. Вот какая оценка дана ему в книге «Космический Куйбышев»:
«Дом построен по индивидуальному проекту на основе типовых секций. Архитектура строится на контрасте горизонтальных ограждений балконов и вертикального ритма лестничных жилых секций. Здание отступает от красных линий улицы Осипенко и проспекта Ленина, образуя пространство для градостроительного акцента — монолитной высотки архитектора Александра Белоконя».
Кроме того, в нем имелись мастерские художников, которые стали домом для многих самарских живописцев, в частности, Валентина Пурыгина и Рудольфа Баранова.
Впрочем, после ввода дома в эксплуатацию, не обошлось без проблем.
Ну а теперь обещанный долгострой. Пожалуй, самая болевая точка транспортной системы — метрополитен. Его строительство началось в 1980 году на перегоне между нынешними станциями «Российская» и «Алабинская». Чтобы вести необходимые работы, пришлось пошатнуть одну из скреп транспортной схемы Куйбышева: перенести испокон веку проходившие по улице Ново-Садовой трамвайные пути на проспект Ленина.
И вроде бы ничего не предвещало беды. Трамвайные рельсы были проложены на большей части проспекта ещё в 1980 году. Процесс этот активно освещался в прессе, в основном в критическом ключе.
Ну и вишенка на торте: инсталляция в виде столба и трамвайных путей.
Забегая вперед скажем, что трамвайные пути на проспекте Ленина пролежали без дела долгих 12 лет.
Пока они ржавели, также неторопливо строилось здание Областной библиотеки. Если верить «Волжской Заре», то забор вокруг стройплощадки возвели в 1978 году. А следующая, весьма любопытная, заметка датируется 1982 годом.
Здание областной библиотеки в Архангельске хоть и выдержано в стилистике модернизма, на самарскую все же не очень похоже. Обратите внимание, что в первоначальном проекте архитектора Андрея Гозака фасад должны были украсить алюминиевые витражи и оригинальный барельеф. Большое внимание в нем было уделено свету, который должен был проникать в здание через стены-витражи, создавая оптимальные условия для чтения.
Впрочем, строительство завершали в спешке и уже без участия автора проекта. Новоселье, до этого полвека ютившиеся во Дворце культуры им.Куйбышева, библиотекари отметили в 1989 году. Этому празднику была посвящена огромная статья в газете «Волжская Заря».
Обратим внимание на несколько интересных фактов из нее. Во-первых, в библиотеке продавали книги. Во-вторых, в качестве недостатка указывается неравномерность освещения, что еще раз говорит о изменении первоначального проекта. В-третьих, как оказалось и здание Областной библиотеки столкнулось с грунтовыми водами и угрозой подтопления (как и стадион «Самара Арена»).
В 2010 году фасад библиотеки лишился исконных известковых плит облицовки и был одет в безликий керамогранит.
Чуть быстрее, за каких-то восемь лет, был построен и введен в эксплуатацию легендарный самарский «Рашпиль». Но, адрес он имеет по улице Осипенко, поэтому его звездный час в нашем спецпроекте настанет позднее. А пока взглянем на символичное фото 1982 года. На ближнем плане — долгострой библиотеки, на заднем — долгострой «Рашпиля», а между ними проспект Ленина, с трамвайной линией, по которой не ходят трамваи.
В тот же период в городской прессе был поднят вопрос о том, какое имя присвоить нынешней Площади героев 21-ой армии, где в 1985 году был открыт фонтан в честь 40-летия Победы.
Из нее мы в частности узнаем, что раньше он назывался сквером имени Чехова.
Были на проспекте Ленина и объекты которые строились без особых проволочек. Например, дома №№ 5, 7, 9 и 11 датированные 1984 годов, и построенная спустя пару лет шестандцатиэтажка №15.
За домом №15 некогда проходил Линдовский овраг, засыпанный в середине 1980-х годов. Такое изменение ландшафта не могло не породить мелкие неудобства.
Вообще проблема благоустройства была для проспекта Ленина больным вопросом. Несмотря на то, что магистраль носила имя вождя мирового пролетариата внешний ее вид оставлял желать лучшего. Пыль и грязь, ямы, канавы и свалки мусора, ко всему этому самарец привыкает сызмальства, но световая вывеска магазина «Филателия», которая издает треск, мешающий смотреть телевизор, это уже слишком.
Власти города держали ситуацию на контроле как могли. Разрабатывались проекты и принимались решения, дошедшие до нас в виде архивных материалов.
В самом конце 1980-х человеческий облик стал приобретать участок проспекта Ленина от Первомайской до Полевой. В 1987 году было построено здание медицинского колледжа имени Ляпиной, которое, впрочем, имеет адрес по улице Полевой. А спустя три года был построен дом №2А.
К нему уже в постосветский период к нему был пристроен дом №2б, ставший последним из жилых зданий, на проспекте Ленина. Но прежде чем поговорить о 1990-х годах, поставим точку в судьбе трамвайной линии.
Как вы помните рельсы были проложены еще в 1980 году. Спустя пять лет эта гипотетическая трамвайная линия была соединена с той, что идет по улице Полевой. Другой ее конец по прежнему шел в никуда.
Весной 1990 года, когда в стране уже имел место «разгул» демократии, в «Волжской Коммуне» вышла статья кандидата в депутаты областного совета Дмитрия Сивиркина, посвященная трамвайному долгострою. В ней досталось и тогда уже бывшему руководителю обкома Евгению Муравьеву за непрофессионализм, и 4 ГПЗ с ЗИМом за нежелание демонтировать железнодорожные пути, мешавшие как трамвайному движению, так и строительству метрополитена.
В итоге трамвайная линия победно прошла по проспекту Ленина лишь в конце 1992 года. Однако строительство метрополитена, ради которого ее перенесли с Ново-Садовой было заморожено. В итоге станция, которая должна была носить название «Проспект Ленина», стала «Российской» и была открыта в 2007 году. «Октябрьская», в свою очередь, стала «Алабинской».
Ее планировали построить за два года. Но вместо анонсированного 2009-го, открытие станции «Алабинская» произошло лишь в декабре 2014-го. И то для избранных, во главе с губернатором Меркушкиным. Пассажирам она стала доступна лишь спустя месяц, то бишь в 2015 году.
Что касается окрестностей бывшего Линдовского оврага, то они застраивались на протяжении всего постсоветского периода. Так, здесь появился офис Сбербанка и торговый центр.
Напоследок скажем об одном из главных символов Самары — музее Самара космическая и памятнике легендарной ракете Р-7. «Семерка» появилась здесь в 2001 году. Музей открыли позднее, 12 апреля 2007 года в День космонавтики.
Площадь рядом с ним, спустя три года получила имя конструктора Дмитрия Козлова. Но даже здесь не все так гладко.
Музей часто и по делу критикуют, проект культурного кластера во главе с Самарой космической не осуществлен, а сама ракета визуально потерялась на фоне 25-этажного ЖК с аналогичным названием. Но есть в новейшей градостроительной истории проспекта Ленина и светлое пятно. Местным жителям удалось отстоять сквер Фадеева, в котором планировали построить нелепое и высоченное здание 11-го Арбитражного суда.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Фото: Елена Вагнер
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Улицы Майская и Минская
— Максима Горького. Часть №1 и Часть №2
— Проспект Масленникова
— Маяковского
— Проспект Металлургов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook