,
Думаю, большинство горожан на вопрос: «Сколько в Самаре номерных микрорайонов?», без колебаний ответят: «15!». И будут неправы.
Сегодня мы поговорим о микрорайоне, официально носящем гордый номер XVI. Его принципиальное отличие от прочих номерных заключается в том, что его территория была достаточно хорошо обжита уже к началу Великой Отечественной войны.
Взглянем на карту Куйбышева 1940 года. На ней мы отметили красной линией Кировское шоссе, а желтой — нынешнюю улицу Ставропольскую.
Как вы видите, по нечетной стороне Кировского шоссе имеется достаточно большой поселок. Оранжевой точкой отмечена территория местного кладбища. Оно находилось примерно в границах улицы Майской, Мирной и Черемшанской. При строительстве дома №160 по последней из них было найдено множество человеческих костей. Подробнее об этом читайте здесь.
Само собой, поселок представлял собой исключительно частный сектор. Именовался он либо Пролетарским, чуть реже — Северным. В связи с этим продемонстрируем схему, опубликованную на развороте сборника документов «ВПК Куйбышевской области в годы Великой Отечественной Войны».
На нее не попали поселок Восточный, известным нам как Негритянский и наш сегодняшний герой — поселок Северный (самый редко упоминаемый из всех).
Трудно сказать, кто первоначально застраивал этот поселок, но вероятнее всего, его появление было связано с работами по возведению БТЭЦ (конец 1930-х годов). В послевоенный период главным попечителем Пролетарского поселка был почивший в бозе 9 ГПЗ. На это указывают материалы из газет.
Лирическое отступление: название улицы (в последней заметке) неправильное, на самом деле речь об улице Кромской. В заметке, касающейся благоустройства поселков, название улицы Свободы почему-то взято в кавычки. Но вернемся к Пролетарскому поселку и 9 ГПЗ.
Как мы уже говорили, поселок Пролетарский представлял собой частный сектор с множеством улочек. Естественно, дожить до наших дней было суждено далеко не всем из них. Восстановить историческую и топонимическую справедливость нам поможет список переименованных улиц Безымянки от 1949 года.
Подкрепим его и спутниковым снимком 1965 года. Как вы видите, он щедро сдобрен метками. Вот, что они обозначают:
Красная линия — проспект Кирова,
Желтая линия — улица Ставропольская,
Красный пунктир — утраченная улица Краснофлотская,
Желтый пунктир — утраченная улица Бородинская,
Желтый квадратик — дом, в котором жили упоминаемые в статье родственники Евгения Альмяшева,
Парные желтая и зеленая линии — граница между частным сектором 9 ГПЗ и КМЗ,
Красный контур — фундамент первого высотного дома Пролетарского поселка: мужского общежития завода «Экран», которое сдадут «под ключ» в конце 1965 года,
Фиолетовый контур — территория опытно-экспериментального завода (в народе — «Худое ведро»),
Голубой контур — Безымянское автотранспортное предприятие,
Коричневый контур — школа № 73 (построена в 1960 году) и школа-интернат № 117.
Что касается любимых нами списков избирательных округов, то упоминание в них Пролетарского поселка начинается в 1939 году.
В городской прессе Пролетарский поселок упоминался редко. Вспомнить можно разве что заметку 1960 года о Безымянском АТП, автомобили которого страдали от грязных и разбитых дорог. Ворота АТП располагались на улице Мирной, а его внешний вид в 1962 году — на фото справа.
Грязь, касательно этой локации, упоминалась и позднее, например в 1986 году.
Постепенная застройка Пролетарского поселка современными домами началась в середине 1960-х годов с уже упомянутого нами общежития завода «Экран».
Свои «земельные наделы» в Пролетарском поселке получили и другие самарские предприятия. Так, построенные в конце 1950-х годов двухэтажки по улице Мирной (161,163,167) находились на балансе Опытно-экспериментального завода. В 1965-1975 годах территорию между Минской и проспектом Кирова осваивали заводы «Прогресс», «Металлург» и «Экран». Но это были разрозненные дома, не связанные какой-либо общей градостроительной концепцией.
Все изменилось в 1980 году. Тогда строительный цех Авиазавода начал «освоение» Пролетарского поселка. Здесь должен был появиться полноценный микрорайон, который в те годы называли либо XVI, либо Авиа-2 (первый Авиагородок строился в тот же период между Заводским шоссе и улице Железной Дивизии). Первым домом XVI микрорайона стал дом №37 по улице Минской.
Первоначальные границы нового микрорайона были достаточно обширны. Хотя может быть в газетной заметке имеются в виду границы исконного Пролетарского поселка: проспект Кирова, улицы Ставропольская и Советская, а также проспект Карла Маркса.
В 1981 году велось строительство двенадцатиэтажного дома №№ 35/154 по Минской/Черемшанской и начаты работы по длинному дому по Черемшанской, 156. Заселяли его в два захода, в 1981-1982 г.г. Хорошую результативность явил «андроповский» 1983 год, добавивший к пейзажам улицы Минской дома №№ 29, 31 и 33/133. Летом того же года в прессе появилась информация о строительстве больничного комплекса.
Больница, имеющая ныне адрес по улице Мирной, 169 была введена в эксплуатацию в 1989 году.
В связи с ее строительством попала под снос изрядная часть здешнего частного сектора, в тот числе и дом, в котором жили родственники Евгения Альмяшева. Они получили жилье в одном из домов Авиационного завода по адресу Минская, 33 / Черемшанская, 133.
Следующая газетная заметка датируется также 1983 годом и интересна тем, что в ней подробно рассказывается о проектировании пешеходной торговой улицы в XVI микрорайоне. Эта задумка заняла не один год, но была исполнена.
Упоминаемый в статье архитектор Николай Никитин приложил руку и к созданию Дворца спорта авиационного завода. Обратите внимание, что пространство между домами в центре микрорайона планировалось замостить железобетонными плитами, а не асфальтом. Любопытно и упоминание известного советского архитектора Георгия Гольца, дипломной работой которого стал проект города-сада в Останкино.
Застройка пешеходной зоны XVI микрорайона была завершена к 1988 году. Но останавливаться на ней подробно мы не будем, т.к оба дома-гиганта, образующих ее, относятся к улице Черемшанской.
Жилая застройка XVI микрорайона продолжалась на протяжении всех 1980-х годов и завершилась на улице Минской. Там в 1990 году был возведен дом №39, внешне заметно отличающийся от своих типовых коллег. Некоторое отношение к нему имел уже упоминавшийся завод «Металлург».
Разыскать упоминания о строительстве домов XVI микрорайона в городских газетах не удалось, но на помощь пришла «многотиражка» Авиационного завода.
В этом же районе, через дорогу от авиаторов, строил свои дома и трест «Промстрой».
Ныне исконная застройка Пролетарского поселка держит оборону на улицах Кромской, Угличской, Ливенской и Болховской, а сам этот топоним практически забыт.
ДГ благодарит за предоставление материалов для статьи начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина.
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook