,
В отличие от многих улиц исторического центра, нашу сегодняшнюю героиню переименовали всего один раз. В 1928 году улице Набережной было присвоено имя писателя Максима Горького, которое она носит по сей день.
Свое начало, в дореволюционные времена, она брала от бывшей улицы Духовной, что хорошо видно на следующей карте.
В 1934 году улица Максима Горького немного подросла за счет того, что к ней присоединили части 1-й и 2-й линий поселка Щепновка. На приведенном ниже спутниковом снимке нынешняя улица Максима Горького отмечена красной линией, добавленная к ней часть — синей, а вся территория Щепновки отмечена желтым контуром.
На этом участке улица Максима Горького прожила как минимум до начала 1980-х годов.
Но подробнее о поселке Щепновка мы еще расскажем в статье, посвященной Малярному переулку, а пока вернемся к улице Максима Горького.
Наше путешествие мы начнем от улицы Кутякова. Застройка нечетной стороны здесь отсылает нас к дореволюционным временам. Вот, например, дом №11, принадлежавший в 1900 году некой Матрене Кореневой.
По внешнему виду дома ясно, что третий этаж надстроен, а оконные проемы явно появились в советское время. Так же и вся история улицы Максима Горького — сплошная череда трансформаций.
Что касается четной стороны улицы, то на этом отрезке она застраивалась уже в советский период. Тогда, в 1930-х годах, в пору тотальной индустриализации, на месте щепного рынка появилось сразу несколько предприятий. Например, швейная фабрика имени Крупской.
Здесь уже давно ничего не шьют, но надпись на воротах напоминает о славном швейно-трикотажном прошлом этого здания.
Но конечно королем здешнего промышленного кластера долгие годы был новый (для тех лет) элеватор, построенный в 1937 году. Это монументальное здание было снесено в 2013 году, а при жизни имело адрес Максима Горького, 58.
Все, что напоминает о существовании элеватора сейчас, — еще не выкорчеванные железнодорожные пути и причал для разгрузки зерна. Территория элеватора пока пустует, но учитывая близость к Волге уже разработан проект ее комплексной застройки элитным жильем.
Дальше улица Максима Горького прерывается, проходя через территорию паровой мельницы купцов Башкировых, имеющей адрес по улице Крупской. Пройдя ее, вновь проникаемся темой разрухи.
Вот, например, все, что осталось от дома купца Павла Кошелева.
По соседству с ним — более удачливые дореволюционные постройки и даже более того, памятники архитектуры. Например, дом №29. Внешний вид — прозаичен, статус — ОКН регионального значения. Владельцем его был представитель известного в Самаре купеческого рода Неклютиных — Александр Гаврилович.
Соседние дома №31 и 33 имеют статус выявленного ОКН и имеют более запоминающийся внешний вид.
Территория напротив них застраивалась неспешно. В самый «свежий» дом ДГ наведывался в 2016 году. Тогда СОФЖИ планировал возвести на его месте немного элитных высоток. По счастью, этим планам не суждено было сбыться.
Дальше архитектурная диспропорция увеличивается. Нечетную сторону улицы Максима Горького занимают современные высотные дома, а прямо напротив них вросшие в землю артефакты старой Самары, чудом уцелевшие в вихрях промышленной и жилой застройки волжского берега.
Но хватит об архитектуре, ведь от перекрестка с улицей Комсомольской мы вырываемся на оперативный простор и созерцаем матушку Волгу. Помимо нее тут есть на что посмотреть. Например, на цементные склады купца Николая Мешкова (Максима Горького, 98).
Модерн, как архитектурный стиль, чаще всего использовался при строительстве особняков и доходных домов. Оттого вдвойне неожиданно и приятно увидеть его черты в такой чисто утилитарной постройке, как цементные склады. Принадлежали они пермскому купцу и пароходчику Николаю Мешкову. Складской комплекс включал в себя два корпуса и особняк. Возведены они были петербургской фирмой «В.Ротерт и Ко» в 1909 году. При строительстве широко использовался бетон.
Этот материал позволил добиться сходства между плавными, извилистыми линиями складских помещений и волн великой русской реки.
На противоположной стороне улицы Максима Горького — земли Самарского государственного педагогический института, который торжественно открылся здесь 8 декабря 1929 года.
Большое здание, похожее на сундук (и так же прозванное студентами), — бывшая мельница купца Василия Карпова. Институтский корпус на углу с улицей Комсомольской был построен позднее, в конце 1930-х годов.
На Пионерском спуске в полифонию улицы Максима Горького вклиниваются религиозные ноты. Здесь стоит часовня Святителя Алексия Московского. Проследим историю ее развития. Первая часовня, еще деревянная, была построена в 1830-х годах близ Комсомольского спуска. Она быстро обветшала и была воссоздана в камне по проекту Александра Щербачева в 1890 году и на спуске Пионерском.
В 1930-х годах часовня была снесена и восстановлена лишь в 1998 году.
Напротив Алексеевской часовни в дореволюционные времена располагались казармы 95 батальона и цейхгаузы. Дома, в которых они находились, город арендовал у купца Шихобалова (какого именно, выяснить пока не удалось). По легенде, в них вел подземный ход из особняка Василия Сурошникова (Пионерская, 22). В советские годы здание казарм было перестроено, их нынешний адрес — Максима Горького, 73.
А вот внешний вид расположенного через дорогу ОКН регионального значения «Дом мещанки Р.А. Русиной» по счастью не изменился.
Обратите внимание на базар, раскинувшийся на территории нынешнего речпорта. Традиция торговли на волжском берегу была без преувеличения многовековой. Здесь шумел и гудел Нижний, он же Бурлацкий базар. Нужно сказать, что эту локацию самарцы начали осваивать еще в конце XVII века. Тогда здесь появился один из первых пригородов Самары — Вознесенская слобода. Поблизости от нее, в районе современного Пионерского спуска, находилась городская пристань.
Но вернемся к Бурлацкому базару. В первой половине XIX века он находился между Комсомольской и Пионерской улицами, а позднее — сместился на север, достигнув Ленинградского спуска. Вот, что писал о нем купец Константин Головкин:
«По обрыву берега раскинулись неправильным рядом лавчонки и лари с всевозможной неприхотливой снедью и незамысловатым товаром обихода; тут же был и обжорный ряд. Базар кишел бурлаками, грузчиками и чернорабочими. Здесь был главный наем жнецов. Причалив к берегу, стояли «посуды» и баржи с разного рода «горянщиной», сундуками, деревянной посудой, мебелью, детскими игрушками, пряниками и т.д».
Здесь нас ожидают сразу несколько стоящих в рядок выявленных ОКН. Из них более всего симпатичен дом купчихи Анастасии Мясниковой с крышей «луковичной» формы (Максима Горького, 87).
А вот дом №79, хоть и не имеет никакого охранного статуса, зато в первоначальном своем виде был богат на архитектурные излишества.
Обратите внимание на подпорную стену, которая запечатлена на фото справа. Это был первый шаг к превращению набережной Волги из гадкого утенка в прекрасного лебедя. В самарском архиве краеведом Игорем Махтевым был найден протокол осмотра членами городской управы Ленинградского спуска в 1885 году. Тогдашний берег Волги им не понравился:
«Сооружение набережной по берегу реки Волги существенно необходимо не только в хозяйственных, но и в гигиенических целях города. Не говоря уже о том, что набережная в нынешнем виде представляет безобразное зрелище не благоустройств и беспорядка недостойного города Самары».
Было решено построить временную деревянную, а затем и каменную подпорные стены между нынешними улицами Комсомольской и Некрасовской. На это требовалась огромная по тем временам сумма в 90410 руб. Первоочередной задачей была планировка территории и выравнивание будущей стройплощадки. Самарским обывателям было разрешено сваливать сюда навоз, предварительно пересыпав его землей и песком. Таким образом выравнивались бы неровности местного ландшафта. Землю предлагалось брать с территории нынешней площади Чапаева, где тогда началась подготовка к строительству здания городского театра.
Самарцы с радостью свозили на набережную навоз, а вот добавлять в него землю и песок как-то ленились. В итоге запах здесь стоял специфический, а к берегу Волги потянулись зловонные ручьи. Городской управе пришлось выделить 15 рублей на устройство полицейской будки. С появлением надзора со стороны блюстителей закона технология засыпки стала соблюдаться.
Что касается здания речного вокзала (Максима Горького, 82), то на него лучше поглядеть, используя рисунок Вагана Каркарьяна.
Его строительство началось в 1967 году, а торжественное открытие состоялось 23 июля 1971 года.
Напротив речного вокзала в 2003 году была построена десятиэтажка с адресом Максима Горького, 97 / Венцека, 1. Глядя на нее, можно предположить, что при ее возведении пострадала историческая застройка, но здесь наблюдается редкое исключение из правил. Посмотрите на следующее фото, датированное 1971 годом.
Справа — дом №89, около него автобусная остановка «Речной вокзал». От нее и до улицы Венцека — пустырь, на котором, по воспоминаниям очевидцев, в советский период располагались кафетерии и сувенирные лавки. Один из киосков можно наблюдать в правой части кадра. Даже удивительно, как такое «козырное» место оставалось без капитальных сооружений вплоть до начала нулевых.
Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что дореволюционная застройка здесь все же существовала. Она тоже носила военный оттенок. Здесь размещались Мясниковские казармы. Вот что пишет в своих краеведческих заметках купец Константин Головкин:
«Казармы находились до последнего времени в принадлежавших городу домах на Заводской улице между Набережной и Преображенской (Водников — прим.ред.). Название «Мясниковских» казармы получили от того, что дома эти принадлежали позднее самарскому купцу рыбопромышленнику Никифору Ефимовичу Мясникову, у которого город снимал их в аренду, пока не приобрел, вернее взял за накопившийся долг, в собственность.
Здесь, кроме казарм, была еще гауптвахта и с 1909 года арестантский дом для содержания арестованных, о которых производилось дознание. В 1921-23 годы эти каменные 2-х этажные дома-казармы были разрушены до основания и расхищены частью обывателями, нуждавшимися в кирпиче и топливе.»
Все, что осталось от Мясниковских казарм, это следующее фото.
На нем запечатлен перекресток нынешних улиц Максима Горького и Венцека, а сами они занимают правую часть кадра.
Конечно, стоя на этом перекрестке, мы можем еще больше углубиться в историю, перенесясь, например в начало XVIII века. Тогда сгорела засекинская крепость, был построен «земляной замок» на Хлебной площади. Изменилась и система городских оборонительных укреплений.
Примерно там, где сейчас находится стела в честь Владимира Ленина, тогда высилась Вольская (Волжская) башня.
А от «Вольской башни к Волге реке до самого до берегу обнесено рогатками в два ряда по мере 50 сажен». Но к нынешней улице Максима Горького это уже имеет опосредованное отношение. Слишком много волжской воды утекло с тех пор.
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
— Земеца
— Ивана Булкина
— Калинина
— Проспект Карла Маркса
— Каховская
— Проспект Кирова
— Комсомольская площадь
— Комсомольская
— Красноармейская. Часть №1 и часть №2.
— Краснодонская
— Площадь Куйбышева
— Куйбышева
— Проспект Ленина
— Лесная
— Ленинская
— Лукачева
— Ленинградская. Часть №1 и Часть №2
— Льва Толстого
— Улицы Майская и Минская
Фото: Елена Вагнер
Обложка: рисунок архитектора Вагана Каркарьяна
Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook