НА СТИЛЕ

10 самарских зданий в стиле советского модернизма, которые стоит увидеть своими глазами

 13 403

Автор: Андрей Артёмов

.

,

От модерна рубежа XIX-XX веков, которому был посвящен предыдущий выпуск рубрики «На стиле», мы перейдем к советскому модернизму. Зародившийся после падения сталинского ампира, он имеет широкие временные рамки и является одним из самых молодых архитектурных стилей в нашей стране.


Советский модернизм

Период существования стиля — 1955-1991 годы. Отправная точка — постановление №1871 ЦК КПСС и совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Основные отличительные особенности
— Масштабность сооружений, их открытость, чистота линий, лаконичность объемов, урбанистичный облик зданий.
— Комплексный, градостроительный подход к застройке территорий, массовое жилое строительство индустриальными методами.
— Несмотря на декларируемый аскетизм, использование декоративных элементов, в частности мозаичных панно.
— Интернациональность (использование методов и наработок зарубежных архитекторов).

Примечание: при подготовке материала использованы книги «Космический Куйбышев» и «81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре». Взятые из них описания объектов выделены курсивом.


1. Элеватор

(Князя Засекина, 7Б)

Элеватор на Хлебной площади

Дата постройки: начало 1970-х годов
Архитекторы: В.Д. Смирнов, Н. Дегтярев

Объект, который может смело вписаться в концепцию самарского «самого-самого», наряду с крупнейшей площадью Европы. Ведь на момент строительства это был первый в стране элеватор вертикального типа.

При возведении этого промышленного сооружения впервые в городе был применен метод скользящей опалубки. Здание построено всего за 30 дней. Объемно-пространственное решение определялось дефицитом свободной территории. Два цилиндра, объединенные вертикальной норией (подъёмная машина для грузов в виде замкнутой в кольцо ленты с укреплёнными на ней черпаками) для подъема зерна, разделены на сегменты, которые заполнялись зерном сверху. Объем нории имеет сплошное остекление, а верхний технический этаж освещается по периметру.

Вертикальные пилоны завершают по периметру цилиндрические объемы, напоминая две «короны».


2. Дворец бракосочетания

(Молодогвардейская, 238)

DSC03381

Дата постройки: 1979-1983 годы
Архитекторы: Алексей Герасимов, Ваган Каркарьян

Среди типовых зданий 70-х годов ЗАГС привлекает своей нестандартной композицией с наклонными стенами пилонами, благодаря которым внутреннее пространство приобрело сакральный дух. Ясная функциональная схема сразу раскрывает посетителю логику интерьера. В крыльях расположены вспомогательные помещения, а в пирамидальном объеме организован поток свадебной процессии.

Знаковое для Самары здание было удостоено отдельной статьи в нашем журнале.


3. Зональный вычислительный центр объединенного диспетчерского управления энергосистемами Поволжья

(Полевая, 5)

Вычислительный центр

Дата постройки: 1980-1982 годы
Архитекторы: Алексей Моргун, Алексей Герасимов

Напротив «шалашика» Дворца бракосочетаний приземлилась ставшая неотъемлемой частью улицы Полевой летающая тарелка.

При проектировании и строительстве преодолевалась масса трудностей: сложный участок, уходящий в глубь застройки, сложный рельеф, относительно новая типология объекта.

Над трехэтажным параллелепипедом основного корпуса с его ритмичными членениями возвышается космический акцент – круглый в плане диспетчерский зал с пультом, идущим по периметру. Консоль «тарелки” 3,6 м. Эта «летающая тарелка» придает зданию значительность и обогащает технократическую архитектуру романтическими инопланетными (или кибернетическими) ассоциациями.


4. Дом профсоюзов

(Волжский проспект, 19)

Дом профсоюзов в Самаре

Дата постройки: 1971-1972 годы
Архитектор: Е.М.Смоликов

Здание скомпоновано из трех объемов-параллелепипедов и встроено в береговой склон. Двухэтажные объемы столовой и выставочного зала расположены параллельно Волжскому проспекту и соединяются в общую пространственную структуру с перпендикулярно поставленным семиэтажным административным блоком.

Мозаичное панно художника Вячеслава Герасимова оформляет фасады выставочного зала. Так, архитектурный образ рационального здания усложнен при помощи художественных средств, демонстрируя программный принцип архитектуры соцреализма — синтез искусства и архитектуры.


5. Жилой микрорайон «АВИА»

(в границах улиц Железной Дивизии, Боярова, Заводского шоссе и проспекта Кирова)

Авиагородок

Дата постройки: конец 1970-х годов
Архитекторы: Владимир Блохин, Ваган Каркарьян

Построен на месте бараков Безымянлага. Микрорайон был возведен для работников Авиационного завода.

Основной тип расселения — общежития и квартиры для малосемейных. Учреждения культурно-бытового назначения вынесены к магистралям и пристроены к жилым домам. <…> Структура фасадов сформирована поперечными стенами с небольшим наклоном и лоджиями, облицованными серебристым металлоштампом. Нестандартно решены входы в здания, превращенные в просторные террасы, оригинально решены переплеты витражей магазинов.


6. Жилой комплекс «Шанхай»

(Молодогвардейская, 207-217)

Шанхай на Молодогвардейской

Дата постройки: конец 1960-х — начало 1970-х
Архитекторы: Владимир Блохин, Ваган Каркарьян

Получил свое название, конечно же, за размеры и, как следствие, количество жильцов. К слову, свой «Шанхай», построенный двадцатью годами ранее, есть и на Безымянке.

Первый полностью остекленный этаж отдан магазинам и предприятиям бытового обслуживания. Опущенный по рельефу корпус надстроен этажом художественных мастерских со сплошным остеклением.

Крышу с перголами сначала начали мостить – она предназначалась для отдыха жителей, но городское руководство, смекнув, что бетонными плитами лучше покрыть улицу, свернуло это начинание. Благодаря перголам дом выглядит характерным памятником шестидесятникам, визуально объединяющим ансамбль улицы Молодогвардейской.

«Шанхай» на Молодогвардейской также был удостоен отдельной статьи на ДГ.


7. Дом актера

(Вилоновская, 24)

Дом актера

Дата постройки: 1973 годы
Архитекторы: Николай Красько, Ваган Каркарьян

Корпус театра показывает продолжение архитектуры периода «оттепели» в брежневскую эпоху. Компактное здание осторожно вписано в историческую среду, сочетаясь масштабом с соседями. Тем не менее, архитектура строго функциональная, ясная. <…>На глухой плоскости над входом расположен алюминиевый рельеф скульптора Штеймана, намекающий на театральную функцию здания. В начале 2000-х первый этаж был реконструирован, а фасад искажен.

Через еще большие реконструкции прошел другой образчик модернизма в Самаре — ДК «Звезда». От его первоначального облика практически ничего не осталось, посему он и не попал в наш ТОП. В качестве альтернативы предлагаем вам прочесть интервью с его создателем, архитектором Юрием Храмовым.


8. Дворец спорта Авиационного завода

(Физкультурная, 101)

Дворец спорта Авиацонного завода

Дата постройки: 1972 год
Архитекторы: Николай Никитин, Алексей Моргун

Еще одна частичка славы Куйбышевского авиационного завода. В помещении Дворца спорта имелось все для приятного спортивного времяпрепровождения — от бассейна для байдарочников и каноистов до тира. В конце 1990-х — начале 2000-х годов он был местом проведения крупного легкоатлетического соревнования — Кубка губернатора.

В отличие от непримечательного городского дворца спорта в центре города, это одна из лучших местных построек 70-х. Чистая архитектура и простая логичная внутренняя организация сочетаются с элегантностью образа. Модернистский язык поддержан естественной, честной отделкой: открытый металл, фактурная штукатурка, тонированное темное дерево. <…> Манящая прозрачность достигается безрамным остеклением входов, редкими алюминиевыми переплетами с максимальной площадью стекла.


9. Мемориал Ленина

(Ленинская, 142)

DSC07774

Дата постройки: конец 1980-х — 1991 год
Архитекторы: Е.Г. Розанов, А.Г.Моргун, А.Панферов, В.Н.Шестопалов, Е.К.Шумов

Для постройки Ленинского мемориала были пущены под нож, а точнее под ковш экскаватора, сразу два квартала дореволюционной застройки — 89-й и 97-й. В том числе и исторически значимые здания, например, дом доктора Бодэ. С другой стороны, благодаря кипучей деятельности Владимира Ильича в нашем городе, многие здания получили статус памятников архитектуры на основании того, что будущий вождь мировой революции в них бывал. Но вернемся к мемориалу.

Сам музей Ленина представляет 2 экспозиционных этажа. Первый – прозрачный, черного тонированного стекла, второй – глухой, отделанный белым известняком, с знаменосными барельефами, разорванными стеклянным экраном в месте обзора старой среды вокруг дома Ульяновых. <…> Утраченные здания по ул. Ленинской изобразили странными деревянными новоделами в стиле Канзас-сити.


10. Дом «Рашпиль»

(Осипенко, 32)

Дом-рашпиль
Дата постройки:
1987 год
Архитектор: Александр Белоконь

Первая в нашем городе 20-этажка. Благодаря своему специфическому облику дом получил множество прозвищ, самые часто встречающиеся из которых — «Рашпиль», «Терка» и «Кукуруза».

По инсоляционным соображениям (а может и по художественным тоже), находясь на верхней кромке надпойменной террасы, здание обращено торцом к волжской панораме и не имеет обращенных туда жилых окон. Это обстоятельство выдает факт, что проект разработан для многократного применения и не привязан к определенному контексту.

Вопреки довольно статичному силуэту, фасад имеет чрезвычайно живой облик. Ромбовидный в плане, он состоит из чередующихся балконов с асимметричными консолями. Брутальный образ подчеркнут обнаженным бетоном.



Читайте также:

Фотографии: Влад Виноградов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»