НА СТИЛЕ

10 самарских зданий в готическом и мавританском стилях, которые стоит увидеть своими глазами

 4 478

Автор: Андрей Артёмов

В прошлый раз мы исследовали советский модернизм, а теперь вновь обратимся к дореволюционным постройкам. Да не простым, а возведенным в «экзотических» стилях. Гостья из мрачного Средневековья — готика и посланец волшебного Востока — мавританский стиль.


Готика и мавританский стиль

Годы существования стилей в России:

∼ конец XVIII века — 1910-е годы (готика),
∼ середина XIX века  — 1910-е годы (мавританский стиль).

В Самаре эти два стиля задействовали прежде всего при строительстве культовых сооружений. Количество особняков и доходных домов сравнительно невелико, и оттого каждый из них становится только ценнее. Стоит отметить, что мавританский стиль нашел широкое применение в архитектуре загородных дач самарских купцов. Однако многочисленные реконструкции, произведенные в советский период, зачастую не оставляют от него и следа, а некоторые постройки и вовсе не сохранились.

Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.


1. Храм Пресвятого Сердца Иисуса

(Фрунзе, 157а)

DSC03775

Дата постройки: 1906 год
Архитектор: проект — Фома Богданович, надзор за строительными работами — Александр Щербачев

Квинтэссенция готического стиля в архитектуре Самары и — вкупе с модерновым особняком Курлиной и конструктивистским Домом радио — один из самых «открыточных» видов города. Строительство костела началось в 1902 году и обошлось в 80 000 рублей.

«Готика, точнее увлечение готикой, развивается как самостоятельное архитектурное течение в русле общих стилевых поисков, характерных для рубежа XIX—XX веков.

Главный вход — это ряд стрельчатых арок, расположенных одна за другой и утопленных в кирпичную стену <…> Над входом возвышается белая витая колонна с капителью. Подобно пружине, она усиливает устремленность вверх, подчеркивает ось симметрии.

Фасад фланкирован стройными, высокими башнями. Они неотъемлемы от образа готического собора. <…> Для готики чуждо застывшее спокойствие. Ее стиль — взлет ввысь, вертикали. Развитие по горизонтали сведено к минимуму. Граненые пилястры башенок завершаются остроконечными шлемами».

В январе 1930 года в костеле был открыт Польско-немецкий клуб. А самым длительным его «арендатором» в советский период был краеведческий музей, размещавшийся здесь с 1941 по 1991 годы, после чего храм был возвращен верующим.

Не лишним будет заглянуть и во двор костела. Там вы обнаружите двухэтажную каплицу — католический молельный дом, построенный еще в 1887 году. В ней до постройки костела проводились службы, а на втором этаже жил священник.


2. Лютеранская церковь святого Георга

(Куйбышева, 115-117)

DSC03752

Дата постройки: 1865 год
Архитектор: проект инженера Николая Еремеева, он был переработан архитекторами из Санкт-Петербурга

Изначально здание кирхи строилось для католической общины города. Главным «зачинщиком» в этом деле был самарский купец Егор Аннаев. Когда к 1864 году храм уже был почти готов, в католической Польше, входившей в то время в состав Российской империи, произошло восстание. В итоге с согласия Егора Аннаева здание было передано лютеранской общине города.

«Это основная доминанта главной улицы. Без этой вертикали, колокольни кирхи перспектива улицы оказалась бы безнадежно однообразной».

Здание кирхи было освещено 26 сентября 1865 года. Спустя 12 лет оно было практически уничтожено грандиозным пожаром. На восстановление кирхи ушло 6 лет. Но нет худа без добра, тогда же она обзавелась боковыми флигелями.

Как и костел, кирха была закрыта в январе 1930 года. Однако список «арендаторов» у нее был куда больше. Начиная от «Союза воинствующих безбожников» 1930-х годов, заканчивая мастерской скульпторов-монументалистов. В первом списке памятников истории и культуры 1966 года она проходил как «Мастерская Союза художников. Готика».

21 декабря 1991 года в кирхе, несмотря на то, что еще не закончились реставрационно-ремонтные работы и не работало отопление, после 60-летнего перерыва было проведено первое рождественское богослужение.


3. Особняк Субботина-Маркинсона

(Алексея Толстого, 30)

DSC03678

Дата постройки: ∼ 1911-1912 годы
Архитектор: Михаил Квятковский

Готика в Самаре — это не только места отправления культа, но и доходные дома. В истории этого красавца с улицы Казанской было все то, за что мы любим дореволюционные постройки — кардинальная перестройка здания талантливым архитектором на деньги влиятельной купеческой семьи и квартиросъемщик-масон.

«Мотивы готики особенно четко просматриваются на последнем этаже здания с высокими башенками и фиалами с остроконечными пирамидами на углах, а также у эркера и центра торцевого фасада. Готические детали сплавлены с декоративными приемами модерна входной части здания и с цветным керамическим убранством оштукатуренного фасада. Архитектура дома — наглядный пример интерпретации готического стиля в трактовке облика доходного дома в эпоху модерна».

За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары особняк Субботина-Маркинсона удостоился от ДГ отдельной статьи.


4. Фахверковый дом

(Фрунзе, 75)

DSC03711

Дата постройки: ∼ 1904-1912 годы
Архитектор: неизвестен

Кусочек северной Европы на бывшей Саратовской. Построен дом для известного самарского адвоката Осипа Гиршфельда. Ему же принадлежал каменный дом, выходящий на улицу Фрунзе.

«Это фахверковая постройка. Суть ее архитектуры состоит в ограждающих конструкциях каркаса из системы горизонтальных, вертикальных и наклонных деревянных балок (фахверков). Промежутки расчлененных балками стен заполнены кирпичом.

Остроконечный щипец, двускатная кровля, конусообразное завершение угловой башни, эркеры, поддерживаемые деревянными консолями, в сочетании с рядом модернистских элементов придают зданию черты «готической» архитектуры северной Германии.»

За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары фахверковый дом также удостоился от ДГ отдельной статьи.


5. Дом Линева-Розиной

(Куйбышева, 44)

DSC03700

Дата постройки: 1901 год
Архитектор: Филарет Засухин

Пересечение улиц Пионерской и Куйбышева привлекает внимание наличием двух прекрасных зданий, приятно дополняющих друг друга. По нечетной стороне дореволюционной Дворянской протянулся самарский «офис» Русского торгово-промышленного банка. На рубеже XIX-XX веков его фасад приобрел современный вид. Известный архитектор Александр Зеленко преобразил типовой проект в образчик «старофранцузского» стиля.

Их соседи по четной стороне решили не отставать и заказали перестройку своего двухэтажного дома в «немецком» стиле (так в дореволюционной Самаре именовали готику). Автором реконструкции стал известный самарский зодчий Филарет Засухин.


6. Доходный дом Вильгельма Кирста

(Галактионовская, 74)

DSC03779

Дата постройки: 1897 год
Архитектор: неизвестен

В течении пяти лет после постройки домом владел самарский купец второй гильдии немецкого происхождения Вильгельм Кирст. В Самаре он торговал минеральной и артезианской водой, имея павильоны для их продажи в самых бойких местах города.

Повнимательнее приглядевшись к фасаду можно заметить детали, сходные с теми, что использованы в особняке Линева-Розиной и фахверковом доме. Самым запоминающимся элементом здесь является остроконечный фронтон с круглым окном.

Красота здания и удачное расположение неоднократно привлекали различных арендаторов. В 1913 году здесь открылась «Новая центральная гостиница» купца Ушакова с певческим хором, бильярдом и прочими прелестями жизни. В 1990-е годы дом Кирста был известен самарским модницам, в нем на первом этаже располагался «Захар-Бутик».


7. Хоральная синагога

(Садовая, 49)

DSC03828

Дата постройки: 1908 год
Архитектор: Зельман Клейнерман

Решение о ее строительстве было принято в 1903 году, когда стало очевидно, что существовавшие к тому моменту в Самаре два молельных дома не вмешают всех желающих. Стоимость строительства была оценена в 50 000 рублей. Эта сумма была собрана при помощи добровольных пожертвований челнов иудейской общины Самары.

«Самарская синагога выполнена в мавританском стиле. Это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV веках в странах Северной Африки и южной части Испании. Впервые в исламских постройках Испании осуществили подковообразную арку — гибрид арочной и стрельчатой арки. Эта форма широко используется в самарской синагоге.

Чередование красных и белых полос кирпичной облицовки и орнаментальная трактовка плоскости стен также роднят архитектуру самарской синагоги с мавританской. Вход в здание решен парадно, в виде портика. Над главным входом расположено огромное круглое окно, в центре которого — шестиконечная звезда Давида. Ряд ступенчатых арочных окон освещает лестницы, построенные в северной и южной сторонах синагоги».

Большую часть советского времени в синагоге располагался хлебозавод. В 1990-х годах началась реконструкция здания, которая длится по сию пору.


8. Особняк купца Белоусова

(Куйбышева, 72)

DSC03764

Дата постройки: 1898 год
Архитектор: Александр Щербачев

Вот уж правду говорят: «Мал золотник, да дорог». Особняк Белоусова не может похвастаться протяженностью по красной линии или этажностью. Но маленький кусочек Магриба на бывшей Дворянской неизменно привлекает внимание. Контраст с не самой броской застройкой этой стороны улицы делают его еще более заметным.

«На облике этих образцов эклектики отразилось заимствование внешних форм мавританской архитектуры: подковообразные и стрельчатые арки, башенки в виде «минаретов», стены с глубоким рустом, сталактитовые декоративные детали».

Красота дома была по достоинству оценена самарскими купцами. Так с 1907 по 1917 годы на его первом этаже располагался «Торговый дом братьев Клодт». В 1960-х годах в доме Белоусова располагалась прокуратура Самарского района.


9. Особняк Серебринниковой

(Степана Разина, 41)

DSC03694

Дата постройки: 1904 год
Архитектор: Александр Щербачев

Что интересно, первоначально дом был одноэтажным и, также, как и особняк Белоусова, имел минареты. Александр Щербачев здесь использует те же архитектурные элементы, например, колонны с капителями композитного ордена. Сейчас особняк занимает (как минимум с 1960-х годов) лечебное учреждение, а до этого там располагался архив партийной истории обкома КПСС.


10. Дом Масловского

(Ульяновская, 51)

DSC03818

Дата постройки: ∼ 1910-1915 годы
Архитектор: неизвестен

Дом-загадка. История его завершается там же, где начинается наименование в списке объектов культурного наследия. Даже инициалы владельца остаются за кадром. Можно лишь предположить, что дом построен или какое-то время принадлежал известному самарскому фтизиатру Виктору Юлиановичу Масловскому.

«Претенциозные памятники в мавританском стиле остаются одними из примечательных построек Самары. Среди них и добротный полутораэтажный симметричный дом с куполом и подковообразными проемами».

Нельзя не отметить и соседний новодел (Ульяновская, 47), пожалуй, один из лучших образцов архитектуры 2000-х годов в историческом центре Самары. Но это уже совсем другая история.


Читайте также:

Фотографии: Влад Виноградов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»