НА СТИЛЕ

10 конструктивистских зданий в Самаре, которые стоит увидеть своими глазами

 20 758

Автор: Андрей Артёмов

.

,

На смену уютному и камерному деревянному зодчеству в нашу рубрику «На стиле» врывается новаторский и утопический конструктивизм. Какие архитектурные памятники советского авангарда обязательны к просмотру в Самаре, читайте и смотрите в нашем материале.


Конструктивизм

Годы существования стиля: начало 1920-х годов — середина 1930-х годов.

Отличительные особенности
— Практически полный отказ от декоративных элементов фасада, максимально функциональная планировка внутренних помещений.
— Стремление к монолитному образу здания при делении его на геометрические сегменты.
— Гигантомания, наличие проектов, реализация которых на практике была невозможна.
— Широкое использования бетона и стекла (ленточное остекление).
— Ровные, приглушенные цвета (чаще всего — белый, серый, бежевый).

Примечание: при подготовке материала использована книга архитекторов Виталия Стадникова и Олега Федорова «81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре». Взятые из них описания домов выделены курсивом.


1. Фабрика-кухня завода имени Масленникова

(Ново-Садовая, 149)

DSC02239

Дата постройки: 1930-1932 годы
Архитектор: Екатерина Максимова

Знаменитое здание в виде скрещенных серпа и молота, общепризнанный образец советского архитектурного авангарда. За 85 лет своего существования Фабрика-кухня пережила две реконструкции, в следствии чего ее первоначальный облик был сильно изменен. Первая из них случилась в 1944 году, когда по проекту Ивана Салоникиди шедевр конструктивизма был перестроен «под классику» и лишился львиной доли своих авангардных архитектурно-проектных находок. В 1999 году фасад здания, в котором тогда располагался ТЦ «Пассаж», был обшит пластиковым сайдингом. После его демонтажа, уже в 2000-х была утрачена оригинальная надпись «Фабрика-кухня» на торце «молота».

Отдельную боль доставляет тот факт, что ни одной приличной по качеству фотографии первоначального облика Фабрики-кухни до сих пор не обнаружено. А вот история ее изучена, по счастью, весьма подробно. Еще больший оптимизм вызывает то, что наконец-то началась крупномасштабная реставрация Фабрики-кухни.

Интервью бывшего главного архитектора Самары Виталия Стадникова о судьбе Фабрики-кухни читайте здесь.

2. Дом с серпом и молотом

(Красноармейская, 19 / Чапаевская, 179)

DSC02218

Дата постройки: 1927-1928 годы
Архитектор: Петр Щербачев

Один из первых жилых многоквартирных домов, возведенных в нашем городе после Гражданской войны. Годы строительства запечатлены на фасаде, вместе с главным символом страны Советов.

Конструктивистские идеи проявились в разработке типовых и экономичных планировок, которые получили широкое распространение в жилье квартирного типа. Впервые в Самаре применен секционный тип жилья. Лишенные декора фасады, оживленные ритмом пилонов, демонстрируют поворот самарского зодчества к конструктивизму. Вертикально ориентированная пластика является отзвуком «живой классики», актуального направления 1910-х годов.

Помимо своих архитектурных достоинств, дом любопытен тем, что в нем проживали почетные граждане города.


3. Дом культуры имени Дзержинского

(Степана Разина, 46 / Пионерская, 21)

DSC02159

Дата постройки: 1930-1932 годы
Архитектор: Леонид Волков

Одна из наиболее ярких построек «зрелого» конструктивизма в Самаре. Клуб Дзержинского входит в единый комплекс зданий ОГПУ с жилыми домами, поликлиникой и ныне не существующим зданием УВД.

Цилиндр основных помещений, разделенный прогулочными террасами, заключен между двумя объемами лестничных блоков. Вход в клуб осуществляется тактично, не с угла, а сбоку за лестнично-лифтовым блоком со стороны улицы Степана Разина, благодаря чему главная цилиндрическая форма остается цельной. Фасады клуба дошли до нас в первоначальном состоянии. Интерьеры, естественно, были декорированы в 40-50-е годы, причем самим же Волковым.

Для культурной жизни Самары «Дзержинка» ценна тем, что в 1940-х годах здесь появился первый в городе профессиональный джазовый оркестр, а в свой первый приезд в Куйбышев, в мае 1967 года, здесь выступил Владимир Высоцкий.


4. Штаб ПриВО

(Фрунзе, 165)

DSC02197

Дата постройки: 1930-1932 годы
Архитектор: Петр Щербачев

Полное название — Дом Красной армии имени Климента Ворошилова. Назван в честь наркома по военным и морским делам, одного из пяти первых маршалов СССР. Кроме того, именно Ворошилов принимал легендарный куйбышевский парад 7 ноября 1941 года. Любовь к не самому талантливому советскому полководцу проявилась и в названии улицы. Современная Ленинская с 1926 по 1957 год именовалась Ворошиловской.

Дом Красной армии занимает почти весь квартал, имеет несколько раздельных входов, главный из них акцентирован угловой башней с красной звездой и часами. Весь комплекс нарастающих по этажности корпусов составляет острохарактерный многоплановый объем с лаконичными фасадами. Удачно использован рельеф участка: создан стилобат, террасирование, подпорные стенки, лестничные марши, скульптуры, снятые в 60-е годы.

Внешние формы зданий, характер остекления проемов, их очертания естественно вытекают из внутренней планировки, проявляют ее содержание на фасаде. В этом, безусловно, сказалась практика конструктивистов, которая нашла свое выражение в архитектурном облике динамичного по форме учреждения нового типа.

Что любопытно, часть территории штаба ПриВО в 1920-х годах занимал цирк-шапито.


5. Дом Промышленности

(Куйбышева, 145)

DSC02219

Дата постройки: 1929-1933 годы
Архитектор: Василий Сухов

Дом промышленности и торговли задуман как центр управления промотраслями области. Проект предлагал размещение организаций, делового клуба, библиотеки, музея промышленности, зала на 500 человек и столовой.

Вследствие того, что на предполагаемой территории расположено одно из лучших зданий города — особняк Клодта архитектора Александра Щербачева, проект был «урезан». Стройка испытывала острый недостаток кирпича, который пытались компенсировать за счет применения теплобетонных камней, изготовляемых рядом на примитивном заводе, и кирпичей разобранного кафедрального собора.

Дом промышленности имеет каркасную внутреннюю конструкцию, что обеспечивает гибкую планировку. Эффектно решена угловая часть здания с монолитными консолями рекреаций и сплошным остеклением. До реконструкции архитектура Дома промышленности была рациональной и строгой: каркасная система фасада, ленточные окна, большие остекления световых холлов, полное отсутствие декоративных деталей. Главный вход был утоплен под нависающим остекленным объемом рекреаций.

Здание было реконструировано в 1961 году в духе соцреализма. Проезд во двор стал вестибюлем, убран балкон над первым этажом, а вход в здание получил патетическую трактовку.

Дореволюционная история угла Красноармейской и Куйбышева тоже весьма интересна. Так, при строительстве Дома промышленности был снесен особняк купца Арефьева. Также здесь располагался один из первых в городе велодромов, принадлежавших немцу Нейману, а затем одно из первых в Самаре футбольных полей.


6. Радиодом

(Красноармейская, 17 / Чапаевская, 176)

DSC02204

Дата постройки: 1930-1938 годы
Архитектор: Елена Сорокина

Проект монументального конструктивистского телеграфа на углу улиц Красноармейской и Чапаевской был выполнен в 1930 году. Здание сначала было задумано в виде разноэтажной (2—4—6 этажей) объемной композиции и должно было объединить 4 корпуса: почтамт, газетный, конторы и Радио-театр.

Цилиндрический объем Радиотеатра с залом на 618 мест не был реализован (на его месте сейчас — фонтан и памятник «Красное знамя»). В течение строительства автору пришлось декорировать фасады пилонами, подчеркнувшими тектонику, что парадоксально усилило конструктивистский образ здания. Почти в первоначальном виде здание сохранилось до наших дней и заняло приметное место в панораме города — и с главной площади, и с фарватера Волги.

Есть сведения, что с 1943 года свои легендарные слова «Говорит Москва!» всемирно известный диктор Юрий Левитан произносил именно в стенах куйбышевского Радиодома.


7. Общежитие ОГПУ

(Ленинградская, 54 / Чапаевская, 104)

DSC02151

Дата постройки: 1929-1931 годы
Архитектор: Петр Щербачев

Дом, который имеет практически брата-близнеца на углу Льва Толстого и Молодогвардейской (дом Горкомхоза). Однако внутренние отличия у них сильнее внешних. Если Дом горкомхоза заселен поквартирно, то общежитие ОГПУ — коммуналка.

Эти сооружения иллюстрируют один композиционный прием. Угловой блок отступает от красной линии. Разрывая крылья фасадов, он образует удобную площадку для входов в общественные помещения первого этажа. Ступенчатый акцент усилен угловыми балконами. Лишь форма балконов различает эти конструктивистские постройки

Конструктивистское общежитие ОГПУ на этом перекрестке отлично контрастирует с расположенным по диагонали доходным домом купчихи Пелагеи Сидоровой, выполненным в русско-византийском стиле.


8. Дом специалистов

(Ленинградская, 72 / Переулок Высоцкого, 3)

DSC02149

Дата постройки: 1934-1936 годы
Архитектор: Александр Полев

Построен для творческой элиты, и каждая квартира в нем была распланирована с учетом пожеланий будущих жильцов. В каждой квартире при кухне имеется комната прислуги. Двенадцатисекционный дом интересен градостроительным подходом к решению задачи застройки целого квартала. Внешняя архитектура Дома специалистов предельно функциональна, проста. Конструкция угловых оконных проемов имитирована спрятанными за оконные коробки опорами.

В 2004 году центральное и северное крыло дома сгорели, но были восстановлены с частичной надстройкой шестым этажом.

До 1930-х годов на месте Дома специалистов стояла Троицкая церковь, давшая дореволюционное название нынешней улице Галактионовской.


ПОСТКОНСТРУКТИВИЗМ

Начиная с 1932 года, солнце конструктивизма стало постепенно клониться к закату. Архитекторов настоятельно призывали искать вдохновение в классических формах и отказаться от аскетизма и формализма, присущих авангарду. Так стал зарождаться сталинский ампир, который заявит о себе в полной мере уже в послевоенное время.

А во второй половине 1930-х годов главенствующую роль занимал стиль, называемый постконструктивизмом. Вот некоторые его черты:

— непременное обогащение внешнего облика зданий (лепные детали, рустовка стен и т.д),
— использование безордерных колонн,
— использование ярких цветов фасадов.

При этом общая планировка зданий, как правило, оставалась конструктивистской. Подробнее о переходном периоде развития советской архитектуры читайте здесь.


9. Дома грузчиков

(Максима Горького, 115-119)

DSC02162

Дата постройки: 1934-1937 годы
Архитектор: Леонид Волков

Здесь мы видим явным пример перехода к традициям классической архитектуры. Тут еще присутствует  ленточное остекление лестничных пролетов, столь любимое конструктивистами, но наряду с ним имеются кронштейны, балконы с ажурными парапетами, а дом №117 еще и имеет портик на 4 колоннах. Кроме того, Дома грузчиков несли еще и важное градостроительное значение.

В 1930-е годы сложился ансамбль ведомственной застройки Средневолжского речного пароходства. Первым его элементом стали три жилых дома, построенных вдоль вновь сформированной прибрежной ул. Максима Горького. Это был первый шаг к упорядочиванию застройки волжского склона, который в то время был занят складскими и промышленными постройками. Параллельно по оси комплекса жилых зданий тем же автором был построен деревянный речвокзал в классических формах


10. Дома завода САЖЕРЕЗ

(Свободы, 99)

DSC02243

Дата постройки: 1934-1937 годы
Архитектор: Леонид Волков

Один из 6 домов, построенных для Самарского железнодорожно-ремонтного завода. Первые многоквартирные дома Безымянки, расположенные в ее центре — квартале между улицами Свободы, Калинина, Победы и Ново-Вокзальной.

Первая очередь застройки наряду с жильём должна была включать весь комплекс культурно-бытовых сооружений. Реализованы были секционные дома весьма примечательного облика. Пластические приёмы напоминают построенный Волковым чуть ранее жилой дом УВД – такая же строго симметричная композиция с цилиндрическим сопряжением ризалитов, усиленным протяженными балконами.

Угловые балконы и окна (реализованные на корпусах, расположенных в глубине квартала), строгие эркеры, подчеркнувшие пластику, свойственную конструктивизму, сочетаются с фронтонами, фризами и другими декорациями классики. Осознанное сочетание таких элементов художественно отличает эту постройку от многих конструктивистских зданий, вынуждено декорированных в конце 30-х годов. Словом, это довольно редкий пример местного постконструктивизма.


Литература для углубленного изучения:

Селим Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда

Книга первая — «Проблемы формообразования. Мастера и течения»
Книга вторая — «Социальные проблемы»


Читайте также:

Текст: Андрей Артемов
Фотографии:
 Влад Виноградов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте