Все открытки дореволюционной Самары в одном месте

 414

Автор: Данил Махов

800 дореволюционных открыток с видами Самары и её окрестностей издатель Владимир Самарцев объединил в свой новый альбом. Разумеется, там есть расхожие фотографии, но есть и малоизвестные, особенно цветные. Кстати, в цвете до революции почтовые карточки обрабатывались в Стокгольме, и была это исключительно ручная работа.

Из истории почтовых открыток

Родиной картонных карточек считают Австрию. Время их массового распространения – 60-е годы 18 века. Изначально каждая открытка была индивидуальным художественным произведением, где для украшения использовали птичьи перья, засушенные цветы, бисер, бархат и шелк. Сейчас такие карточки стоят баснословных денег.

Россия вступила в Международный почтовый союз в 1871 году, и тогда же у нас была введена почтовая карточка или открытое письмо. Вскоре это письмо стали называть просто «открытка».

С 1878 года открытки стали издаваться стандартным форматом 9х14 см. Но установленные размеры российскими издателями часто не соблюдались, и серии открыток отличались одна от другой по формату чуть ли не на сантиметр.

Первоначально на обороте иллюстрированной открытки разрешалось писать только адрес, а места для самого письма не предусматривалось. Поэтому адресат, как правило, текстом письма поневоле портил изображение на открытке. Это вызывало недовольство у многих людей, а особенно у тех, кто сделал коллекционирование открыток своим хобби. Начиная с 1904 года, левая половина оборота открытки стала отводиться для письма, а для адреса – правая. Изображения, из-за которых собственно и ценились открытки, оставались нетронутыми.

Черно-белые открытки хорошего качества стоили 3-5 копеек, цветные — 5-10 копеек. Учитывая то, что буханка ситного хлеба тогда стоила копейку, это была недешёвая картонка.

В малограмотной России с её огромными расстояниями открытки играли ещё и просветительскую роль. На них печатались календари, географические карты, портреты великих людей. Большими тиражами печатались открытки с портретами царствующей семьи и сценами её жизни.

Удивительно чётко работала в начале прошлого века российская почта. Открытка, опущенная в почтовый ящик утром, в пределах Самары доставлялась адресату уже в обед. А в близлежащие города, такие как Ставрополь или Сызрань, приходила вечером. В Саратове или в Симбирске адресат получал открытку утренней почтой на другой день.

В России открытые письма с 1871 года монопольно выпускало государство, но с 1894 года разрешение печатать открытки получили и частные лица. Вскоре этим прибыльным делом занялись многочисленные издательства.

«В этом альбоме встретится много открыток, выпущенных известной шведской фирмой «Гранберг», — рассказывает нам составитель альбома Владимир Самарцев. — Она издавала серии цветных и чёрно-белых открыток с видами природы, Волги и русских городов исключительно для русского рынка. Специалисты подсчитали, что общее количество открыток, выпущенных фирмой «Гранберг», превышает 30 миллионов штук.

Самым известным российским издательством открыток стало издательство Общины Святой Евгении, названное так в честь внучки Николая I принцессы Евгении Ольденбургской. Все полученные доходы оно направляло на помощь бывшим медсёстрам.

Что касается Самары, то «открыточный бум» здесь начался в начале ХХ века. В моём электронном архиве хранятся отсканированные старинные открытки нескольких самарских коллекционеров — Леонида Едидовича, Александра Болтянского, Алексея Жукова, Юрия Булавина, Александра Туманова, Юрия Левина. Рассматривая их, я замечал, что многие изображения дублируются в разных сериях и у разных издательств. Профессиональные коллекционеры стараются собрать серию полностью, но у меня такой задачи не стояло. Я отобрал для печати только самые лучшие варианты одинаковых изображений, да и то не всех встречающихся, а только самых интересных».

В альбом Владимира Самарцева помещены открытки, созданные известными самарскими фотохудожниками. Кто же они?

Александр Васильев считается самым известным самарским фотографом. Он приехал к нам в 1880 году. До этого он три года работал специальным фотографом на строительстве Александровского железнодорожного моста через Волгу (под Сызранью). В 1881 году Васильев открыл в Самаре свой первый фотосалон. Он стал центральным в нашем городе и пользовался репутацией самого респектабельного. Например, к празднованию 300-летия Самарской губернии Васильев по заказу властей изготовил огромную фотопанораму Самары. Васильев дружил с Константином Головкиным и пристрастил его к фотографии. Вдвоём они не раз выезжали на съемки, и есть мнение, что часто позировали друг другу, особенно на фоне волжских пейзажей. Открыток авторства Александра Васильева насчитывается более 300 штук.

Константин Головкин, известный своими многочисленными талантами, увлекся фотографией в 90-х годах позапрошлого века. Потом он стал издавать открытки, которых набралось порядка 200 штук. Некоторые с его точки зрения удачные изображения он неоднократно повторял в разных сериях. С его негативов, кстати, печатали открытки и другие издатели.

Фотограф и владелец фотосалона Борис Бик тоже предоставлял свои негативы разным издательствам, и они печатались без указания его авторства.

С 1906 по 1909 год проживал в Самаре профессиональный петербургский фотограф Вольф Ясвоин. За три года он успел издать около десяти серий открыток с видами Волги, Жигулей и города Самары.

Михаил Шанин – владелец фотоателье на Дворянской улице — издал с 1908 по 1911 год полтора десятка серий открыток. Неизвестно, изданы они по его собственным негативам, или снимали штатные фотографы его ателье. Выпускал Шанин также открытки-приветы с Волги и из Самары. Она также есть в альбоме.

Если вы хотите приобрести альбом старинных открыток, то вам в Лавку «Другого города».

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook

comments powered by HyperComments