,
В прошлом выпуске рубрики «На стиле» мы обозревали советский авангард, а сегодня поговорим о том, чего он категорически не приемлет. Об утонченной декоративности и плавности линий, асимметричности, растительной орнаменталистике и прочих «украшательствах». Встречайте, рожденный в сердце Европы ответ архитектуры на промышленную революцию — его величество модерн.
Модерн
Годы существования стиля:
— в Европе — конец 1880-х — 1914 год,
— в России — конец 1890-х — 1916 год.
Основные отличительные особенности
— Проектировка здания по принципу «изнутри наружу», что определяло сильное влияние индивидуальной внутренней планировки помещений на его внешний облик.
— Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, асимметричных «природных» форм.
— Использование новых технико-конструктивных средств (железобетон, облицовочная керамика и т.д.).
— Широкое использование декоративных элементов, стилизованных растительных узоров, причудливых орнаментов.
— Художественное оформление конструктивных элементов здания — лестниц, дверей, балконов и т. д.
Примечание: при подготовке материала использованы книги архитектора Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.
1. Особняк доктора Эриха Эрна
(Чапаевская, 165)
Дата постройки: 1900-1902 годы
Архитектор: Александр Щербачев
Один из первых модерновых особняков в нашем городе. Пожалуй, единственная полноценная работа в этом стиле самого плодовитого дореволюционного архитектора города Александра Щербачева.
В 1919-1920 годах особняк Эрна был штаб-квартирой самарских чекистов. А в годы Великой Отечественной войны здесь размещалось посольство Польши.
2. Особняк купцов Матвеевых
(Молодогвардейская, 69)
Дата постройки: ∼ 1914-1915 годы
Архитектор: Дмитрий Вернер
Небольшой по размерам особняк сразу привлекает внимание тем, какую площадь его фасада занимают окна. К тому же на третьем этаже они имеют причудливую, «растительную» расстекловку.
Несмотря на то, что особняк был построен в 1915 году, архитектор Дмитрий Вернер использовал в нем некоторые элементы раннего, декоративного модерна. Так, монограмма владельцев дома обрамлена двумя цветками. Малозаметный декоративный элемент — крылатое колесо («колесо фортуны»), в Российской империи было символом купеческого сословия. Такой же знак запечатлен на фасаде знаменитого Дома с атлантами (Венцека, 55).
3. Ресторан «Аквариум»
(Самарская, 95)
Дата постройки: 1913-1914 годы
Архитектор: Михаил Квятковский
Одно из главных увеселительных мест дореволюционной Самары. Построен по заказу купцов братьев Ивановых, владельцев гостиницы «Гранд-Отель» и большого винного склада на углу нынешних Венцека и Молодогвардейской.
Главная «фишка» ресторана «Аквариум» — удачная компоновка строгих и лаконичных разноэтажных объемов. Единственный декоративный элемент — имитирующая купол металлическая конструкция над центральным эркером — увы, не сохранилась до наших дней.
Еще зимой 1917 года здесь кутили самарские купчики, а в марте их сменили работники профсоюзов и политических партий. Таким образом, ресторан «Аквариум» стал одним из эпицентров Февральской революции в Самаре. В позднесоветский период здесь размещался городской ТЮЗ. Сейчас ведется реконструкция здания, после которой в «Аквариум» запустят театр кукол.
4. Доходный дом Алексея Нуйчева
(Самарская, 149)
Дата постройки: 1902-1903 годы
Архитектор: Михаил Квятковский
Практически сразу после постройки в доме Нуйчева расположилась гимназия сестер Харитоновых. До строительства в 1911 году собственного здания на нынешней улице Куйбышева первый этаж арендовал Крестьянский поземельный банк, здесь у него было центральное губернское отделение.
Модерн проявил себя прежде всего в декоре, придавая деталям роль чистого украшения: атланты худосочны, левой рукой вяло поддерживают эркер, «бабочки» заменили замковые камни в обрамлении оконных проемов. Слоновьи головы завершают пилястры. Выполнены декоративные детали по эскизам художницы — дочери Нуйчева».
5. Особняк Общественного собрания
(Куйбышева, 157)
Дата постройки: 1914 год
Архитектор: Дмитрий Вернер
Заказчиком строительства выступило Общественное собрание служащих казенных и общественных организаций Самары. Здесь устраивались балы, литературные вечера, драматические представления, научные лекции и т.д.
Здание выполнено в стиле позднего, рационального модерна. Наиболее парадный вид имеет фасад, выходящий на улицу Куйбышева. Здесь расположено столь характерное для модерна крупное окно с причудливой расстекловкой, украшенное замковым камнем в виде мужской маски. Металлический козырек на цепях первоначально имел стеклянное покрытие.
После революции в особняке общественного собрания размещались различные советские учреждения и организации, в том числе «Дом Крестьянина» (1920-е годы). С 1975 года здание принадлежит военно-историческому музею ПурВО.
6. Гостиница «Гранд-Отель»
(Куйбышева, 111)
Дата постройки: конец XIX века. Реконструкция фасада в стиле модерн — 1909 год
Архитектор: Михаил Квятковский
Михаил Квятковский использует здесь свой любимый цветочный декор. Приобретают природный, обтекаемый вид балконы. Орхидеи украшают не только фасад, но и интерьеры гостиницы.
Что любопытно, в книге «Вся Самара» 1925 года написавший статью «Архитектура Самары» Константин Головкин определил стиль этого здания как «декаданс».
7. Особняк Василия Сурошникова
(Алексея Толстого, 41)
Дата постройки: 1909-1912 годы
Архитектор: первоначальный проект — Федор Шехтель, надзор за строительством — Александр Щербачев
Угловой балкон напоминает машикули правой башни Ярославского вокзала в Москве».
В особняке Василия Сурошникова имелись все привычные нам, но еще редкие для Самары XX века блага цивилизации — электричество, водопровод, центральное отопление, телефонная связь.
8. Особняк Курлиной
(Фрунзе, 159)
Дата постройки: 1903 год
Архитектор: Александр Зеленко
«Наше все» самарского модерна. Квинтэссенция классических черт и принципов этого стиля. В советский период был ценен совсем по другим причинам.
В послереволюционной истории особняка было много всего: штаб анархистов, контрразведка белочехов, посольство Швеции, детский сад и т.д. Что любопытно, первый музей здесь открылся еще в середине 1920-х годов. Это был музей гигиены и охраны труда.
9. Особняк Новокрещеновых
(Фрунзе, 144)
Дата постройки: ∼ 1907-1909 годы
Архитектор: Михаил Квятковский
Как и в случае с особняком Матвеевых, размер не имеет значения. Уютный и камерный дом Новокрещеновых — прекрасный образчик раннего, декоративного модерна.
Особенность этого шедевра самарского ар-нуво заключается в том, что особняк создан в 1909 году, в переломное для модерна время, когда практически в архитектуре России утвердился неоклассицизм — архитектура классицизма в эпоху модерна».
Стоит отметить, что 1910-1916 годы в Самаре отмечены появлением построек, сочетающих в себе как модерновые приемы, так и элементы классической архитектуры. К таковым можно отнести здание Банка внешней торговли (Куйбышева, 90) и особняк Аржанова (Куйбышева, 93).
10. Дача купца Константина Головкина
(Советской армии, 292)
Дата постройки: ∼ 1908-1909 годы
Архитектор: Константин Головкин и Валентин Тепфер
Дачи самарского купечества были украшением волжского левобережья. Предпочтение отдавали стилю мавританскому, и лишь самарский Леонардо да Винчи — Константин Головкин — выбрал для своей загородной резиденции стиль модерн.
Таков образ этой постройки — загадочный, таинственный, с узкими окнами, через которые свет проникал слабо — днем жгли свечи.»
Что любопытно, в книге «Русский модерн» известного историка архитектуры Елены Борисовой дача Головкина почему-то названа «дачей Беляева».
10 сталинок Самары которые стоит увидеть своими глазами
— 10 деревянных домов Самары, которые стоит увидеть своими глазами
— 10 конструктивистских зданий в Самаре, которые стоит увидеть своими глазами
— 10 самарских зданий в стиле советского модернизма, которые стоит увидеть своими глазами
— 10 самарских зданий в готическом и мавританском стилях, которые стоит увидеть своими глазами
— 10 самарских зданий в русском стиле, которые стоит увидеть своими глазами
Текст: Андрей Артемов
Фотографии: Влад Виноградов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте