,
По улице Земеца проходит граница Кировского и Промышленного районов Самары. Ориентировочная дата ее появления на карте города — начало 1940-х годов.
С краеведческой точки зрения, главная ценность улицы в том, что именно по ней имеют адреса два из трех главных богатырей авиационно-космического Куйбышева. Речь идет о заводе №1 им. Сталина («Прогресс») и заводе №18 им. Ворошилова («Авиакор»). Ниже приведена немецкая схема расположения их корпусов, датируемая 1943 годом. Нынешняя улица Земеца отмечена на ней красным цветом.
Близость улицы к заводам и обусловило ее название — Первый проезд. Под этим именем она «засветилась», например, в списке избирательных округов 1950 года.
Теперь поговорим о жилой застройке улицы Земеца. Поможет нам в этом немецкая схема Куйбышева 1943 года. На ней улица Земеца отмечена красной линией.
Как видите, с точки зрения жилой застройки она практически чиста. «Древнейшим» жилым домом здесь можно признать №19, построенный в 1942 году. Все остальные двухэтажки появились несколькими годами позднее. Те, что находятся на нечетной стороне, вероятнее всего были построены заводом №1 («Прогресс»), но документальные подтверждения есть лишь по дому №11. У него имеется и своя архитектурная фишка — один маленький, «кошелевский» балкон на достаточно протяженном фасаде.
Одновременно с ним в 1944 году была освоена территория, запертая в кольце железнодорожных путей. Этот район тогда именовался Призаводской площадкой. Непосредственно улица Земеца представлена здесь несколькими, но весьма колоритными домами. Кстати, ДГ не так давно посещал эти места, в связи с ситуацией вокруг стоматологической больницы №8.
Напоследок, любопытные декоративные вставки на доме №23. На моей памяти — единственные такие в Самаре.
Теперь поговорим о четной стороне улицы Земеца, которая представлена десятком сталинок. Застраивалась она в 1952-1953 годах синхронно двумя заводами. Дома №№20, 22 и 24 — «прогрессовские».
№№ 26,28 и 30 — «авиакоровские». В последних привлекают внимание заброшенные торговые площади на первых этажах, внося еще больше ноток уныния и тлена в без того печальный пейзаж промышленных окраин.
Сбор информации по этому району затрудняет то, что в областной библиотеке нет заводских многотиражек 1940-1950-х годов. Не сильно помогают даже наши любимые списки избирательных округов, т.к. тогдашняя география Юнгородка кардинально отличается от нынешней, и сопоставить их порой очень трудно. Зато мы с уверенностью можем сказать, когда невыразительный Первый проезд стал улицей Псковской. В избирательных списках 1957 года присутствует первое название, а в списках 1959 года — уже новое.
Посмотрим, что скажут о улице Земеца спутниковые снимки 1965 года. На первом из них — ее начало. Красной линией показана она сама, желтая — улица Победы. Красной звездочкой отмечен стадион «Маяк», желтой — утраченный стадион Восточного (Негритянского) поселка.
К слову, о нем сохранились весьма любопытные воспоминания, опубликованные в книге футболиста «Крыльев Советов» Евгения Гецко. Оказывается, в конце 1950-х годов нынешний Негритянский поселок его аборигены именовали «Лондоном», а на здешнем футбольном поле проходили принципиальные дерби между командами авиационного завода и «Прогресса»:
На следующем снимке мы видим оставшуюся часть улицы Земеца. Сама она отмечена красной линией, Заводское шоссе — желтой, улица Береговая — зеленой.
Обратите внимания на то, сколько еще свободной земли было в тогдашнем Юнгородке. Хорошо на этом снимке видны и многочисленные железнодорожные ветки и пути, многие из которых сохранились до сих пор.
После спутниковых снимков 1965 года посмотрим на избирательные списки того же года.
За 1966-1967 годы улица Земеца пополнилась школой рабочей молодежи (дом №38) и зданием поликлиники по соседству с ней. Оба объекта были построены заводом «Авиакор».
О школе рабочей молодежи можно прочесть в заметке 1969 года.
Поликлиника неизменно привлекает внимание блогеров. Но не из-за качества оказываемых здесь медицинских услуг, а из-за статуса «заброшки». Причем довольно свежей. Поликлиника работала до середины 2000-х годов. Посмотреть на то, как она выглядит изнутри, можно здесь и здесь.
Еще 1967 год ознаменовался интенсивным промышленным строительством, что хорошо видно все на тех же спутниковых снимках. Так, на нем запечатлен момент строительства новых корпусов заводов «Авиаагрегат» и «Гидроавтоматика» (в красном контуре).
На следующих двух фото, по всей видимости, то, за чем и прилетел на берега Волги американский спутник-шпион. Это стратегические бомбардировщики Ту-95, способные нести ядерное оружие, а также один редкий самолёт радиолокационной разведки Ту-126. Его можно отличить по круглому диску антенны, расположенной на задней части фюзеляжа (второй самолет слева).
В начале 1970-х годов началось масштабное транспортное строительство на границе Юнгородка, Безымянки и Негритянского поселка. Началось оно с Зубчаниновского переезда, и в период с октября 1970 по июль 1972 года на его месте был проложен тоннель для автотранспорта, именуемый в прессе «нырком».
В 1977 году было закончено строительство путепровода, который сейчас является частью улицы Земеца и по которому ходят трамваи №13 и 24.
Пуск трамваев в сторону нового кольца по Костромскому переулку состоялся летом 1978 года. Что любопытно, остановка «Восточный посёлок» появилась не сразу.
К 400-летию Куйбышева был построен путепровод, связавший улицу Физкультурную и Зубчаниновское шоссе. Так появилась первая и пока единственная в нашем городе трёхуровневая развязка.
Конечно же, говоря о улице Земеца нельзя не затронуть судьбу самарского метро. Ведь, по первоначальной задумке, в Юнгородке должна была располагаться не одноименная станция, а станция с гордым названием «Крылья Советов» (первоначальное название — «Авиационная»). Место ей было определено между улицей Земеца и трамвайным кольцом. Но в 1985 году стало очевидно, что строители не укладываются в сроки, определенные для завершения строительства первой очереди метро. Тогда было принято решение о строительстве на территории уже существующего электродепо станции “Юнгородок”.
Ныне туннель, ведущий от станции «Кировской» к непостроенной «Крылья Советов» используется для отстоя подвижного состава.
В 2007 году улица Псковская была переименована в честь Виктора Петровича Земеца, который был директором Авиационного завода с 1969 по 1986 годы.
Ныне территория перед проходной Авиакора пустынна и малоухожена. Она как бы намекает на то, что золотой век Куйбышевского авиационного завода давно закончился.
А следующий снимок как раз из тех лет. Восстановленный штурмовик ИЛ-2 первоначально стоял на территории предприятия и лишь потом, по просьбе городских властей, занял свое почетное место на кольце проспекта Кирова и Московского шоссе.
Дела у ракетного брата «Авиакора», соседствующего с ним РКЦ «Прогресс», обстоят получше, что видно и по прилегающей к заводской проходной территории.
Жаль, день, когда проводилась фотосъемка улицы Земеца, был нерабочим. Иначе можно было бы продегустировать яства прогрессовской фабрики-кухни. Которая изрядно потрепала мои нервы при написании вот этого материала.
Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:
— Алексея Толстого
— Александра Матросова
— Аэродромная
— Бобруйская
— Братьев Коростелевых
— Брусчатый переулок (Машстрой)
— Венцека
— Вилоновская
— Владимирская
— Водников
— Волжский проспект
— Воронежская
— Гагарина
— Галактионовская
— Георгия Димитрова
— Григория Аксакова
— Дыбенко
— Енисейская
— Ерошевского
— Заводское шоссе
Текст: Андрей Артемов и Евгений Альмяшев
Фото: Елена Вагнер
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook