,
Один из самых загруженных транспортным трафиком районов города — стрелка улиц Мичурина и Московского шоссе. Добавим сюда улицу Челюскинцев, и образовавшийся треугольник можно будет смело назвать самым офисным районом Самары.
Наверное, большинство работающих здесь белых воротничков не знает, что было на этой земле до появления стеклобетонных колоcсов. А был здесь Линдов городок. О нем сегодня и поговорим.
(Территория Линдова городка и окрестностей)
Датой рождения так называемого Линдова городка можно считать 1896 год. Именно тогда, 27 июня Самарская городская дума дала добро на выделение земли под постройку здания для запасной артиллерийской бригады. Однако, ее было выделено не так уж и много. Всего четыре десятины, в границах современных улиц Радонежской, Челюскинцев, Мичурина и Осипенко. Постройка первых зданий была закончена уже к 1898 году. Строительство осуществлялось по проекту инженерного управления Казанского военного округа.
После поражения Российской империи в русско-японской войне строительство было продолжено. К 1906 году военный поселок стал разрастаться и занимать территорию по нечетной стороне улицы Мичурина (в те годы — Соловьиной).
Следующий этап строительства начался в 1910 году. Были построены многоэтажные солдатские казармы, по четной стороне улицы Мичурина – дома для офицеров и общественные постройки. В 1911 году в Самаре начал работу артиллерийский Трубочный завод и военная часть стала оказывать помощь в испытаниях его продукции. Часть стала учебной, в ней готовили молодых артиллеристов.
В 1919 году военный городок получил привычное для самарцев имя Линдовский. В честь, как можно догадаться, известного революционера. Именно Гавриил Линдов (Лейтейзен) в 1918 году сообщил Владимиру Ильичу о том, что Самара освобождена от войск Чехословацкого корпуса и Народной армии КОМУЧа.
Помимо территории Линдова городка в тогдашней топонимики Самары можно было встретить Линдовскую улицу, Линдовский рынок и Линдовский овраг, а несколько позднее и железнодорожную станцию Линдов город. На последней хотелось бы остановиться подробней.
Территориально она располагается на участке сохранившийся железнодорожной ветки, которая проходит между Московским шоссе и проспектом Карла Маркса, напротив Клиник Медицинского университета. Действовала она до середины 90-х годов. После консервации ветки рядом со станцией оставалось достаточно много железнодорожной техники, что позволяло доморощенным «сталкерам» невозбранно получать свою дозу адреналина в самом центре города. Постепенно ее количество неуклонно сокращалась. До последнего держался одинокий локомотив, но и его сейчас уже нет.
Сама же железнодорожная линия, которая при жизни называлась Линдовской веткой, большей частью демонтирована. За исключением действующего участка от Шоколадной фабрики до территории завода Металлург.
К началу Великой Отечественной войны Линдов городок занимал территорию в границах современных улиц Мичурина, Луначарского и Московского шоссе. Здесь располагалось свыше 100 зданий: две 3-х этажные кирпичные казармы, 2-х этажные кирпичные дома, столовые, склады, конюшни, гауптвахта и баня. Военные властвовали в Линдовом городке до сентября 1941 года, когда все постройки были отданы под нужды эвакуированного из Москвы ГПЗ №1 (завод в Куйбышеве стал называться 4ГПЗ).
К октябрю 1941 года в Самару прибыли более 1500 рабочих и 1000 единиц оборудования. Как водится, развертывание производства проходило в режиме цейтнота. В сжатые сроки казармы должны были стать цехами. В связи с этим приходилось проявлять смекалку, столь свойственную русскому человеку. Например, открытые дворики между зданиями закрывали крышей, таким образом получая новые помещения. На первых порах, когда еще не были подведены коммуникации к действующим теплоэнергоцентралям, в качестве мини-ТЭЦ использовались списанные паровозы, которые доставили на территорию Линдова городка.
Уже 21 ноября 1941 первая партия подшипников была отправлена на Челябинский танковый завод, для знаменитых Т-34. В дальнейшем производство крепло и развивалось. К 1990-му году 4-ый ГПЗ выпускал 20% всех производимых в стране подшипников. Помимо этого на заводе производили, например, лезвия для коньков, которые очень высоко ценились даже профессиональными спортсменами.
Как и у любого промышленного предприятия, у 4 ГПЗ имелся свой Дом Культуры, который располагался по адресу Мичурина 98. В начале 1990-х годов он был известен уже как ДК «Шар», и здесь какое-то время базировался киноклуб «Ракурс». Ныне здание занято фитнес-клубом имени одной известной самарской корпорации.
(Дворец Культуры 4 ГПЗ. Начало 1970-х годов)
Также в ближайших к 4 ГПЗ районах имелась своя собственная субкультура, представители которой называли себя «шары». Подконтрольная им территория находилась в границах улиц Мичурина, Осипенко, Ново-Садовой и вплоть до проспекта Масленникова. По своим воззрениям они более тяготели к фурагам. Какой либо определенной идеологии или даже внешней униформы они не имели.
Однако, модным и правильным считалась бритая «под шар» голова, Но все же, здесь основную роль играл именно территориальный признак – проживание рядом с 4 ГПЗ. «Шаром» мог быть как пролетарий, так и представитель, как бы сейчас сказали, «среднего» класса. В отличие от фураг, многие «шары» тяготели к спорту, чему способствовало наличие заводского стадиона «Торпедо». Был весьма популярен (до сих пор, к сожалению, не олимпийский) хоккей с мячом.
Стадион Торпедо. 1950-е годы. На заднем плане — тот самый бенди (хоккей с мячом).
В 1993 году 4 ГПЗ был преобразовано в АО «Шар», с этого момента начал происходить его планомерный распад, которые многие связывают с деятельностью арбитражного управляющего Сергея Ракитина, за которым закрепилось звание «убийца заводов».
Производство неумолимо сокращалось, равно как и количество рабочих. Если в 1985 году на заводе трудилась 31 тысяча рабочих, то к 1995 году — чуть более 13. Постоянным явлением стали и невыплаты зарплаты (задержки достигали 7 месяцев). Доведенные до отчаяния рабочие в 1996 году даже на несколько дней перекрыли Московское шоссе. Однако, 1 апреля 2007 года 4 ГПЗ окончательно приказал долго жить. Производство продукции на заводе прекратилось. Этот факт не укрылся как от глаз журналиста Андрея Караулова, который упомянул о развале 4 ГПЗ в своей программе «Момент истины», так и от авторов сайта lurkmore.to, где он присутствует в статье о Самаре.
Однако, по-прежнему на плаву отделенный от 4 ГПЗ в 1996 году завод авиационных подшипников, когда то называвшийся «корпус А». Его можно лицезреть на выходе из вестибюля станции метро «Российская».
Но свято место пусто не бывает, и на смену классу-гегемону пришли офисные работники. Каждая пядь некогда заводской земли была отдана под многочисленные ОЦ и ТЦ. Самая свежая тема — проект застройки территории 4 ГПЗ в границах улиц Челюскинцев, Московского шоссе, Луначарского и Мичурина. Первоначально планировалось, не мудрствуя лукаво, застроить все освободившиеся площади элитными высотными домами. Однако, здравый смысл восторжествовал и плотность застройки в окончательно принятом проекте нового микрорайона снижена на 40%. Во всяком случае, такую информацию озвучил мэр города.
(Проект микрорайона «Самара-Центр». Источник – samaralife.com)
Называться новый микрорайон будет «Самара-Центр». Помимо, собственно, жилых домов он сможет похвастаться рекреационной зоной, школой, детским садом, гостиницей, ну и конечно же ТРЦ. Камнем преткновения остается лишь вопрос о превращении участка улицы Челюскинцев от Московского шоссе до Мичурина в полноправную транспортную артерию.
Строительство нового микрорайона должно завершиться к 2021 году.
Читайте по теме:
— История ГПЗ-4: эвакуация из Москвы, освоение Линдовского военного городка и выпуск первой продукции
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте