ПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР

Послевоенная история ГПЗ-4: благоустройство Линдовского городка, строительство корпуса «А» и подшипники для лунной станции

 3 782

Автор: Андрей Артёмов

.




,

К сожалению, за последние 30 лет с карты Самары исчезло более десяти крупных предприятий, через цеха которых прошли сотни тысяч самарцев, чья продукция была известна и востребована не только внутри страны, но и за рубежом.

Сегодня мы продолжим рассказ об одном из них — 4-м государственном подшипниковый заводе. На повестке дня будет его послевоенная история. Ее мы разобьем на десятилетия и постараемся отразить наиболее знаковые события в жизни ГПЗ-4.

1940-е годы

Первые послевоенные годы открывали перед руководством ГПЗ-4 богатейшие перспективы для работы в режиме «не покладая рук». И дело даже не в производстве самих подшипников. Необходимо было продолжать модернизацию имеющихся заводских цехов и помещений, благоустраивать территорию предприятия, строить жилье для работников и т.д. Сделать все это удалось далеко не сразу.

Весной 1946 года Куйбышевский подшипниковый завод был официально разделен на два предприятия: ГПЗ-4, что в Линдовом городке, и ГПЗ-9 на Безымянке.

Если в годы войны львиная доля их продукции имела оборонный профиль, то вторая половина 1940-х стала временем перехода к мирному производству для сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения.

Так, уже к июню 1946 года основные подразделения ГПЗ-4 (цеха точных подшипников ЦТП-1, ЦТП-2, цех приборных подшипников ЦПП) освоили производство и начали поставки новых типов подшипников для тракторостроения, автомобильной и авиационной промышленности. Тогда же было организовано Бюро рационализации и изобретательства.

Ряды рабочих ГПЗ-4  в первый послевоенный год пополнили выпускники школ фабрично-заводского обучения №№ 14 и 33, а также дневного машиностроительного техникума.

Началось и строительство жилья — по стандартной для тех времен схеме. Массово строились «финские дома» на одну и две семьи. На улице Осипенко начал возводиться квартал двухэтажек под номерами 126, корпус 1, 2 и т.д. Удалось ГПЗ-4 оставить свой след и в старой Самаре. На счету предприятия — пристрой к знаменитому обкомовскому дому (Вилоновская, 2) со стороны Дома архитектора (подъезды 6 и 7).

В январе 1947 года при цехах завода стали организовывать здравпункты. Весной началось озеленение территории ГПЗ-4. Забегая вперед скажем, что процесс этот растянется на десятилетие, прежде чем Линдовский городок превратится, как писала заводская многотиражка, в «цветущий сад». Пока же, в 1947-м, сосредоточились на уборке гор мусора, шлака, стальной стружки и металлического лома, а также на асфальтировании дорог между цехами.

В мае 1947 года из ЦТП-2 был выделен роликовый цех. В ноябре завершился капитальный ремонт корпуса № 131 (отделение ремонтно-механического цеха). Спустя год на ГПЗ-4 в корпусе № 48 был создан цех особо точных (прецизионных) подшипников. В январе 1949 года вступил в строй литейный цех.

В конце 1940-х годов на ГПЗ-4 была построена центральная котельная, которая заменила паровозы, служившие для предприятия временными котельными.

1950-е годы

В новом десятилетии ГПЗ-4 продолжал активное развитие. Его продукция была востребована на всесоюзных стройках. Так, в июле 1952 года цехами завода были досрочно выполнены заказы для Волго-Донского канала им. Ленина.

Имелись успехи и внутри Линдовского городка. Вот что писала заводская многотиражка в октябре 1955 года: «За девять месяцев коллектив цеха значительно перевыполнил свои обязательства. Кроме новых посадок, на территории завода поставлено 14 различных скульптур и 30 садовых ваз. В центральном сквере установлен большой монумент А.М. Горького. Кроме этого, оборудовано два мощных фонтана».

Что касается подшипниковой промышленности в целом, то в 1950-е годы неуклонно рос спрос на специальные приборные подшипники. Их изготавливали на основной площадке ГПЗ-4, но производственных площадей не хватало. Так родилась идея создания филиала завода. Подальше от пыли и грязи старых цехов и от любопытных глаз. Место было найдено на 18-м километре тогда еще Семейкинского шоссе.

Строительство стартовало весной 1950 года и к зиме 1953/54 в целом было завершено. 5 января 1954 года филиал ГПЗ-4 на 18-м километре собрал первую партию подшипников. В 1957 году сюда приезжал министр оборонной промышленности СССР Дмитрий Устинов. В результате появилось постановление правительства о дальнейшем расширении выпуска специальных подшипников, в первую очередь оборонных. В 1958 году во время визита в Куйбышев на 18-й километр заглянул и секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.

Продукция ГПЗ-4 стала экспортироваться. Так, в конце сентября 1956 года большая партия подшипников, изготовленных в ЦПШП и ЦТП-1, была отправлена в Индию.

Большие дела соседствовали с малыми. Даже самые военно-ориентированные заводы СССР должны были выпускать мирную продукцию, так называемый «ширпотреб». В войну это было насущной необходимостью, т.к. в дефиците были даже самые обычные вилки и ложки. В мирное время продукция стала более разнообразной. Так, в 1956 году ГПЗ-4 освоил производство игрушки под названием «Пароходик детский».

Позднее ассортимент ширпотреба увеличится еще больше, в него войдут отвертки, открывашки для консервных банок, замки, лезвия для коньков и детские конструкторы.

Ну а для работников ГП3-4 наверняка самым радостным сюжетом 1950-х годов стало массовое строительство жилых домов. Тогда завод внес большой вклад в застройку проспекта Масленникова.

Методом народной стройки был возведен поселок «Коллективка» в районе улиц Ивана Булкина, Блюхера и Энтузиастов. А в конце 1950-х годов на карте города рядом с территорией ГПЗ-4 появилась улица Подшипниковая.

1960-е годы

В новом десятилетии ГПЗ-4 получил значительное расширение производственных площадей за счет строительства комплекса корпуса «А» (ныне — ОАО «ЕПК Самара»).

Термин «Комплекс корпуса «А» возник потому, что кроме производственного в него вошли административно-бытовой корпус первой очереди с пристроенной станцией испытания спецподшипников, бытово-административный корпус второй очереди, компрессорно-холодильный цех с градирней, участок очистных сооружений, токовая подстанция и фабрика-кухня.

Большую роль в появлении корпуса «А» сыграл директор ГПЗ-4 Александр Иванович Васильев, который предвидел потребность промышленности страны, как писала заводская многотиражка, в «особоответственных, специальных, тяжелонагруженных моторных подшипниках». Спрос на них был у авиаторов, ракетчиков и военно-морского флота. Как и в случае со специальными приборными подшипниками, производить их сначала стали на основной площадке завода.

На базе ЦТП-1 и ЦТП-2 еще в 1961 году в блоке корпусов 8а-9а был создан цех точных подшипников № 3. Но было ясно, что это временная мера и под новые задачи нужно строить отдельный корпус.

По счастью, площадку для него нашли рядом с территорией самого ГПЗ-4. Между заводским стадионом «Торпедо-4» и улицей Луначарского, где находились теплицы Горзеленхоза и несколько бараков. Также по территории будущего корпуса «А» проходил Линдовский овраг с деревянными домишками по краям. Все вышеперечисленное можно было без зазрения совести принести в жертву развития подшипниковой промышленности.

5 октября 1967 года в цехе № 1 корпуса «А» были собраны первые подшипники. В нем было собрано все то новое, что появилось в технике: неподвижные опоры, искусственные алмазы, фасонное шлифование, новое точное оборудование, в том числе зарубежное. Помимо цехов на предприятии строился инновационный для тех лет участок — очистки промышленных стоков.

В 1965 году в Куйбышеве был создан филиал Всесоюзного научно-исследовательского института подшипниковой промышленности (ВНИИПП). В его задачу входило совершенствование производства подшипников на заводах Поволжья — ГП3-4 и ГПЗ-9, а также саратовского ГПЗ-3 и  ГПЗ-15 в городе Волжский.

За 30 лет своего существования институт выполнил сложнейший и разнохарактерный комплекс научных исследований и разработок.  Одной из них стал автомат контроля структуры колец  АКСК-69, благодаря которому стала возможной проверка структуры металла на наличие дефектов без отправки кольца в заводскую лабораторию. В 1974 году для ВНИИПП был построен отдельный корпус на перекрестке улицы Дачной и Московского шоссе (ныне — ТРК «Айсберг»).

Не чужды были полету технической мысли и рабочие ГПЗ-4. Если в 1960 году рационализаторов на заводе было 2000 человек, то к концу десятилетия их было уже около 5000!

Дадим слово председателю профкома ГПЗ-4 Михаилу Сакулину: «Было много талантливых людей. Тех, кто работая на производстве, внедрял рационализаторские предложения. Нескромно скажу. Мой отец работал в автоматно–токарном цехе и они вместе с Черновым придумали станок. Есть такой агрегат, который называется ЧС – расшифровывается Чернов-Сакулин. Они работали и работают на всю подшипниковую промышленность. Раньше если в смену на старом оборудовании делали 500 колечек для подшипников, то на этих станках стали делать 15 тысяч!»

Большие строительные работы велись в бывшем Линдовском военном городке: механики ГПЗ-4 собственными силами возвели пять пролетов цеха нового станкостроения; трест «Промстрой» закончил возведение корпуса № 6; были сооружены пристрои к цехам прутковых шариковых подшипников и прутковых автоматов. Были реконструированы шариковый, автоматно-токарный, монтажный, абразивно-алмазный цеха.

1960-е годы были временем расцвета соцкультбыта ГПЗ-4. Так, в 1967 году состоялось долгожданное событие — у завода появился свой собственный Дворец культуры (Мичурина, 98).

На проспекте Масленникова в 1964 году было построено здание для филиала Куйбышевского машиностроительного техникума и школы рабочей молодежи № 7, над которыми ГПЗ-4 нес шефство.

Конечно же, на ГПЗ-4 не забывали и о спорте. В 1965 году была проведена реконструкция заводского стадиона «Торпедо-4». Именно тогда появилась насыпная трибуна на 2500 мест, спортивный зал и мачты освещения.

В 1966 году ГПЗ-4 построил собственную поликлинику (Мичурина, 125), а спустя 10 лет рядом с ней еще и здание заводского профилактория (Мичурина, 125а).

Также в 1960-е годы ГПЗ-4 успевал помогать в запуске новых подшипниковых заводов. Рассказывает Михаил Сакулин: «Наш завод был кузницей специалистов по изготовлению,  технологическим процессам и ремонту подшипников. Допустим, строился ГПЗ-15 в Волгоградской области. Его основная продукция — подшипники для классических моделей ВАЗа. И всех основных сотрудников для запуска производства взяли из Куйбышева. Многие потом так и остались там работать.

Или вологодский ГПЗ-23, который тоже производил подшипники для ВАЗа, только на переднеприводные машины. И опять наших много специалистов туда уехали. Им сразу давали в Вологде квартиры. И в Луцке мы строили подшипниковый завод, на Западной Украине. 

Так что наш ГПЗ-4 был кузницей кадров. И вообще таких крупных заводов, как наш, не было больше в стране. Да что в стране – он был самый крупный в Европе! Следующим за ним был саратовский ГПЗ-3″.

1970-е

В 1970 году на перекрестке Московского шоссе и улицы Киевской был сооружен второй в нашем городе подземный пешеходный переход. Подшипниковцы, выйдя из него, попадали прямо к южной проходной ГПЗ-4.

Спустя год, в 1971-м, за досрочное выполнение заданий восьмой пятилетки, успешное освоение новых конструкций подшипников и достижение высоких технико-экономических показателей  ГПЗ-4 был награжден вторым Орденом Ленина.

Такой высокой награде нужно было соответствовать. В феврале 1972 года вступил в строй первый в нашем городе комплекс сооружений заводской станции для очистки сточных вод. До этого все нечистоты сливались в Линдовский овраг, а из него постепенно доходили и до матушки Волги.

Вот как вспоминает об этом ветеран ГПЗ-4 Виолетта Будко: «На наших очистных сооружениях  реакторы были из специального металла и стекла. Идешь мимо них и видишь, как по трубам движется вода. Внизу были отдельные приемные баки для разных видов стоков. Потом это поднималось наверх, в реакторы. Там в сточные воды добавлялись специальные реагенты. А потом очищенная вода шла в канализацию.

К нам приезжали со всех заводов перенимать опыт. Мы были инженерами-экологами, когда этой профессии еще не было».

В октябре 1974 года за разработку новой технологии производства и широкое внедрение в народное хозяйство инструментов из особо твердых материалов (эллиптический карбид бора — «Эльбор») директору завода Николаю Петровичу Рудакову была присуждена Государственная премия I степени.

9 августа 1976 года на спутник Земли отправилась последняя советская автоматическая межпланетная станция — «Луна-24». В этом космическом аппарате имелись подшипники с покрытием из молибдена и серебра, изготовленные в Куйбышеве.

27 октября 1977 года на ГПЗ-4 был выпущен трехмиллиардный подшипник. Среди новых покупателей продукции завода в те годы были как развивающиеся страны — Йемен, Перу, Уганда и Замбия, так и Великобритания с ФРГ.

В странах капиталистического лагеря был свой подшипниковый гигант — шведская фирма СКФ, но ГПЗ-4 выигрывал у нее за счет более низкой стоимости своей продукции.

В тот же период филиалом ГПЗ-4 стал Куйбышевский ремонтно-подшипниковый завод, расположенный близ Хлебной площади (Алексея Толстого, 8). На другом конце города, в районе поселка Зубчаниновка, стартовало строительство новой базы материально-технического снабжения ГПЗ-4. В 1990-х годах ее приспособили под размещение завода Coca-Cola.

1980-е годы

К началу десятилетия на ГПЗ-4 работало около 34 тысяч человек. В 1981 году все куйбышевские подшипниковые заводы по приказу Министерства автомобильной промышленности СССР были объединены в производственное объединение ГПЗ-4.

Тогда же была достигнута вершина непрофильного производства на заводе. ГПЗ-4 стал изготавливать малогабаритные стиральные машины «Самара» (в народе — «Малютка»), первая партия которых была выпущена 4 апреля 1985 года.

В середине 1980-х годов ГПЗ-4 приложил руку к постройке здания Самарской филармонии.  Вот как об этом вспоминает ветеран предприятия Валерий Урусов: «Каждому предприятию Октябрьского района было дано задание что-то делать. Это шефская помощь, которая была тогда в порядке вещей. ГПЗ-4 делал латунные ручки для дверей, систему кондиционирования, электрику и сантехнику».

Что касается основной продукции, то в декабре 1987 года была достигнута красивая цифра — выпущен пятимиллиардный подшипник.

Имеется в музее ГПЗ-4 и памятная медаль участнику первого пуска универсальной ракеты-носителя «Энергия», который состоялся в мае 1987 года.

В тот же период на ГПЗ-4 начали развивать систему автоматического проектирования конструкторских и технологических работ. С помощью ЭВМ осуществляли оперативно-производственное управление, управление материально-техническим снабжением, технико-экономическое планирование, бухгалтерский учет и отчетность.

Однако в 1988 году начался распад производственного объединения ГПЗ-4. Первым из него вышел ГПЗ-9.

Заключение

К 1990 году ГПЗ-4 изготавливал 20% от производимых в СССР подшипников, поставляя их примерно на 4 тысячи предприятий страны. Экспортировалась его продукция в 40 зарубежных стран.

В ноябре 1993 года производственное объединение было преобразовано в Самарскую подшипниковую корпорацию «Шар». Целью этого было дать входящим в корпорацию заводам большую самостоятельность, увеличить финансовые показатели, снизить суммы долговых обязательств.

В феврале 1996 корпус «А» ГПЗ-4 стал самостоятельным предприятием — ЗАО «Завод специальных подшипников». Ушел в свободное плавание и филиал на 18-м километре. Число работников ГПЗ-4 в постсоветский период неуклонно сокращалось. В 1995 году их было 13300 человек, а спустя 10 лет — всего 2300.

Производство продукции на ГПЗ-4 полностью прекратилось 1 апреля 2007 года. В следующие 10 лет было снесено более половины его корпусов, оставшиеся перестроили под торговые и офисные площади. Да, предприятия под названием ГПЗ-4 больше не существует. Но живы его дети — производственная компания «ЕПК Самара» и завод приборных подшипников.

Еще десятилетия проживут те, кто успел поработать в цехах ГПЗ-4 в бывшем Линдовском городке. Еще века простоят дома, школы и детские сады и другие объекты, строившиеся на средства, а подчас и руками рабочих куйбышевского «Шарика».

Ну а в самарском краеведении история ГПЗ-4 и вовсе находится на вечном хранении.

BONUS: карта расположения заводских цехов. Те, что снесены, обозначены серым цветом, а перестроенные — красным кружком.


Мы благодарим за помощь в поиске материалов для статьи краеведа Евгения Альмяшева и начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидата исторических наук Евгения Малинкина и сотрудников краеведческого музея им. Алабина.

Отдельно мы хотим поблагодарить председателя профкома ОАО «ЗАП» Михаила Сакулина и начальника отдела по связям с общественностью ОАО «ЕПК Самара» Лилию Бурмистрову.

Текст: Андрей Артемов, Анастасия Кнор
Автор фото: Антон Черепок
Обложка: фотография с сайта taburent.ru

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте