ШЕСТЬ СОТОК ПО-КУПЕЧЕСКИ

Приволжские дачи самарских торговцев ушедших лет

 8 634

Автор: Андрей Артёмов

В отличие от лета, которое, как водится, пролетело быстро и незаметно, дачный сезон даже не думает заканчивается. В связи с чем мы приглашаем вас совершить променад по загородным владения самарского купечества. Маршрут нашего следования — Аннаевский овраг — Барбошина поляна. Итак, дамы и господа, представляем вашему вниманию ультимативный гайд по дачам авторитетных бизнесменов Русского Чикаго.


Вообще, волжские дачи самарских купцов могли бы стать одним из главных и вполне заслуженных брендов современной Самары. Почему? Ответит нам известный самарский краевед Константин Головкин:

«Все эти дачи, являясь скорее виллами побережья, служили завидным украшением самарского берега Волги и, вместе с тем, являлись единственными по красоте на протяжении всей Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани.

Все они были оборудованы собственными водопроводами и электрическими станциями и оранжереями, окружены роскошными цветниками, с фонтанами, разного рода затейливыми трельяжами и прочим. С балконов дач открывается бесподобный и восхитительный вид на всю Волгу».

Итак, Самара обскакала все Поволжье. Но, к слову, побережье Волги еще в конце XIX века отнюдь не было лакомым куском. И вот почему:

«Самый берег заселялся крайне медленно, и его, по возможности, избегали. Лучшие дачи местных богачей были удалены от Волги и находились по дорогам Семейкинской (Московское шоссе – прим. ред), Смышляевской (примерно нынешняя улица Антонова-Овсеенко) и Черновской (улица Гагарина).

Причиной было то, что берега боялись, так как он был пустынен, удален от дороги и людей и не всегда безопасен, а отчасти из-за того, что в большую часть года попасть в береговую полосу было затруднительно, благодаря бездорожью и отсутствию пароходного сообщения».

И даже это еще не все.

«Дачники избегали береговой полосы потому, что местность считалась малярийной и лихорадочной; в непрочищенном лесу было душно и сыро, что в связи с близостью Волги способствовало пребыванию здесь большого количества мошки и комара».

Первыми смельчаками, кто отважился поселится в этой богом забытой местности, стали учителя. В конце 1890-х годов городские власти выделили им несколько десятин земли на самом берегу Волги, в районе 8-й просеки. И пошло-поехало. Вслед за «бюджетниками» эту местность стали обживать купцы.

Строительный бум на волжских берегах оборвала революция. После лихолетья Гражданской войны и ужасов голода 1921-1923 годов купеческие дачи стали обретать новых хозяев, переформатировавшись под дома отдыха, санатории и детдома.

Теперь же мы перейдем непосредственно к обзору купеческих дач в географической последовательности. Начнем с тех, что ближе к исторической части города.

Дача Александра Гребежева

Год постройки: ∼ 1910-1917
Архитектор: неизвестен
Стиль: неизвестен

О существовании этой дачи мы знаем исключительно благодаря Константину Головкину. В своей краеведческой картотеке он описывает ее так:

«В 1910-х годах это была первая по счету дача, расположенная на берегу Волги, тогда как до ее постройки первой дачей была «Аннаево». Дача была расположена на обрывистом берегу Волги в устье Аннаевского оврага, на склоне, обращенном на юг и запад.

Долгое время этот небольшой клочок земли был никем не занят и представлял собой голое, лишенное растительности место. Позднее оно перешло к самарскому купцу Гребежеву, который огородился заборами и встроил довольно хорошей архитектуры деревянный дачный дом с террасами, балконами и вышками. Место кругом дома засадил деревьями и кустарниками и разбил цветник.»

Проект дома из каталога "Дачная архитектура". Санкт-Петербург, 1911 год.
Проект дома из каталога «Дачная архитектура». Санкт-Петербург, 1911 год.

В 1920 году дача Гребежева была отдана под размещение детского дома, а спустя некоторое время в ней произошел пожар, погубивший все постройки. В 1923 году, по словам Головкина, место, где располагалась дача, было «превращено в первобытное состояние и вид».

Судя по данному описанию, дача Гребежева располагалась в районе между стелой Ладья и окончанием нынешней 4-й очереди набережной.

Что касается самого Александра Ивановича, то он был купцом 1-й гильдии. Владел кондитерской фабрикой и мыловаренным заводом. В его собственности также был дом на улице Соборной (Молодогвардейская, 78) с бакалейным магазином на первом этаже.

Дача Егора Аннаева

Год постройки: 1860-1877 годы
Архитектор: неизвестен
Стиль: мавританский

В отличие от купца Гребежева, биография которого остается малоизученной, жизненный путь Егора Никитича Аннаева известен нам гораздо лучше. Он приложил руку к строительству дома, в котором было провозглашено создание Самарской губернии, открыл первую в городе гостиницу, владел крупным вино-водочным заводом и был главным строителем здания лютеранской кирхи.

Коммерческие успехи Аннаева пришлись на 1850-1870-е годы. Находясь на пике своего финансового благополучия, Егор Никитич сделал ставку на стремительно набирающее популярность кумысолечение. Вслед за Нестором Постниковым в 1863 году он открывает свое заведение, названное «Аннаевской дачей».

Аннаевская дача

Она была возведена в урочище Вислый камень в районе, где до недавнего времени располагался завод силикатного кирпича. Стоимость строительства составила без малого 70.000 рублей.

Раскинувшуюся на 57 десятинах земли дачу Аннаева можно было смело назвать санаторием. Помимо главного корпуса (построенного чуть позднее, в конце 1870-х годов), здесь располагались дачные домики, каменное здание водокачки, курзал для концертов и спектаклей с библиотекой и бильярдом. Помимо кумыса здесь использовались и другие передовые для того времени методы лечения (электрические ванны, душ Шарко и т.д.).

Сезон обыкновенно продолжался с 1 мая по 1 сентября, и все помещения были всегда заняты, отчасти лицами, лечащимися кумысом, но большей частью более состоятельным и веселящимся классом города и приезжими.

Вот как описывал Аннаевскую дачу Петр Алабин:

«Фантастические сооружения во вкусе средневековых замков, летящих по скалам и утесам, заключающие кумысолечебное заведение Е.Н. Аннаева, со сбегающими от них к реке вьющимися дорожками, газонами, клумбами, трельяжами дикого винограда и хмеля из переплетающихся гирлянд».

Однако пошатнувшееся финансовое положение Егора Аннаева вынудило его в 1887 году продать свою дачу. До революции она успела сменить несколько владельцев, постепенно превращаясь из престижного оздоровительного центра в заурядный гостиничный комплекс.

С 1920 по 1923 года Аннаевская дача не охранялась и, как следствие, стала постепенно ветшать и разрушаться. Добил ее городской комхоз, который удовлетворил просьбу горожан разобрать ее на дрова и стройматериалы. Все зеленые насаждения были уничтожены пасшимися здесь козами. К 1923 году от комплекса Аннаевской дачи остались лишь два цементных бассейна фонтанов и груда камней от фундаментов.

Дача в Загородном парке

Год постройки: 1900-е годы
Архитектор: Филарет Засухин (?)
Стиль: русский стиль с элементами модерна (по В.Г. Каркарьяну)

Наглядный пример самарской дачной архитектуры, который может лицезреть каждый желающий. Что наиболее ценно, здание дошло до нас в практически первозданном виде.

Источники фото: слева и справа

До сих пор остается неясным, кто же был владельцем этой дачи. Самарские краеведы Алексушины считают таковым купца Петра Аржанова. Тот в 1889 году удочерил, с присвоением фамилии, девочку Елену, которая впоследствии вышла замуж за подпоручика Н.А. Сипина. Дача в нынешнем Загородном парке стала частью ее приданого.

Есть альтернативное мнение, что дача принадлежала (по крайней мере какое-то время) известному самарскому врачу Моисею Гринбергу.

Вырезка из газеты за 1953 год, вклеенная в рукопись внука Егора Аннаева Николая с оставленной им пометкой.

После революции дачу Сипиной занимали:

— с 1935 года — дирекция краевой промышленной выставки, постоянная экспозиция которой действовала в Загородном парке;
— с 1941 года — дирекция парка;
— с 1955 по 1980-е годы — детский санаторий имени Водопьянова.

Сейчас в летнее время здесь действует кафе.

Дача Константина Головкина («Дача со слонами»)

Год постройки: 1908-1809
Архитектор: Константин Головкин (при поддержке архитектора Валентина Тепфера и по некоторым данным — брата Петра)
Стиль: сецессионстиль (австрийская ветвь модерн)

Дача со слонами

Один из самых известных памятников архитектуры Самары, известный горожанам как «Дача со слонами». Подлинный шедевр стиля модерн, особенно ценный тем, что проектировавший его человек профессиональным архитектором не был. Также Константин Павлович выступил дизайнером интерьеров, от которых однако остались лишь воспоминания. Согласно им, стены в комнатах были разных цветов, а гостиная была украшена холстами с изображениями парящих женских фигур в развевающихся одеждах. Скульптуры слонов и таинственной девушки, нареченной самарцами Панночкой — тоже дело рук Константина Головкина.

Что любопытно, в путеводителе по Куйбышеву 1935 года о даче говорится в положительном ключе: «В конце Шестой просеки, на берегу Волги, стоит очень красивая дача со слонами, принадлежавшая в прошлом писчебумажному торговцу Головкину». Напомним, что в 1930-х годах архитектурный стиль модерн со всеми его подвидами считался буржуазным и упадочным, а если построенные в нем здания и хвалили, то только за высокое качество строительных работ.

 

Возможно прав был Ваган Каркарьян, видевший в даче купца Головкина элементы конструктивизма, который будет на первых ролях в советской архитектуре в первой половине 1930-х годов:

«Дача Головкина — это романтический гротеск, граничащий с мистикой, дом-миф. <…>. Дача — с крупными пластическими объемами, прорезанными узкими, щелевидными, подобно бойницам, окнами, со скульптурой загадочной девушки, выходящей из волны и «агрессивно настроенными» слонами. <…> Поверхность стен гладкая, с очень скупой орнаментикой. Лаконичность, даже аскетичность геометрических объемов ближе к стилистике конструктивистов».

За годы советской власти дача Головкина растеряла часть кованых элементов и лепнины, украшавших фасад. Была проведена перепланировка помещений. После 1917 года на даче Головкина был устроен госпиталь, потом ее приспособили под детский сад. С 1929 года у нее появился новый «якорный арендатор» — «Водоканал», который устроил здесь свой клуб.

В начале 1990-х годов в здании было решено провести центральное отопление (сам Головкин жил здесь с конца весны до начала осени), что вызвало просадки фундамента. Его было решено зафиксировать металлическими стяжками, однако от этого стали трескаться стены (дача построена из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича). Затем последовала длившаяся 4 года реставрация, после которой дача Головкина была обнесена забором и закрыта для посетителей.

Нынешнее ее состояние (как самого здания, так и скульптур) можно назвать удручающим. Перспективы восстановления этого памятника архитектуры федерального значения весьма туманны.

Дача Екатерины Курлиной

Год постройки: 1910-1912 годы
Архитектор: Александр Шехтель (?)
Стиль: мавританский

Давайте сначала определимся с личностью владелицы. Екатерина Курлина, дочь купца Антона Шихобалова и жена Ивана Георгиевича Курлина. Шикарная загородная резиденция была не главным ее активом. В то время Екатерина Антоновна владела еще и «Домом губернатора» на улице Казанской.

Но вернемся к даче. По поводу авторства приписываемого Федору Шехтелю есть только один источник этой информации, все те же краеведческие записки Константина Головкина.

Послереволюционная судьба дачи Курлиной была тесно связана с военными. В 1929 году она и все прилегающие участки были переданы в ведение ПриВО. Здесь был организован дом отдыха и физической культуры, в летнее время функционировало санаторное отделение окружного госпиталя. В 1934 году они были объединены в «Окружной санаторий ПриВО». Примерно в то время была проведена первая реконструкция здания, после которой черты мавританского стиля в нем еще улавливались. В 1957 году санаторий получил свое нынешнее название – «Волга».

В годы Великой Отечественной войны на его территории был построен подземный бункер для размещения в нем штаба армии. В этом году стало известно, что в нем планируется разместить музей. После чего с легкой руки журналистов объект стал именоваться «Бункером Жукова».

16-17 марта 1961 года в нем побывал Юрий Гагарин. Здесь он отдыхал в составе группы из шести первых пилотов-космонавтов.

Самое страшное с дачей Курлиной случилось уже в новейшее время. Источник фото

Здание было тотально отреставрировано и теперь лишь отдаленно напоминает тот чудесный замок на волжском берегу, который мы можем видеть на дореволюционных фотографиях.

Дача Анатолия Ромашева

Год постройки: 1910-1915 годы
Архитектор: Сергей Власьев (Александр Шехтель (?))
Стиль: мавританский

Фамилия Ромашев не столь известна широкому кругу читателей, поэтому немного расскажем об Анатолии Степановиче. Купец 2-й гильдии, гласный городской думы, член городской управы, успевший в 1911 году побыть председателем трамвайной комиссии. Был женат первым браком на Елизавете Ивановне Курлиной. Этим, видимо, было обусловлено то, что дача Анатолия Ромашева располагалась недалеко от загородной резиденции Екатерины Курлиной.

Константин Головкин называет ее автором московского архитектора Сергея Власьева. Внешне дачи Ромашева и Курлиной выдержаны в одной стилистике, что позволяет предположить, что, возможно, она построена по проекту все того же Федора Шехтеля.

Послереволюционная ее судьба не изучена. Доподлинно известно, что в первой половине 1930-х годов дачу Ромашевуа занимал Дом отдыха Крайпромстрахкассы. Позднее она, вероятнее всего, была включена в состав санатория «Волга». Обстоятельства ее гибели остаются неизвестны.

Дача потомственного почетного гражданина города Алексея Титова

Год постройки: 1900-1910
Архитектор: Александр Щербачев
Стиль: псевдорусский

Вкратце о владельце – член правления самарского купеческого банка, уполномоченный по продажам сахарных продуктов Тимашевского завода, почетный член губернского попечительства детских приютов, домовладелец. Жил Алексей Титов на улице Садовой, 172 в доме, который мог бы стать одной из главных жемчужин деревянного зодчества Самары. Но в 2000-х годах был снесен, и теперь на его месте убогий недострой (угол с Вилоновской).

Дом Алексея Титова на Садовой
Дом Алексея Титова на улице Садовой

Даче Титова повезло больше. В нем еще в советское время располагалось управление санатория «Волга». Внешний вид дачи максимально близок к аутентичному, не считая покрытия крыши и пятиконечных звезд на фасаде. Но, вспоминая нынешний вид дачи Курлиной, все это можно простить.

Дача Василия Сурошникова

Год постройки: ∼ 1908-1915
Архитектор: Федор Шехтель
Стиль: мавританский

Дача СурошниковаСостояние дачи Сурошникова в 2013 году. Фото Армена Арутюнова

Долгое время в списках объектов культурного наследия это здание проходило как «дача купца В.Н. Башкирова», и лишь пару лет назад удалось найти неопровержимые доказательства того, что построена она была по заказу Василия Сурошникова. Как и в случае с его особняком на углу Пионерской и Алексея Толстого, автором проекта стал Федор Шехтель.

Стоит отметить, что в последствии Василий Сурошников продал свою дачу коммерции советнику, купцу 1-й гильдии Владимиру Башкирову. К слову, перед самой революцией он приобрел у Александра Наумова его шикарный особняк на улице Дворянской.

В советское время дача Сурошникова была одним из корпусов санатория «Волга», но на данный момент, по всей видимости, находится в частных руках, которые не торопятся приводить ее в человеческий вид. Фотографии ее современного состояния ищите здесь.

Стоит отметить, что в краеведческих записках Головкина упоминается как дача Сурошникова, «каменная из белого кирпича», так и дача Башкирова. Возможно, Константин Павлович имел в виду одну и ту же дачу, а возможно, у купца Башкирова была отдельная загородная резиденция, следы которой пока не найдены.

Дача купца Александра Константинова (позднее Андрея Субботина)

Год постройки: ∼ 1900-1905 годы
Архитектор: неизвестен
Стиль: неизвестен

Дача любопытна тем, что была первой на волжском берегу, построенной частным лицом. В данном случае — сыном купца Ивана Константинова Александром. По всей видимости, в начале 1900-х годов, в районе 8-й просеки. Как пишет Константин Головкин, «Спустя несколько лет он передал свой участок А.А. Субботину, видоизменившему и увеличившему дачный дом».

Новый владелец дачи, Андрей Субботин, известен прежде всего тем, что вместе со своей супругой Елизаветой Ивановной не пожалел полмиллиона рублей на реконструкцию здания Реального училища. За это они были удостоены звания почетных граждан города.

Но вернемся к даче. Доподлинно известно, что в 1920-х годах близ нее располагалась предпоследняя остановка дачного парохода. В описании внешнего облика дачи присутствует следующая деталь: «башенка, служившая некогда для подъема наверх».

Дача Субботина

Из-за чего мы позволим себе предположить, что Субботинская дача запечатлена на вышеприведенном фото. Ее судьба в советский период неизвестна.

Дача Владимира Неклютина

Год постройки: ∼ 1900-1915 годы
Архитектор: Федор Черноморченко
Стиль: неизвестен

Фамилия Неклютиных в дореволюционной Самаре была хорошо известна. Глава семейства Николай Гаврилович был купцом 1-й гильдии и избирался городским головой.

Не отставала от супруга и его жена Анастасия Матвеевна, в девичестве Шихобалова. Она владела огромным имением с конезаводом в Бузулукском уезде, а в 1912 году открыла вторую в стране механизированную хлебопекарню на улице Заводской, а чуть позже – еще и свой автосалон. Что любопытно, в пекарне Неклютиной успел поработать Валериан Куйбышев, а в особняке Анастасии Матвеевны (улица Венцека, 48) в 1918 году располагался клуб коммунистов.

Конечно, у таких успешных людей просто обязана была быть собственная загородная резиденция. Читаем у Константина Головкина: «Затем (после дачи Константинова — прим. ред.) появилась деревянная, в несколько этажей вычурной дачной архитектуры дача В.Н. Неклютина, построенная по проекту архитектора Федора Черноморченко».

Дача Неклютиной
Проект дома из каталога «Дачная архитектура». Санкт-Петербург, 1911 год.

Под инициалами В.Н. может скрываться один из двух братьев Неклютиных – Виктор или Владимир. Был еще третий брат Константин, человек интересной судьбы, чьи воспоминания «От Самары до Сиэтла» были не так давно изданы. Прочесть их можно здесь.

Но вернемся к даче. Ее внешний вид, равно как и послереволюционная судьба, остается загадкой. По всей видимости, в 1930-х годах она еще существовала, т.к. в путеводителе по Куйбышеву тех лет фамилия Неклютиных фигурирует среди купцов, присвоивших себе лакомые куски берега Волги.

Дачи купцов Соколовых

Известное семейство купцов Соколовых решило не мелочится и обустроило на Барбошиной поляне целый дачный комплекс. Помимо него, в их активе была огромная паровая мельница близ Хлебной площади, несколько домов в Самаре, в том числе здание на улице Дворянской, сдаваемое в наем Коммерческому клубу. А за постройку крупной богадельни на углу нынешних Мичурина и Чкалова купцы Соколовы — Яков Гаврилович и его сын Иван — стали почетными гражданами города.

Что касается их загородных резиденций, то будем ориентироваться на описание, данное Константином Головкиным, и на фотографию, приведенную ниже.

Дачи купцов Соколовых

Справа — дача Ивана Яковлевича Соколова.

Год постройки: ∼ 1905-1910
Архитектор: Александр Щербачев
Стиль: классицизм

По данным Константина Головкина, первоначально была деревянной, в античном стиле. Через некоторое время дача сгорела и была восстановлена в точности из камня. В связи с этим очень любопытным представляется следующее фото.

Дача Соколовых

На нем мы можем видеть здание, как две капли воды похожее на дачу Ивана Соколова, за исключением башни, расположенной в его правой части. В связи с чем можно предположить, что это тот самый деревянный вариант дачи. Обратите внимание, что соседних дач еще нет.

В центре снимка — дача Якова Ивановича Соколова.

Год постройки: ∼ 1909-1915
Архитектор: Петр Головкин
Стиль: мавританский

СлеваДом отдыха речников.

Год постройки: ∼ 1936-1937
Архитектор: неизвестен
Стиль: сталинский ампир

До этого на его месте стояла деревянная дача в мавританском стиле Александра Ивановича Соколова, построенная Александром Щербачевым. Впрочем, большинство краеведов считают, что деревянной и не сохранившейся до наших дней являлась дача, построенная Петром Головкиным.

Послереволюционная судьба дачного комплекса Соколовых была достаточно насыщенной. В 1924 году дачи были отданы под Дом отдыха работников водного транспорта. В 1930 году он превратился в летний санаторий. Спустя год сменился владелец – им стала Крайстрахкасса (видимо выселенная военными с дачи Ромашева).

С июля 1941 года здесь располагался дом отдыха спецназначения № 1 для летного и командного состава Красной Армии. В 1943 году в нем проходил реабилитационный курс легендарный летчик Алексей Маресьев. Именно на Барбошиной поляне он учился ходить на протезах, плавать и танцевать. Спустя год Маресьев вернулся на фронт и сбил в воздушных боях семь вражеских самолетов. С 1946 года санаторий получил свое текущее имя – Чкалова.

Естественно, в советское время дачи Соколовых подвергались многочисленным перестройкам, но по счастью не таким глобальным, как в случае с дачей Курлиной. Их современный вид вы можете оценить по фотографиям самарского краеведа Павла Попова.

Помимо всего прочего, дачи купцов Соколовых послужили для важнейшего из искусств. В 1940 году здесь снимался фильм «Тимур и его команда», а спустя 30 лет — «Тревожные ночи в Самаре», первый в СССР телевизионный сериал, снятый провинциальной телестудией, и третий в стране вообще, после «Майора Вихря» и «Операции Трест».

Дача Петра Шихобалова

Год постройки: ∼ 1909 — 1915
Архитектор: Федор Лидваль
Стиль: итальянский ренессанс

Шихобаловская дача

Последняя дача в нашем путешествии. Владелец ее — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, живший до революции в особняке Неронова. Том самом, на углу Пионерской и Алексея Толстого, где согласно мнению многих самарских краеведов, жила в эвакуации Светлана Аллилуева, дочь товарища Сталина.

Что касается дачи, то для нее Константин Головкин не жалеет эпитета «грандиозная». Определяет стиль постройки как итальянский ренессанс, а авторство приписывает известному петербургскому зодчему Федору Лидвалю. Имелась также спускающаяся к берегу Волги каменная лестница.

С середины 1920-х годов на даче Шихобалова поочередно располагались Дом отдыха страхкассы профсоюзов, затем с 1933 года — санаторий имени Коминтерна, в 1939-1940-х годах — детдом для испанских детей, а в годы войны она перешла в собственность НКВД. Существует версия, что именно здесь, неподалеку от дачи Шихобалова, в 1941 году был, в числе других 25 «предателей родины», был расстрелян Филипп Голощекин. Старый уральский революционер, принимавший участие в расправе над царской семьей.

Фото слева — источник

Жестокая рука реконструкторов хорошенько прошлась по даче Петра Шихобалова. От ее первоначального «грандиозного» вида практически ничего не осталось. Что любопытно, по соседству находилась и дача его брата Павла, мецената и страстного любителя живописи. Об этом говорит, например, объявление в одной из самарских газет : «Сдаются на лето три комнаты на даче Уклейна между дачами братьев Шихобаловых на Барбошиной поляне».

Дача Шихобалова

Кто знает, может быть, на фото из альбома творческих работ Александра Щербачева, приведенном выше, запечатлена дача Павла Шихобалова. Ведь, как известно, зодчий принимал участие в строительстве городской резиденции купца — Дома с атлантами. Однако это лишь предположение, а дальнейшая судьба этой постройки неизвестна.

Совсем недавно и без того поредевшие ряды купеческих дач понесли невосполнимую потерю. Сгорел дом на 9-й просеке, предположительно принадлежавший купцу Луке Ясенкову. Сколько прекрасных образчиков деревянного зодчества сгорело в пожарах за этот век — сложно представить. Сколько дач было растащено на дрова и стройматериалы в тяжелые военные годы. Сколько было снесено за ненадобностью в советское время. Как выглядели эти дачи, мы уже никогда не узнаем.

От дореволюционной дачной архитектуры на волжских берегах осталось так немного, и каждое уцелевшее здание — на вес золота. Будем надеяться, что их количество уже никогда не уменьшиться.


Bonus-track №1

Те дачи, что не оставили после себя никакой графической памяти в виде фотографий или открыток, были проиллюстрированы нами проектами загородных домов из каталога 1911 года. Ознакомится с ним полностью можно здесь.

Bonus-track №2

Фильм из цикла «Самарская губерния. Страницы истории», посвященный Константину Головкину. Немалая роль в нем уделена и его знаменитой «Даче со слонами».

При работе над материалом использованы краеведческие записки Константина Головкина, материалы из блогов Павла Попова и Армена Арутюнова, информация из путеводителей по городу 1920-1930-х годов.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»

comments powered by HyperComments