,
Дорогу вдоль Ботанического сада хотели построить на протяжении 40 лет, но стройку еще до начала останавливали геологи, архитекторы, чиновники или жители частного сектора по соседству. Со временем препятствия научились обходить, и в этот раз у строителей есть все шансы.
Максим Федоров выяснил, почему Аврору не могли построить раньше, как новая дорога повлияет на жителей частного сектора и высоток, выдержат ли овраги магистраль и что станет с Ботаническим садом после ее строительства.
Кто проектирует
Проект дороги сделает «ОГК-Самара». Областной минтранс часто доверяет этой компании проблемные участки, когда надо выселять людей ради строительства дороги. Для реконструкции Московского шоссе в 2015 году «ОГК-Самара» изъяло 173 частных участка. В 2016-ом компания оформила под снос 132 дачных домика около Крутых Ключей – чтобы там построили новую дорогу.
В случае с продлением Авроры тоже придется снести несколько домов частного сектора. До 15 сентября компания проведёт геодезические, гидрометеорологические и экологические изыскания. Затем составит документацию по планировке, к 30 ноября площадка в Постниковом овраге будет готова к застройке.
Почему раньше не могли
Будущую Аврору видно еще с кольца на Московском шоссе, к ней ведет тропинка с вырубленными кустами по бокам. По ней я спускаюсь в овраг, прохожу мимо вагончика, где живет охранник стройки, и заворачиваю на Волгодонскую.
Дома на этой улице снесут первыми, они ближе всего к будущей развязке. Возле калитки одного из обречённых домов меня ждет Владимир. Мы проходим на участок, и как только садимся за стол, он начинает:
— Если дорогу построят, она нас задушит. Частный сектор обхватят с четырех сторон: Московское шоссе, Мичурина, Аврора и трамваи на Врубеля.
Владимир живет здесь с 1949 года. Он помнит, как шоссе было земляным и двухполосным, и называли его Семейкинское. В 1960-е дорогу заасфальтировали и расширили, появилось больше машин, уютное название поменяли на столичное – Московское шоссе.
Со сменой названия пришла идея продлить Аврору до Ново-Садовой. Впервые проект новой дороги появился в 70-е, его создали несколько архитекторов под руководством Вагана Каркарьяна. В книге «Космический Куйбышев» есть снимок этого проекта.
Красным отмечена Аврора, синим – Мичурина, зеленым – Ново-Садовая. Кроме застройки в стиле birdshit на месте частного сектора, план 40-летней давности идентичен современному: Аврора идет вдоль Ботанического сада по оврагам.
Макет сделали, а продлить дорогу тогда не удалось. Главный архитектор «Волгатрансстрой-проекта» Дмитрий Орлов рассказал, почему не смогли застроить овраг в 70-е и вряд ли получится сегодня:
— Лет 20 назад Каркарьян рассказывал что, там плохая ситуация по карсту. В то время сочли строительство неэффективным. Дорога там нужна при условии хорошей развязки с Ново-Садовой. Где теперь поместится развязка, непонятно.
Как живут местные
Весь частный сектор состоит из плывунов (пропитанный водой грунт). Сами по себе плывуны не опасны, но проваливаются под давлением сверху. Проблема в грунтовых водах: если построить дорогу, вода поднимется еще и затопит частный сектор. Об этом мне рассказывает Владимир по дороге к Ботаническому саду.
Мы выходим с участка, идем по Волгодонской, чтобы поближе посмотреть на место будущей дороги. Возле забора Боташки стоят жители Днепростроевской, Донбасской и Ботанического переулка. Их дома тоже в «красной зоне» новой Авроры. Они перечисляют: с 64-го, 68-го, 83-го, 98-го. С тех пор они живут здесь и отбивают любые попытки застроить их землю.
Год назад «Трансгруз» пытался засыпать овраги вдоль Ботанического, но под напором жителей и районной администрации, строители отступили. Весной этого года между частным сектором и Ботаническим всё же сделали импровизированную дорогу. Это было похоже на подготовку к продлению Авроры, но строители утверждали, что прокладывали канализацию по оврагам.
Вместе с местными жителями, мы идем вдоль Ботанического сада, к месту, где укладывали канализацию. Дорога ровная, все деревья на пути убрали, сделали несколько подъездов для строительной техники. С готовым планом, можно хоть завтра начинать здесь строить.
По оврагам ездят грузовики «Трансгруза». Мы спрашиваем одного из водителей о новой дороге. Он отвечает машинально, будто заученный текст: «Ничего строить не будем, просто засыпаем канализацию».
Рядом с грохочущими машинами, в небольшой запруде живут утки. Одна поднимается к нам, долго смотрит на КамАЗ, потом спускается обратно и забирает утят подальше от стройки.
Что будет после строительства
Местные жители переезжать не хотят. Они не уехали, даже когда в овраги положили канализацию, и в погребах поднялась вода. Говорят, все лучше, чем жить в «скворечниках» и показывают на высотки ЖК «Ботанический», который стоит на другой стороне сада.
Один из проектировщиков ЖК «Ботанический» Петр Осипов подтвердил, что в этой местности есть проблемы с карстами, но строить здесь не опасно:
— В районе Постникова оврага действительно есть карстообразующая порода (доломит). Но она находится очень глубоко, сверху закрыта слоем глины, поэтому маловероятно, что образуется карстовая воронка. Грунтовые воды на участке есть, но они на глубине двух метров и ниже.
В целом, участок непростой, но при хорошей инженерной подготовке территории строительство на нем возможно. Это доказано успешным проектированием и строительством большого количества многоэтажных жилых домов в этом районе.
Архитектор Дмитрий Орлов считает: последствия от стройки могут быть серьезнее:
— Карсты в наше время пугают гораздо меньше, работать с ними научились. Намного важнее, что в этом месте разрывается ткань города, оно осталось окраиной в центре, когда город во время войны стал быстро расти. И этот разрыв до сих пор существует. Сама дорога – это первый шаг, если его сделать неправильно – будет тромб и коллапс, как случилось на участке ГПЗ-4.
Орлов имеет в виду улицу Челюскинцев. Её хотели продлить до Московского шоссе, но из-за проекта «Самара-Центра» проект свернули. Теперь перекресток у «Каравана» и пересечение Мичурина с Челюскинцев стабильно собирают пробки по будням.
По мнению архитектора, после строительства новой Авроры жители ЖК «Ботанический» проснутся с видом на кольцо на Московском шоссе.
— Город станет меньше. И для градостроительной ситуации это, наверное, самый важный узел, решение по нему будет самым важным для будущего города, — считает Орлов.
Как повлияет на транспорт
Дорога вдоль Ботанического сада разгрузит сразу несколько параллельных улиц в этом районе, поэтому можно будет перестроить несколько популярных маршрутов. Так считает эксперт по транспорту, автор блога «Общественный транспорт 63» Алексей Перезнатов:
— Дорога давно просится туда. Это разгрузит улицу Советской Армии и проспект Масленникова. Думаю, туда перенесут 21м, если он доживет до этого.
Такие перспективы жителей частного сектора не устраивают. Прощаясь со мной, они говорят, что собирают деньги на суд. Их позиция понятна: они хотят и дальше дышать свежим воздухом, не слышать Московское шоссе и водить детей в Ботанический.
Как повлияет на Ботанический сад
По другую сторону сада, есть свое сообщество, там тоже не любят шум машин, но уверены, что дорога нужна. Это показал опрос в пабликах ЖК «Ботанический«, «Мичурина» и «Калужская«: 52% жителей за продление Авроры. Остальным показалось, что Ботанический сад будет страдать от выхлопных газов.
По вопросу новой дороги директор Ботанического сада Светлана Розно держит нейтралитет. Она уверена, что Аврору продлят ещё не скоро, да и защитить сад будет просто:
— Деньги выделили только на проект. О строительстве дороги говорить слишком рано. История с продлением Авроры очень похожа на историю магистрали Центральная [дорога появилась в генплане в 1965 году, но до сих пор не начали строить – прим. авт.].
Если все же дорогу построят, мы вдоль нее посадим защитную лесополосу, как вдоль Московского шоссе сейчас. Может быть, это выглядит некрасиво, зато от выхлопного газа защищает.
Побольше узнать о Постниковом овраге и понять, почему он так важен для Самары, можно в нашем материале.
Автор фото обложки: Максим Федоров
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook