ЗОДЧИЕ НА ВЕКА
Лучшие самарские архитекторы. Мнение художника и краеведа Константина Головкина
8 595
,
В этот день, ровно 100 лет назад ушел из жизни купец Константин Головкин, которого за множество интересов и увлечений сейчас часто называют самарским Леонардо да Винчи.
Помимо всего прочего, Константин Павлович изучал историю самарского края. В 2007 году отдельной книгой была опубликована его уникальная краеведческая картотека.
Мы же хотим почтить память Константина Головкина, разобрав написанную им статью «Архитектурная Самара», опубликованную в книге «Вся Самара» 1925 года выпуска.
«Самара считается городом молодым и в нем нет особенно старинных зданий и сооружений.
Жители города, которые были первыми строителями каменных домов, были люди торговые, и их постройки носили характер примитивный, плоский, ящикообразный, без украшений и вычур.
Постройки первых каменных домов в Самаре надо отнести к 30-м – 40-м годам прошлого столетия.
Лучшими домами в то время были:
– дом Подурова на углу Духовной улицы (ныне – Кутякова) и Набережной реки Самарки, разобранный на кирпичи в 1924 году;
– Климова на Хлебной площади;
– Головачева на пл. Революции (Куйбышева, 62);
– Светова, позднее перестроенный, где ныне Губсуд (Куйбышева, 60). Его же быв. дом Казенной Палаты и Казначейства на Кооперативной улице (Молодогвардейская, 35), его же дом Старой Почты на углу Успенской и Чапаевской (Чапаевская, 14).
– Абачина и Чайникова на ул. Венцека, между ул. Водников и Набережной (сейчас на их месте новостройка с адресом Венцека, 1).
Из домов постройки 50-х годов надлежит отметить:
– дом Макке, вошедший в нынешнее Реальное училище (Алексея Толстого, 31);
– дом казака Насеткина – уг. Саратовской и Венцека (Фрунзе, 65);
– Шапошникова-Шихобалова на том же перекрестке (Алексея Толстого, 39).
– Путилова, быв. дом Дворянско-Депутатского Собрания – уг. Казанской и Воскресенской (Алексея Толстого, 50).

Особняк Путилова на рисунке самарского художника Георгия Подбельского.
В эти же годы стали застраивать каменными домами Преображенскую (ул. Водников) и Казанскую улицы (ныне – Алексея Толстого).
Постройки обывательского типа домов продолжались до конца 1890-х годов и, только перешагнув в XX век, Самара начала застраиваться архитектурно.
Рассматривая эти постройки, начиная с 1900 по 1915 годы, можно видеть, как быстро и богато стала застраиваться Самара, параллельно с ростом площади города, населения и с торгово-промышленным оживлением.
За это время ряд местных и иногородних архитекторов и техников украсили город солидными и заслуживающими внимания зданиями.
Вот их произведения в алфавитном порядке по авторам».
Дмитрий Вернер
Объект: Общественное собрание (Куйбышева, 157 / Шостаковича, 1)
Стиль: модерн
С 1925 по 1930 год в особняке Общественного собрания располагался Губернский дом крестьянина.
∼
Объект: Ново-Троицкий городской корпус (Молодогвардейская, 57)
Стиль: модернизованный
Первый торгово-офисный центр нашего города. Первый его этаж занимали магазины, а второй — различные конторы: Трамвайное бюро, Общество взаимного кредита и даже два смешанных приходских начальных училища.
∼
Объект: дом Егорова-Андреева (Некрасовская, 61)
Стиль: модернизованный
Во времена голода в Поволжье начала 1920-х годов в доме Егорова-Андреева размещалась штаб-квартира миссии Шведского Красного креста.
Александр Зеленко
Объект: дом Торгово-промышленного банка (Куйбышева, 55/Пионерская, 48)
Константин Павлович не написал, в каком стиле построено это здание. Однако в путеводителях по Самаре второй половины 1920-х годов он определялся как старофранцузский, или, стиль Генриха IV.
~
Объект: дом А.Г. Курлина (Фрунзе, 159 / Красноармейская, 15)
Стиль: модерн
О том, как в год 400-летия Куйбышева реставрировали жемчужину самарского модерна – особняк Курлиных, читайте по ссылке.
~
Объект: дом Пермякова (Молодогвардейская, 70)
На протяжении практически всего советского периода в доме Пермякова располагалась фабрика модельной обуви.
~
Объект: собственный дом архитектора Зеленко (Самарская, 179)
Александр Зеленко перед своим отъездом в Москву продал дом другому известному самарскому архитектору — Филарету Засухину.
Филарет Засухин
Объект: здание Губсуда (Куйбышева, 60 / Венцека, 39)
С 1878 по 1898 год председателем Самарского окружного суда был Владимир Анненков, сын известного декабриста Ивана Анненкова.
∼
Объект: Пушкинский народный дом (Льва Толстого, 94)
По легенде, в мае 1921 года в Пушкинском народном доме состоялось единственно выступление в нашем городе Сергея Есенина.
∼
Объект: дом Е.О. Юрина (Чапаевская, 89)
Часть здания сразу после постройки в 1913 году арендовала частная женская гимназия Валентины Андреевны Арсеньевой.
Зельман Клейнерман
Объект: Общество взаимного кредита (правая часть Госбанка) (Куйбышева, 93)
Стиль: в духе итальянского ренессанса
До 1923 года в этом здании находилось Самарское отделение Госбанка СССР, затем открылась первая в городе Советская государственная трудовая сберегательная касса. В 1980-х годах это было единственное место в Куйбышеве, где можно было поменять иностранную валюту на рубли.
∼
Объект: синагога (Садовая, 49)
Стиль: мавританский
Более полувека, с начала 1930-х по начало 1990-х годов, в здании работал хлебозавод № 8. Сейчас ведется реставрация синагоги.
∼
Объект: дом доктора Гринберга (Самарская, 138)
Стиль: ренессанс
Какое-то время в доме доктора Гринберга жила семья революционера Никифора Вилонова.
Михаил Квятковский
Объект: гостиница «Гранд-Отель» (Куйбышева, 111)
Стиль: декаденс
В 1941—1943 годах в гостинице «Гранд-Отель» жили эвакуированные из Москвы иностранные журналисты. Как вспоминали свою жизнь в Куйбышеве американские акулы пера, читайте здесь.
~
Объект: дом Субботина-Маркисон (Алексея Толстого, 30)
Стиль: готический
Историю доходного дома купца Субботина читайте по ссылке.
~
Объект: ресторан «Аквариум» (Самарская, 95)
Большую часть советского периода в бывшем здании ресторана «Аквариум» размещался театр юного зрителя.
В середине 1960-х на его сцену выходил и Владимир Толоконников, известный по роли Шарикова в «Собачьем сердце» режиссера Владимира Бортко.
Георгий Мошков
Объект: дом Сибирякова (Куйбышева, 107)
В 1877 году на месте этого дома стояла деревянная изба купцов Гуськовых. Именно с нее начался грандиозный пожар, уничтоживший множество построек от улицы Дворянской по направлению к Струковскому саду.
~
Объект: дом Филимонова (Ленинская, 116 / Льва Толстого, 97)
Первоначально фасад дома Филимонова со стороны улицы Ленинской украшали маскароны в виде львиных и слоновьих голов.
~
Объект: дом Покидышева (Пионерская, 23 / Степана Разина, 37)
Константин Головкин отмечал, что здание «ныне попорчено пожаром». После того как дом Покидышева отреставрировали, в него на 80 лет заселились самарские чекисты, лишь в 2010 году уступив здание Следственному управлению Следственного комитета РФ.
Яков Решетников
Объект: дом Гринберга (Куйбышева, 32)
В 1911 году в доходном доме Соломона Гринберга открылся учительский институт. Учебное заведение, считающееся предком нынешнего Самарского государственного социально-педагогического университета.
~
Объект: дом Щетинкина (Молодогвардейская, 67)
Павел Щетинкин — казанский купец, сколотивший немалое состояние на торговле мануфактурой и мехами. До постройки собственного дома его магазин располагался на первом этаже здания Главпочтамта (Ленинградская, 24).
Сергей Смирнов
Объект: дом Самарского Губернского земства (Льва Толстого, 25)
Стиль: модернизованный
Сергей Смирнов по профессии был не архитектором, а инженером путей сообщения, что отметил и Константин Головкин в своей статье.
Что касается здания земства, точнее второго его корпуса, то на самом деле общий его проект с планировкой помещений разработал инженер земской управы Николай Белобородов. А Сергею Смирнову принадлежит проект оформления фасадов. Подробности строительства здания читайте здесь.
Валентин Тепфер
Объект: дом Сурошникова (Фрунзе, 87 — 89)
В 1910-х годах купец Василий Сурошников был крупнейшим самарским домовладельцем. В 1918 году советская власть конфисковала у него 17 домов, в том числе и этот доходный дом на бывшей Саратовской улице.
~
Объект: новый пристрой I-го и II-го класса вокзала Самаро-Златоустовской железной дороги
В этом пристрое, возведенном в 1910 году, среди прочего находился привокзальный ресторан.
Тадеуш Хилинский
Объект: здание общины Красного Креста (Льва Толстого, 136)
Стиль: русский стиль
В стилизованном кокошнике над главным входом в здание расположено мозаичное изображение
красного креста на белом фоне. Это единственный пример дореволюционной мозаики в Самаре.
Федор Черноморченко
Объект: дом Гребежева (Молодогвардейская, 78)
Хозяин дома, купец 1-й гильдии Александр Гребежев, владел кондитерской фабрикой на улице Николаевской (Чапаевской) и мыловаренным заводом в поселке Запанском.
Платон Шаманский
Объект: Реальное училище (Алексея Толстого, 31-33)
С 1943 по 1964 год в здании Реального училища работало Куйбышевское суворовское училище.
~
Объект: детская больница Л.С. Аржанова (Никитинская, 2)
Стиль: ампир
На строительство и обустройство детской инфекционной больницы купец Лаврентий Аржанов пожертвовал 500 тыс. рублей, в пересчете на современный курс — порядка 600 миллионов.
~
Объект: цирк «Олимп» братьев Калининых, ныне театр «Карла Маркса» (Фрунзе, 141)
Стиль: модерн
Об истории театра-цирка «Олимп» вы можете узнать здесь.
~
Объект: дом губернатора, «Белый дом» Горисполкома (Фрунзе, 167)
Стиль: модернизованный ренессанс
Именно в бывшем доме губернатора 22 мая 1937 года в приемной первого секретаря обкома партии Павла Постышева был арестован маршал Тухачевский.
Александр Щербачев
Объект: дом Наумова (Куйбышева, 151)
Стиль: итальянский ренессанс
В 1934 году, когда в особняке Наумова располагался Краевой совет профсоюзов, были планы надстроить его до четырех этажей.
~
Объект: дом Сурошникова, ныне Губоно (Пионерская, 22 / Алексея Толстого, 43)
Первоначальный проект здания разработал знаменитый архитектор Федор Шехтель. Посмотреть на внутреннее убранство особняка Сурошникова можно здесь.
~
Объект: дома Челышова (Фрунзе, 56 (на фото) и Красноармейская, 60)
Стиль: русский
Журналисты «Другого города» бывали в доходных домах семейства Челышовых. В 2016 году на Красноармейской, в 2017-м — на улице Фрунзе.
~
Объект: дом Клодта (Куйбышева, 139)
Стиль: в духе немецкого ренессанса
В первые годы Великой Отечественной войны в особняке Клодта работало посольство Афганистана.
~
Объект: дом Бем Е.Ф., где ныне Музыкальный техникум (Куйбышева, 85)
Стиль: ренессанс
Егор Филиппович Бем держал в своем доме на улице Дворянской известный на всю Самару магазин музыкальных инструментов и нот.
~
Объект: дом Юрина Е.О., ныне гостиница «Ницца» и кинотеатр «Художественный» (Куйбышева, 103)
В 1919 году гостиницу «Ницца» посещал Лев Троцкий. Здесь при его участии происходило открытие Самарских пехотных командных курсов.
~
Объект: дом Шихобалова П.И. (Венцека, 55)
Дом с атлантами попал в самый первый список объектов культурного наследия Куйбышева, составленный в 1966 году. В нём особняк значился как «Прокуратура ПриВО. Арх. Щербачёв А.А. Модернизированная классика».
~
Объект: дом доктора Эрна Э.Г. (Чапаевская, 165)
Этот особняк — единственная работа Александра Щербчева в стилистике модерна.
Владимир Якунин
Объект: здание Волжско-Камского банка, ныне Губком Р.К.П. (Куйбышева, 92)
Стиль: классический
В центре скульптурной группы, украшающей фронтон здания, — римская богиня Фортуна.
~
Объект: татарская мечеть на Оренбургском спуске (Чкаловский спуск)
Стиль: мавританский
Мечеть на бывшем Оренбургском спуске открылась в 1913 году. Она была снесена через полвека в ходе строительства Дворца спорта на улице Молодогвардейской.
Эрнест Жибер
Объект: Кафедральный собор (площадь Куйбышева)
Стиль: русско-византийский
Фотографии Константина Головкина, сделанные с колокольни Кафедрального собора, смотрите здесь.
Фома Богданович
Объект: костел (Фрунзе, 157а)
Стиль: готический
Фома Богданович разработал проект костела. Непосредственно строительными работами руководил Александр Щербачев.
Михаил Чичагов
Объект: городской театр (площадь Чапаева, 1)
Стиль: русско-московский
Как сейчас выглядят спрятанные стены старого Самарского театра драмы, смотрите и читайте по ссылке.
Александр фон Гоген
Объект: Крестьянский банк, ныне ОМХ (Куйбышева, 153)
Стиль: скандинавский
Одна из самых известных построек архитектора фон Гогена — особняк балерины Матильды Кшесинской в Санкт-Петербурге. Что любопытно, он также имеет адрес по улице Куйбышева.
Николай де Рошфор
Объект: вокзал станции Самара, старое здание
Стиль: итальянский ренессанс
Первое здание железнодорожного вокзала в Самаре построили в 1876 году. По аналогичному проекту возводился и вокзал в Оренбурге, который, пусть и в существенно перестроенном виде, сохранился до наших дней.
Виктор Шретер
Объект: дом Дунаева, бывший Коммерческий клуб (Куйбышева, 135)
Стиль: итальянский ренессанс
Известно, что проект особняка Николая Дунаева разработал петербургский архитектор Александр Гронвальд. Ошибка возникла, скорее всего, из-за того, что в списке Константина Головкина по соседству с этим домом находится дом купца Петра Субботина, автором которого и является Виктор Шретер.

Что касается особняка Петра Субботина (Алексея Толстого, 3), то его также именуют домом губернатора, так как в нем с 1906 по 1910 год жили руководители губернии — Дмитрий Засядько, Иван Блок и Владимир Якунин.
В.Г. Петров
Объект: государственный элеватор (Хлебная площадь)
Стиль: ампир
Узнать подробнее об истории элеватора Госбанка и посмотреть фотографии, сделанные внутри этого здания, вы можете по ссылке.
Петр Балинский
Объект: здание банка Русского для внешней торговли, ныне Дворец труда (Куйбышева, 90)
Стиль: ампир
Петр Балинский отметился не только на ниве архитектуры, но и как автор одного из первых проектов московского метро.
Константин Головкин добавляет: «При перечислении этих произведений архитектуры приходится отметить, что почти все постройки отступают от определённого стиля и являются модернизированными».
Завершается статья «Архитектурная Самара» перечислением наиболее масштабных купеческих дач на берегу Волги.
Затем необходимо указать на дачные постройки, которые являются единственными в своем роде по красоте на всем протяжении Волги и служат украшением нашего плеса и окрестностей г. Самары.
Дача бывшая П.И. Шихобалова, каменная в стиле итальянского ренессанса, по проекту архитектора Лидваля.
Дача бывш. И.Я. Соколова, каменная в классическом стиле, модернизирована по проекту А.А. Щербачева.
Дача быв. А.И. Соколова, каменная, в мавританском стиле по проекту арх. А.А. Щербачева.
Дача быв. Я.И. Соколова, каменная в мавританском стиле, по проекту арх. П.П. Головкина.
Дача быв. В.Н. Неклютина, деревянная в дачном стиле, по проекту архитектора Черноморченко.
Дача быв. Е.А. Курлиной, каменная в мавританском стиле.
Дача быв. В.М. Сурошникова, каменная, по проекту архитектора Шехтеля.
Дача быв. В.Н. Башкирова, каменная.
Дача быв. А.С. Ромашева, деревянная в мавританском стиле, архитектора Власьева.
Дачи Башкирова и Ромашева до наших дней не сохранились.
Дача быв. К.П. Головкина, каменная, в стиле модерн, по проекту К.П. Головкина.

«Нужно думать, что переход к строительству даст нам и новые формы архитектуры», — подытоживает свою статью Константин Головкин.
Современные фото (кроме отмеченных отдельно): Елена Вагнер
Мы благодарим за предоставленные винтажные фотографии начальника отдела использования архивных документов Областного архива социально-политической истории Евгения Малинкина.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте