ГУБЕРНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

История Самарской губернии в 1876 — 1880 годах: постройка вокзала и первого завода, Самарское знамя на Балканах и открытие реального училища

 919

Автор: Андрей Артёмов

.





,

Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.

Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.

Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Сегодня на очереди временной отрезок с 1876 по 1880 год.

Первый завод Самары

Первые три с половиной века своего существования Самарская губерния была сугубо аграрным регионом страны. Промышленные предприятия, тем более крупные, были на ее территории скорее исключением, нежели правилом.

Вот, например, что о столице губернии писал в 1925 году инженер Борис Людвигович Сурвилло  в статье «Промышленная Самара»:

«Самара всегда являлась более торговым, а не промышленным городом. Общее число рабочих в г. Самаре по всем крупным и средним предприятиям в настоящее время около 7000 чел., считая Самарский завод № 15 (имени Масленникова — прим. ред), что составляет менее 5% общего населения города.

Изучение исторического развития промышленности как всей Самарской губернии, так и в частности г. Самары, за период времени свыше ста лет приводит нас к заключению, что промышленность губернии и г. Самары неизменно находилась, находится теперь и будет находиться в прямой зависимости от развития сельского хозяйства, являясь, главным образом, обрабатывающей промышленностью всевозможных продуктов сельского хозяйства».

Еще более суровое описание промышленности нашего города дается в путеводителе по Куйбышеву 1936 года:

«Дореволюционная Самара было по преимуществу торговым, купеческим городом. Промышленность бывшего губернского центра исчерпывалась несколькими винокуренными заводами и мельницами.

О промышленности старой Самары даже нечего писать. <…>

<…>Город, в дореволюционное время славившийся торговлей хлебом, салом, шерстью и лошадьми, теперь имеет крепкую базу станкостроения, группу заводов, снабжающих ответственным оборудованием и деталями автотракторную промышленность.

Только один станкостроительный завод дает 4,5 процента продукции, вырабатываемой станкостроительными заводами всей страны».

Тот самый завод, которым так гордились авторы путеводителя 1936 года, появился в Самаре еще при царе-батюшке и первоначально был тесно связан с сельским хозяйством.

Началось все в 1873 году. Тогда бывший механик Готхард Карлович Бенке выкупил оборудование ремонтных мастерских разорившегося пароходного общества «Нептун». Располагались они у Черного затона на правом берегу Волги, между Сызранью и Хвалынском.


Готхард Бенке

Так появилось «Механическое заведение Бенке», которое намеревалось производить сельскохозяйственные орудия и машины, мельничное оборудование и выполнять различные ремонтные работы.

Однако Черный затон был слишком удален от потенциальных заказчиков. Уже в 1874 году Готхард Бенке начал перевозку купленного им оборудования в Самару и вскоре открыл механические мастерские в 71 квартале нашего города.

Его завод приступил к работе на новом месте 1 января 1876 года. Географически он находился на нынешней улице Максима Горького, между улицами Льва Толстого и Красноармейской.

Механический завод Бенке и Ко занимался производством земледельческих орудий, паровых машин мощностью от 3 до 50 сил и мельничного оборудования.

Впрочем, предприятие было совсем небольшим, к концу 1876 года на нем работало 52 взрослых рабочих и 20 учеников. Зато имелась паровая машина на 25 лошадиных сил.

Газета «Самарские губернские ведомости» 15 сентября 1876 года писала:

«Появление этого предприятия преимущественно вызвано усилившимся в последнее время распространением между земледельцами паровых орудий. <…>

<…> Ныне в Самарском крае имеются различные улучшенные земледельческие орудия и даже паровые плуги в имении бугурусланского землевладельца Джона Бутлерова. Паровые молотилки существуют даже у многих зажиточных крестьян южных уездов губернии.

Очевидно поэтому, что механическое заведение в Самаре будет иметь немало работы».

Впрочем, в 1877 году история завода господина Бенке прервалась. Его мастерские сгорели в последнем крупном пожаре в истории дореволюционной Самары.

Тогда от огненной стихии пострадали 16 кварталов, расположенных между улицами Некрасовской, Фрунзе, Струковским садом и берегом Волги. Однако Готхард Бенке быстро восстановил свое предприятие.

Несмотря на большое количество заказов, предприятие не могло похвастаться большой прибылью. Все-таки господин Бенке был в первую очередь инженером, а не предпринимателем.

Чтобы не испытывать судьбу, он начал поиск бизнес-партнеров. В Товарищество, организованное им в октябре 1882 года, вошли известные в Самаре предприниматели.

Федор Углов и Константин Курлин вместе с Готхардом Бенке стали его директорами. В ревизионную комиссию вошли купцы Иван Санин, Георгий Курлин и Антон Шихобалов.


Георгий Иванович Курлин

Полное название предприятия звучало теперь так — «Товарищество Самарского земледельческого механического завода, бывшего «Бенке и К» в Самаре».

Оно подпитывало бушевавшую на территории Самарской губернии «хлебную лихорадку» современной техникой: сеялками, плугами, конными молотилками, веялками и т.д.

Также завод Товарищества обеспечивал разные виды мельниц необходимым оборудованием: паровыми машинами и котлами, водяными колесами и турбинами.

Эта продукция принесла будущему Средневолжскому станкозаводу первую общероссийскую славу. В 1886 году на Казанской сельскохозяйственной выставке его наградили большой серебряной медалью за производство сельскохозяйственных машин и медалью Казанского отделения Императорского Русского технического общества за отличное исполнение паровых машин и деревообрабатывающих станков.

Открытие Самара-Златоустовской железной дороги

В 1874 году был утвержден проект строительства железнодорожной линии от Сызрани до Оренбурга через Самару и Бузулук, с мостом через Волгу у села Костычи (ныне — часть города Октябрьска).

Работы по ее сооружению начались в апреле 1875 года. Руководил процессом известный инженер-железнодорожник Константин Яковлевич Михайловский.

В тот же момент сооружалась ветка вдоль реки Самары, которая проходила мимо Косы (так в те годы называли стрелку Самарки и Волги) и заканчивалась у пристаней в районе Комсомольского спуска.

Осенью 1876 года строительные работы на Самара-Оренбургской железной дороге были завершены. Она была принята в эксплуатацию специальной правительственной комиссией. Официальное открытие новой железнодорожной линии состоялось 1 января 1877 года.

К этому моменту в Самаре уже был построен вокзал. Его проект разработал архитектор и инженер Николай де Рошфор.

Безусловно, в 1876 году, когда железнодорожный вокзал открылся, он был самой значимой архитектурной достопримечательностью Самары.

Архитектор Ваган Каркарьян в своей книге «Самара. Куйбышев. Самара. Три портрета одного города» писал:

«Запроектированный в стиле итальянского ренессанса, вокзал состоял из двух пассажирских залов I и II классов, буфета, билетных служб, административных и хозяйственных помещений. По этому же проекту сооружался и вокзал в Оренбурге.

Постройка скорее всего не была вокзальным сооружением в современном понимании — архитектура вокзала носила дворцовый характер с рустованным первым этажом, порталом с тремя арочными входами и двумя боковыми 4-этажными ризалитами. Главная ось здания акцентировалась 3-этажным объемом с полукруглым фронтоном с гербом, увенчанным царской короной».


В Оренбурге историческое здание вокзала, пусть и существенно перестроенное, сохранилось до наших дней. А о том, как строился новый железнодорожный вокзал в Самаре, мы расскажем в одной из следующих статей, уже в следующем 2025 году. Пока же вернемся в XIX век.

В мае 1876 года на привокзальной площади была заложена часовня во имя Иверской Божьей Матери, в память об избавлении жителей губернии от неурожаев, завершившихся голодом 1873 года. Освящение этой часовни состоялось в 1878 году.

Спустя год, в 1879-м, близ вокзала было открыто учебное заведение — техническое училище «для приготовления учеников к различной технической службе на железной дороге».

Ныне это Самарский колледж железнодорожного транспорта им. Буянова.

Слабым местом новой железнодорожной линии была главная водная артерия региона. В летнее время пассажиров и грузы переправляли через Волгу на паромах, зимой переправа осуществлялась по льду.

Строительство моста через Волгу было предусмотрено в проекте Самара-Оренбургской железной дороги, и к нему приступили в июне 1877 года.

Проект разработал известный инженер Николай Аполлонович Белелюбский. Движение по мосту, названному Александровским в честь императора Александра II, открыли 30 августа 1880 года.



Для тех лет это было поистине уникальное инженерное сооружение. По длине Александровский мост через Волгу был первым в Европе и шестым в мире.

Менее чем через 10 лет по территории Самарской губернии пройдет еще одна важная для страны железнодорожная линия — от Кинеля до Уфы. Движение поездов по ней открылось в сентябре 1888 года.

Спустя два года ее продлили от Уфы до Златоуста. Далее, в октябре 1892 года, эта железнодорожная ветка была продолжена до Челябинска.

Самарский литературный и театральный критик Александр Смирнов-Треплев писал:

«Управление железной дороги выбрало местом своего пребывания Самару. На улицах замелькали фуражки со значками инженеров, техников, машинистов и незнакомые женские лица: хорошо одетые дамы, девушки.

Заметное оживление города напоминало то, которое было при «открытии губернии» четверть века назад. Да и правда: губерния еще раз «открывалась», «прорубала окно», хотя пока только — на восток».

Самарское знамя для борцов за независимость Болгарии

В 1875—77 годах на Балканах произошло несколько восстаний против владычества на полуострове Османской империи:

— летом 1875-го в Герцеговине и Боснии,
— в сентябре того же года — Старозагорское восстание в Болгарии,
— весной 1876 года — Апрельское восстание в Болгарии.

Последнее было подавлено турками с особой жестокостью и вызвало шквал возмущения в европейских странах, в том числе в Российской империи.

С июня 1876 по февраль 1877 года боевые действия против Османской империи вели Сербия и Черногория.

Во всех этих военных конфликтах на стороне балканских славян воевали добровольцы из Российской империи. В период Апрельского восстания против османского ига Самарская городская дума решила изготовить для ополченцев боевое знамя. Его эскиз разработал художник Николай Евстафьевич Симаков.

Выглядело оно так: «Полотно знамени шелковое, трехцветное: белое, малиновое и светло-синее; белая полоса в середине — с одной стороны вышит широкий прямоугольный крест, шитый по черному фону золотом и в центре креста образ Иверской Богоматери, на другой стороне такой же крест и образ Кирилла и Мефодия; на лентах знамени золотом вышиты подписи — на одной стороне: «город Самара болгарскому народу в 1876 году», а на другой — «да воскреснет Бог и расточатся врази Его».

Знамя в кратчайшие сроки вышили монахини самарского Иверского монастыря.

Но вручить его болгарским ополченцам в 1876 году было не суждено. Апрельское восстание было подавлено.

Однако в ответ на притеснение христиан и жесткие подавления восстаний славянского населения 12 апреля 1877 года император Александр II подписал манифест об объявлении войны Османской империи.

Самарское знамя начало свой путь на Балканы. Доверили его передачу болгарским ополченцам самарскому городскому голове Ефиму Кожевникову и гласному городской думы Петру Алабину.

18 мая 1877 года близ города Плоешти (ныне территория Румынии) Самарское знамя было вручено 3-й дружине Болгарского ополчения.

В следующие месяцы оно приняло участие во многих кровопролитных сражениях русско-турецкой войны. Так, в бою за Стара Загору 19 июля 1877 года погиб, защищая Самарское знамя, командир 3-й дружины болгарского ополчения Павел Калитин.

Русско-турецкая война закончилась 3 марта 1878 года победой Российской империи и ее союзников. Болгария стала княжеством, лишь формально являвшимся вассалом Османской империи.

Первые музейные экспонаты

В 1880 году началась к подготовка к созданию первого в истории нашего города музея.

29 января на заседании Самарской городской думы ее гласный Петр Алабин вынес на обсуждение разработанный им проект «устройства здания для публичной библиотеки и музея, устройства и хранения музея».

Музей, по задумке Петра Владимировича, должен был стать «средством изучения Самарского края в отношении естественном, сельскохозяйственном, техническом и историческом».


Петр Алабин

Городская дума откликнулась на его предложение. 5 февраля 1880 года уже существовавшей Публичной библиотеке и проектируемому музею выделили земельный участок на углу улиц Дворянской (Куйбышева) и Алексеевской (Красноармейской), рядом с Николаевским детским приютом.

Что любопытно, уже спустя две недели Петр Алабин получил первые экспонаты для будущего музея. Это были «одежда и принадлежности туркмен» — седло, шашка, штаны, халат, сапоги и т.д., все 14 предметов.

В дар будущему Самарскому краеведческому музею их передал уже знакомый нам великий князь Николай Константинович.

В прошлый раз мы расстались с ним в июле 1873 года, когда он, вернувшись из Хивинского похода, встретился в Самаре со своей возлюбленной Фанни Лир.

В том же году Николай Константинович начинает обустройство своего семейного гнездышка. Он приобретает особняк графа Кушелева-Безбородко в Санкт-Петербурге. На его обустройство требовались немалые средства.

В апреле 1874 года из спальни матери Николая Константиновича, великой княгини Александры Иосифовны, были похищены драгоценности — три крупных бриллианта с иконы, подаренной ей Николаем I.

Проведенное расследование показало, что драгоценные камни были заложены в ломбард адъютантом великого князя Евгением Варнаховским, якобы по приказанию самого Николая Константиновича. К делу был подключен шеф жандармов граф Петр Шувалов.

Николай Константинович свою вину не признал, но это не помогло. На семейном совете Романовых было решено признать его душевнобольным и выслать из столицы. Его имя отныне запрещалось упоминать в бумагах императорского двора. Фанни Лир была выслана из страны с пожизненным запретом на въезд.

После оглашения «приговора» Николай Константинович отправился в ссылку, неоднократно меняя место проживания. В 1877 году он оказался в Оренбурге.

Отсюда Николай Константинович с экспедицией дошел до Приаральских Каракумов. В следующем году он издал в книгу «О выборе кратчайшего направления Среднеазиатской железной дороги».

Впрочем, в Оренбурге Николай Константинович вновь оказался в центре скандала. В феврале он под именем полковника Волынского обвенчался с дочерью оренбургского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Об этом стало известно в столице, и брак признали незаконным.

В конце 1878 года, после очередной экспедиции в Среднюю Азию, Николай Константинович вместе с возлюбленной прибыл в Самару. 19 декабря Надежда Дрейер родила ему сына Артемия, которого в феврале 1879 года крестили в Вознесенском кафедральном соборе.

Жил Николай Константинович в доме дворянки Реутовской (нынешний адрес — Ленинградская, 20 / Степана Разина, 69).

В 1879 году он вновь отправился в экспедицию в Среднюю Азию, на сей раз в составе Самарской ученой экспедиции, добравшись до города Термеза на границе нынешних Узбекистана и Афганистана.

Именно из этого путешествия Николай Константинович и привез в Самару 14 предметов одежды туркмен, ставших первыми экспонатами еще не созданного городского музея.

Открытие реального училища

Еще в мае 1873 года на заседании городской думы обсуждался вопрос об открытии в Самаре реального училища.

Это среднее учебное заведение отличалось от классической гимназии отсутствием изучения древних языков (греческого и латыни) и большим упором на изучение естественных и точных наук, нежели гуманитарных.

Выпускники реальных училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты. Лишь в начале XX века реалистам было разрешено поступать на физико-математические и медицинские факультеты в случае успешной сдачи экзамена по латыни.

Но вернемся в Самару 1870-х годов. От идеи до ее воплощения прошло много времени. Активная фаза подготовки к открытию реального училища началась во второй половине 1877 года. Лишь 27 июня 1879 года Самарская городская дума была извещена, что

«Его сиятельство, г. Министр Народного Просвещения, разрешает открыть в г. Самаре с 1879/80 учебного года Реальное Училище имени Императора Александра Благословенного с основным и коммерческими отделениями в V и VI классах и с общим и механо-техническим отделением дополнительного класса».

В дополнительном 7-м классе учились те, кто намеревался поступать в политехнические институты.

Торжественное открытие Самарского реального училища состоялось 7 сентября 1880 года.

Училище разместилось в доме на углу улиц Казанской (Алексея Толстого) и Успенской (Комсомольской), пожертвованном Самарским городским обществом.

В 1850-х годах он принадлежал купцу Ивану Макке, и именно в стенах этого здания было провозглашено основание Самарской губернии.

Почетным попечителем реального училища стал купец 1-й гильдии Петр Семенович Субботин, директором — надворный советник Алексей Петрович Херувимов.

В первый класс реального училища принимались мальчики в возрасте от 10 до 13 лет, успешно сдавшие вступительные экзамены. В первом учебном году оно приняло в своих стенах 101 ученика.

В 1908—09 годах на средства купеческой четы Субботиных здание реального училища было значительно реконструировано. Андрей Андреевич и Елизавета Ивановна выделил колоссальную сумму в 500 тысяч рублей.


По проекту архитектора Платона Шаманского был возведен масштабный пристрой по нынешней улице Алексея Толстого. Помимо учебных классов, здесь находился и жилой корпус с квартирами для педагогического состава училища и общежитием для учащихся.

Занятия в обновленном здании реального училища начались 24 сентября 1909 года. Учебному заведению было суждено просуществовать еще десять лет.

Ниже представлены фотографии Самарского реального училища в 1913—14 учебном году из архива краеведа Сергея Чуваткина.

Среди выпускников Самарского реального училища были люди, хорошо известные каждому самарцу:

— писатель Алексей Толстой,
— лауреат Нобелевской премии, химик Николай Семенов,
— ученый-энергетик Глеб Кржижановский,
— архитектор Петр Щербачев,
— фотограф, художник и предприниматель Константин Головкин.

Вот некоторая статистика о работе Самарского реального училища за первые 10 лет его существования.

По числу учащихся в 1888 году Самарское реальное училище занимало 18-е место среди 102 аналогичных учебных заведений Российской империи.

После революции ему на смену пришла девятилетняя школа № 1 им. Льва Толстого. В путеводителе 1926 года отмечалось, что «помещение заново ремонтировано, занятия на 2 смены (29 групп). Учащихся 1200 чел., учителей 40.»

Здание Самарского реального училища впоследствии занимало Куйбышевское суворовское  училище и военно-медицинский факультет медицинского института.

В 1996 году здесь произошел крупный пожар. С тех пор здание планомерно приходит в упадок…


Список литературы:

1) Самарин. Г.И. Средневолжский станкостроительный завод, фотоочерк. — Куйбышев, 1977.
2) Смирнов. А.А. Старый самарский театр и быт: очерки и материалы по истории театра и быта в провинции. — Самара, 2008.
3) Газета «Куйбышевский железнoдoрoжник». Выпуски за 1974 год.
4) Алексушина Т.Ф. Самарские страницы российского дворянства. — Самара, 2013.
5) Классика самарского краеведения. Антология. Выпуск 3. Головкин К.П. Самара в конце XVIII – начале XX вв. (краеведческая картотека). — Самара, 2007.
6) Истoрическая записка o Самарскoм реальнoм училище имени Императoра Александра Благoслoвеннoгo за первoе десятилетие егo существoвания (1880-1890 гг.). — Самара, 1891.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте