7 обещанных проектов к ЧМ, которые мы не увидим в 2018 году

 7 806

Автор: Ксения Лампова

«Обещанного три года ждут», — как-то молвил человек, который в Самаре никогда не жил.

Самарцы на своём веку перевидали много красивых картинок и проектов, которые так и не воплотились в жизнь, а недавно была опубликована Единая архитектурно-художественная концепция, реализация которой в столь короткие сроки тоже кажется весьма несбыточным начинанием. Это при том, что в ближайшие три года финансирование будет выделяться только на приоритетные объекты.

ДГ решил вспомнить, какие ещё обещания давали власти города и области горожанам. Мы выбрали семь самых классных проектов, не вошедших в приоритетный список, благодаря которым Самара могла бы стать лучше.

Метро

Самарское метро — главная головная боль жителей и властей.

Ещё в марте 2015 года Минстрой заявил о своём твёрдом намерении построить вторую ветку самарского метро: 20 декабря 2017 года питерская компания «Севзапинжтехнология» должна предоставить готовый проект. Планировалось, что новая ветка начнётся от станции «Вокзальная» и протянется до станции «Проспект Карла Маркса». Переход между ветками должен был осуществляться через станцию «Московская», которая стала бы для них связующим узлом. Идея прекрасная, и именно поэтому с финансированием этого громкого проекта возникли проблемы. Пока что от идеи решили отказаться.

Будем честными и не станем утверждать, что всё так ужасно: с появлением станции «Алабинская» самарское метро заметно оживилось. Теперь вагоны заполнены желающими выбраться с периферии в центр и обратно, и пятничным вечером в вагоне вполне можно не найти себе места. Станция, однако, так и не приобрела свой окончательный вид, хотя прошло уже почти 10 лет с момента начала строительства.

Сейчас её обещают доделать к декабрю 2017 года, а заодно открыть движение на улице Ново-Садовой. На то, чтобы достроить станцию, выделят 1 миллиард рублей. Всего же строительство обойдётся в 9,3 миллиарда рублей. Возведение «Алабинской» началось в 2007 году, и только в 2015 станция начала работать в усечённом режиме (поезда ходят только по одному пути), тогда же наконец было открыто движение на участке от Осипенко до Первомайской.

metro
Источник: vignette1.wikia.nocookie.net

Магистраль «Центральная»

Самарцы ждут магистраль «Центральная» верно и преданно: ожидается, что проходящая через весь город трасса станет настоящей панацеей от пробок. Это история полувековой давности, ведь впервые «Центральная» появилась в генплане Куйбышева ещё в 1965 году. Шоссе должно было соединить Ракитовское шоссе и площадь Урицкого, а ещё связать между собой транспортную развязку у посёлка Водино с обводной дорогой вокруг Самары и федеральной трассой М5.

В октябре 2015 года губернатор Самарской области заявил, что магистраль «Центральная» должна быть построена к ЧМ-2018. Планировалось, что компания-подрядчик будет определена в течение месяца. Уверенность в том, что проект всё-таки может быть реализован, родилась во время обсуждения перспектив строительства с руководством «Газпромбанка».

Первые тревожные сигналы зазвучали в марте этого года: министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин заявил, что магистраль «Центральная» будет платной для автомобилистов. Связывалось это с тем, что финансирование строительства будет проходить на условиях государственно-частного партнёрства, но размер платы к тому моменту ещё не был определён.

В апреле стало известно, что магистраль «Центральная» не будет построена к намеченному сроку ввиду отсутствия финансирования. В июле Николай Меркушкин встретился с президентом РФ Владимиром Путиным, от которого узнал, что в ближайшие два-три года правительство может выделить 31 миллиард рублей на строительство дорог из федерального бюджета, 4,5 из них должны быть направлены на строительство «Центральной». С момента обсуждения до сегодняшнего дня никаких серьёзных подвижек в этом деле не случилось.

Набережная

Обещаниям продлить набережную от Ладьи до Силикатного завода мы посвящали целый материал: уже 14 лет у власти не хватает сил разобраться с грузовой переправой и завалами мусора на спуске Лейтенанта Шмидта.

В 2005 году мэр Самары Георгий Лиманский писал министру регионального развития Владимиру Яковлеву письмо с просьбой выделить в федеральном бюджете на 2006 год 200 миллионов рублей на укрепление левого берега Волги. В 2010 году договорённость об этом наконец была достигнута в Москве. Разработкой проекта занималась известная в Самаре питерская компания «Севзапинжтехнология». Стоимость строительства, правда, успела подскочить до 1,1 миллиарда рублей. В 2014 году на этом месте даже хотели построить жилой комплекс и ривер-парк, только вот проект не впечатлил жителей прилежащих к ЗИМу домов, и от этой идеи решили отказаться.

Теперь пятой очередью набережной в Самаре именуется совсем другая территория: от улицы Вилоновской до бассейна ЦСК ВВС. Новой очереди предстоит соединить между собой уже существующие, и она станет единственной в Самаре, с которой не будет спуска к пляжу. Есть два варианта реализации проекта: строительство пешеходной эстакады или создание искусственного земельного участка. Эскизы уже опубликованы, однако сроки воплощения проекта в жизнь остаются неназванными.

110697_i_source

Дорога, соединяющая мосты

В июле 2016 года горожан настигла ещё одна радостная новость: к ЧМ-2018 появится дорога, которая соединит мосты через реку Самару. Фрунзенский, Кировский и Южный мосты должна была соединить автомобильная трасса, проходящая по правому берегу реки. Однако радоваться пришлось недолго: в октябре министр транспорта и автодорог Иван Пивкин заявил, что строительство объекта начнётся сразу после завершения чемпионата мира по футболу.

Скоростной трамвай

Ещё в марте 2015 года министр экономического развития и инвестиций Александр Кобенко заявлял, что скоростной трамвай в Самаре будет полностью коммерческим. Министр дал понять, что сущетсвует некий потенциальный инвестор, готовый вложить в строительство трамвайной ветки от площади Урицкого до стадиона «Самара-Арена» и закупку подвижного состава 7 миллиардов рублей. После подписания соглашения о государственно-частном партнёрстве линии должны были полностью перейти в обслуживание инвестора. Её строительство обещали начать в 2016 году.

В апреле 2016 года на совещании штаба регионального организационного комитета «Россия-2018» чиновники поняли, что денежные средства необходимо перераспределить для пущей экономии. Было принято решение направить все средства на строительство путей, а подвижной состав закупить по лизинговой схеме. Напрямую заявлять о том, что скоростной трамвай также возьмут в лизинг, никто из участников совещания не стал.

В августе 2016 года были объявлены торги на возведение путепровода тоннельного типа на улице Дальней. В сентябре окончательно определилась компания, которая завершит строительство тоннеля до 1 октября 2017 года — стоимость заключенного контракта составляет 235,5 миллиона рублей. В эту стоимость включен только участок от улицы Ташкентской до Дальней, и до сих пор о ветке от площади Урицкого до Московского шоссе, как и о скоростном трамвае ничего не слышно.

В октябре по строительство трамвайной ветки до стадиона «Самара-Арена» начали изымать землю.

Канатная дорога в Рождествено

История с мечтами о канатной дороге началась ещё в 2000 году: тогда Владимир Путин посетил село Ширяево и заявил, что на этом месте должен находиться горнолыжный курорт. Так появился проект «Жигулёвская жемчужина», который подразумевал прямую связь Самары с Ширяево, Подгорами и Рождествено и должен был полностью изменить территорию национального парка «Самарская Лука» и Жигулёвского заповедника.

В марте 2014 года самарские СМИ были в полной уверенности: канатная дорога свяжет Самару и Рождествено к 2018 году. Об этом на встрече с журналистами заявил губернатор Самарской области. Начало маршрута должно было находиться на улице Соколова, связывая самарскую Ладью и Рождествено. Длина должна была составить 5,5 километра — эта дорога стала бы самой протяжённой в России. Путь на другую сторону должен был длиться не более 17 минут.

Стоимость строительства оценивалась в 40 миллионов евро, правда, непосредственно на канатку намеревались направить лишь половину — остальные средства пошли бы на создание инфраструктуры набережной на Соколова и на строительство досуговых центров на обоих концах дороги. Ожидалось, что большую часть средств на строительство подкинут частные инвесторы, у которых уже был опыт по строительству подобных дорог в Сочи.

В мае 2015-го мы продолжали получать сообщения о том, что всё идёт по плану. В частности, руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев говорил, что средства на строительство канатной дороги до Рождествено уже зарезервированы. Ширяево и Подгоры должна была связать автомобильная дорога, проект начали готовить только в ноябре 2016 года.

В октябре 2015 года все надежды рухнули: стало известно, что на строительство канатной дороги нет денег. Сокращение расходов регионального бюджета сделало невозможным включение в федеральную программу по развитию туризма. Такую же канатную дорогу, кстати, летом 2014 года обещали дотянуть и до Южного города, но это уже совсем другая история.

img-20150316115926-634

Часы обратного отсчёта до ЧМ-2018

В июне 2016 года вся страна поняла, что времени до Чемпионата мира по футболу 2018 осталось мало. Установкой часов с обратным отсчётом вызвался заняться пивоваренный концерн Anheuser-Bush Inbev, который хотел установить счётчики во всех городах-организаторах, в том числе и в Самаре. Компания обязалась не только устанавить часы, но и привести их в надлежащий вид в случае порчи. Ожидалось, что часы появятся в знаковых местах и ааэропортах городов в том же июне 2016 года, выбором мест должна была заняться администрация города. Инициатива заглохла по неизвестным причинам. Кажется, что это они зря.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте