КТО, КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?

10 самарских зданий в русском стиле, которые стоит увидеть своими глазами

 13 674

Автор: Андрей Артёмов

.

,

Познав все прелести «басурманской» архитектуры, обращаем свой взор на просторы былинно-сказочной Руси с ее теремами и хоромами. Итак, наслаждаемся зданиями в русском стиле на улицах Самары.


Русский стиль

Годы существования стиля:∼ 1870-1900-е годы

Отличительные особенности
— Появление русского стиля во многом было обусловлено возросшим интересом к народной культуре и русской архитектуре XVI-XVII веков.
— Использование декора, свойственного русскому народному зодчеству (сводчатые потолки, «пузатые» колонны, гирьки и т.д.).
— Использование кирпичной кладки как декоративного элемента («кирпичный стиль»).

Примечание: при подготовке материала использована книга Вагана Каркарьяна «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.


1. Городской театр

(Площадь Чапаева, 1)

DSC07750

Дата постройки: 1888 год
Архитектор: Михаил Чичагов

Одним из главных инициаторов строительства нового здания театра был Петр Алабин, которого многие критиковали за неудачный выбор места. В 1880-х годах нынешняя площадь Чапаева была городской окраиной. Первоначальная стоимость возведения театра была оценена в 84900 рублей, но вследствие изменений проекта увеличилась вдвое. К сожалению, первоначальный фасад был изменен в ходе позднейшей реконструкции советского периода. По счастью, сохранились его фото.

«В эти годы в творческом методе российских архитекторов стали сочетаться две противоположные системы — древнерусская и ордерная система классицизма.

Проект Михаила Чичагова явился ярким отражением этой тенденции — план здания имеет торжественно-симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а фасад решен средствами живописной декорации из арсенала зодчества московской архитектуры XVII века»

К слову, в истории самарского городского театра были и печальные эпизоды. Так, один из актеров в прямом смысле сгорел на работе.


2. Челышевские дома

(Фрунзе, 56 / Красноармейская, 60)

Челышевский дом

Дата постройки: 1895 (Фрунзе) — 1899 (Красноармейская) годы
Архитектор: Александр Щербачев

Заказчик строительства — известный самарский промышленник, домовладелец и общественный деятель Михаил Челышев. Принадлежавшие ему доходные дома так и именуют челышевскими. В историю Самары он также вошел как непримиримый ЗОЖевец, но это уже совсем другая история.

«Этот симметричный 3-секционный доходный дом выполнен из красного кирпича. Стены сильно рустованы, имеются балконы и эркеры. По центру здания — въездная арка. Кухни и «черную лестницу» архитектор выделяет в специальный объем со стороны двора.»

Помимо брутально-кирпичной монументальности фасадов, челышевские дома привлекают своими размерами. И если тот, что на улице Фрунзе, еще не так велик, то его брат с Красноармейской протянулся на целый квартал. Челышевские дома пользовались большой популярностью и не имели недостатка в арендаторах. Так, на нынешней Фрунзе снимал квартиру известный самарский врач Моисей Гринберг, построивший в последствии собственный доходный дом на углу Самарской и Рабочей.

А до постройки собственного здания в челышевском доме на Красноармейской располагалось управление Самара-Златоустовской железной дороги. О нынешних жильцах этого дома и их быте читайте здесь.


3. Доходный дом Каргиной-Чаковского

(Молодогвардейская, 59)

Дом Каргиной-Чаковского

Дата постройки: ∼ 1898-1908 годы
Архитектор: Александр Щербачев

В течение 10 лет происходил процесс перестройки стоявших на углу нынешних Молодогвардейской и переулка Высоцкого трех домов в один большой. Финальный аккорд, после которого здание приобрело свой нынешний вид большинство архитекторов и краеведов приписывают Александру Щербачеву. Процесс строительства запустила купчиха Каргина, а конечным результатом воспользовался уже новый владелец этого усадебного места — купец Матвей Чаковский.

«Угол здания скошен и акцентирован эркером и башенкой. Этажи членятся тягами. В этом здании, выполненном в «кирпичном стиле», тщательно прорисованы детали входа, окон, эркеров и башен».

Для культурной истории Самары дом Каргиной-Чаковского важен тем, что именно в нем в 1960-х годах располагался городской молодежный клуб, одним из главных детищ которого была организация  концерта Владимира Высоцкого в Ледовом дворце спорта.


4. Дом купчихи Сидоровой

(Чапаевская, 87)

Дом Сидоровой

Дата постройки: 1904 год
Архитектор: Георгий Мошков

На момент постройки — одно из высочайших зданий Самары. Как пишет Ваган Каркарьян, в этой постройке проявилось необычное нововведение архитектора Мошкова – использование аркад византийских храмов в проектировании жилых зданий. Например, основание купола решено в виде аркатурного пояса и ряда вытянутых арочных окон.


5. Дом Волкова

(Чапаевская, 106)

Дом Волкова

Дата постройки: ∼ 1900-1910 годы
Архитектор: неизвестен

Чуть в стороне от шумной Ленинградки притаился дом, сразу же привлекающий внимание белыми колоннами на краснокирпичном фасаде. Любопытный синтез элемента архитектуры классицизма и русского стиля.

«Фасад дома расчленен на втором этаже стройными круглыми колоннами. Окна на каждом этаже имеют свои обрамления: на 1-м большие витринные окна в скромном обрамлении, на 2-м — окна арочные с килевидными обрамлениями, на 3 этаже — прямоугольные с кокошниками».

Кем был товарищ Волков — история умалчивает. Можно лишь предположить, что это статский советник, гласный городской думы, инспектор Самарского реального училища Василий Николаевич Волков. Во всех списках культурного наследия этот дом упоминается как «Здание, где располагалась нелегальная типография Восточного бюро ЦК РСДРП». Неоднократно меняя место дислокации, она была накрыта полицией в июле 1905 года.


6. Дома купцов Васильева и Основина

(Молодогвардейская, 119 и 121)

Дата постройки:  ∼ 1900-1905 годы
Архитектор: неизвестен

Небольшой заповедник дореволюционной застройки улицы Молодогвардейской отсылает нас к тем временам, когда на нынешней площади Куйбышева еще стоял кафедральный собор, построенный в неовизантийском стиле. Под стать ему были и выросшие близ него купеческие теремки.

«Мотивы «русского стиля» отчетливо видны в стоящих в одном ряду 3 кирпичных домах. Четырехгранные шатры на эркерах, остроконечные башенки на углах ризолитов, межэтажные тяги, арочные обрамления окон, виртуозная кирпичная кладка с остроконечными кокошниками, полуколоннами, арки с гирьками — вот далеко не полный перечень кирпичного декора этих домов.»

Послереволюционная жизнь этих молочных братьев была весьма насыщена. Так, в доме Васильева в годы войны располагалось посольство Норвегии, в 1970-х годах — детский дом, а ныне в нем куют будущих чемпионов по фигурному катанию. А в доме Основина весной 1920 года располагалось Губернское управление милиции.


7. Здание духовной консистории

(Вилоновская, 22)

Духовная консистория

Дата постройки: 1905 год
Архитектор: Александр Щербачев

Начиная с 1872 года, в Самаре близ строящегося кафедрального собора со стороны нынешней улицы Вилоновской стал складываться «церковный» кластер. Началось все с постройки здания Духовной семинарии (ныне — Молодогвардейская, 133). Но главное место в нем по праву заняло здание Духовной консистории.

Что любопытно, первоначальный его проект в стиле неоренессанса Александр Щербачев разработал еще в 1895 году. Однако в столице его завернули, ибо все постройки духовного ведомства в те годы возводились, как правило, в «русском стиле».

«Здесь видна эффектная стилизация русской архитектуры допетровского периода. Массивные стены, декор, портал входа, высокая шатровая кровля выражают патриархальность и устойчивость».

В начале 1930-х годов здание было передано Куйбышевскому индустриальному институту. Его стали называть «учебным городком на Вилоновской». В позднесоветский период здесь размещался теплоэнергетический факультет. В 2005 году здание было возвращено епархиальному управлению русской православной церкви.


8. Мельница Стройкова-Якимова

(Водников, 52)

Мельница Стройкова-Якимова

Дата постройки: 1902 год
Архитектор: Александр Щербачев

Русский стиль находил свое применение и в промышленной архитектуре. Яркий пример тому мельница, построенная купцами Стройковым и Якимовым. Ее фасады, ориентированные на улицу, богато декорированы традиционными для этого стиля элементами: зубчатым карнизом, арочными наличниками, небольшими башенками. Оконные проемы имеют форму лучковой арки, а на четвертом этаже они образуют аркаду.

«Щербачев — первый самарский архитектор, работающий в промышленном зодчестве. Для него промышленное здание — эстетически полноценный компонент городской застройки с чертами ансамблевого единства.»

В 1910 году на мельнице Стройкова-Якимова случается пожар и она меняет собственника. Им становится купец Василий Карпов. Последний решил не останавливаться на достигнутом и начал строить по соседству новый внушительный по размерам корпус мельницы. Впрочем он так и не был достроен. С середины 1930-х годов мельница Карпова стала одним из корпусов Педагогического института.


9. Самарская Ольгинская община сестёр милосердия

(Льва Толстого, 136)

Ольгинская община сестер милосердия

Дата постройки: 1902 год
Архитектор: Тадеуш Хилинский

В 1891 году в Самаре была организована община сестер милосердия. Действовала она по уставу российского общества Красного Креста, находящегося под покровительством Государыни Марии Федоровны (жены Александра III). Община в свою очередь именовалась «Ольгинской» в честь великой княжны Ольги Николаевны (дочери Николая II). Здание строилось за счет добровольных пожертвований, а архитектор Хилинский бесплатно разработал ее проект. Фотографии интерьеров Ольгинской общины сестер милосердия ищите здесь.

«Особенность архитектуры этого здания проявилась в насыщенности деталями: белокаменные обрамления окон на каждом этаже имеют свой рисунок <…> боковые ризалиты завершались гранеными куполами, а центр здания — невысокой звонницей с куполом. Первый этаж и углы здания сильно рустованы.»

В 1937 году здание Ольгинской общины сестер милосердия было надстроено до трех этажей. Стоит отметить, что реконструкцию провели, стараясь сохранить стилистику здания, что в целом удалось.


10. Здание губернской земской Управы

(Фрунзе, 116)

Здание Губернской земской управы

Дата постройки: 1898-1900 годы
Архитектор: Александр Зеленко

Мало кто помнит, но такое прогрессивное учреждение, как земское собрание, впервые было введено именно в Самарской губернии в 1865 году. Долгое время у Земской управы не было собственного здания. Но все изменилось на рубеже веков. Проект здания губернской земской управы выполнил архитектор Александр Зеленко.

«В здании земской Управы нет патриархальности челышевских домов или театра Чичагова. Зеленко использует кирпич ярко красного цвета и белокаменные детали — важное средство, прием «русского стиля».

Симметричное 3-этажное здание с высоким аттиком, слабо выступающими боковыми частями здания — ризалитами, имевшими широкое применение в архитектуре классицизма, богато украшено декором. Большую роль в создании самобытного фасада играют поэтажные ярусы, ритм килевидных наличников, арочных окон, грушевидные полуколонны и поэтажные тяги».

Не менее насыщено это здание и с исторической точки зрения. Здесь в 1902 году работала сестра Владимира Ленина Мария, в 1919 году разрабатывал план разгрома Колчака Михаил Фрунзе, большую часть советского времени в нем размещались различные учебные заведения.


Читайте также:

Фотографии: Влад Виноградов

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»