,
Она попала в руки ДГ благодаря краеведу-энтузиасту Павлу Пешкову и начальнику отдела использования архивных документов СОГАСПИ, кандидату исторических наук Евгению Малинкину.
Составил эту карту-схему специалист строительного треста №11, который был организован в 1943 году и первые свои объекты строил на Безымянке. Сначала мы продемонстрируем вам ее целиком.
А о наиболее интересных участках расскажем отдельно.
Западный поселок Безымянки
Заштрихованы красным карандашом на карте здания, которые предстояло возвести в 1944 году, остальные были построены ранее. Красная стрелка указывает на одноэтажные бараки завода «Стальконструкция», сохранившиеся по сей день (Рыльская, 26, 28, 30). Синяя стрелка указывает на строения Авиагородка, который появился здесь еще в 1930-х годах. Адреса они имеют по Управленческому тупику. Зеленая линия — Заводское шоссе.
Обратите внимание, что на месте нынешнего Юридического института ФСИН (Рыльская, 24в) запроектирован сквер.
Юнгородок и жилой квартал на месте Кировского вещевого рынка
На карте видны шесть жилых домов (красная стрелка), детский сад и, предположительно, школа, выходящая фасадом на проспект Кирова. Извилистая дорога внутри квартала — старый переезд через железнодорожные пути, потребность в котором отпала после строительства в 1943 году моста над ними.
Почему строительство квартала было отменено, остается только догадываться. Возможно, уже тогда рассматривалась возможность расширения площади 9 ГПЗ. Так или иначе, участок между территорией этого предприятия и проспектом Кирова так и остался пустырем до пришествия великого и ужасного Кировского вещевого.
В этом знаменитом на всю Самару районе мы обратим внимание на разворотное кольцо трамваев (синяя стрелка), которое появилось здесь как раз в 1944 году. Сейчас на его месте стоят хрущевки завода «Прогресс» (Заводское шоссе, 64, 64а, 66).
Жилая застройка, порученная тресту №11, была сосредоточена на так называемой Предзаводской площадке. Из почти двадцати шлакоблочных двухэтажек до наших дней дожили семь зданий, все с адресами по улице Земеца (зеленая линия).
Железная дорога в Центральном поселке Безымянки
Артефакт, подлинность существования которого до последнего времени была под вопросом. Но теперь у нас есть архивный документ, на котором дана четкая трассировка этой железнодорожной ветки. Свое начало она брала у перекрестка улиц Победы и Пугачевской (отмечена красной линией), далее шла к нынешнему проспекту Металлургов и вдоль него и Вольской к улице Александра Матросова.
Еще более интересна железнодорожная ветка, шедшая от Краснодонской (синяя линия) до Средне-Садовой (зеленая линия) прямо внутри жилых массивов. Можно предположить, что по этим путям осуществлялась доставка стройматериалов при застройке этих кварталов. Также эти ветки могли использоваться для доставки проживающих здесь рабочих ближе к заводским площадкам Юнгородка, а та, что шла по Вольской — для нужд больницы им. Семашко.
Внутриквартальная ветка прекратила свое существование в конце 1940-х годов, а та, что шла по улице Вольской, — возможно, чуть позднее.
Застройка в районе кинотеатра «Юность»
В границах улиц Средне-Садовой, Свободы, Александра Матросова и Балхашского проезда (красный контур) планировалось построить восемь домов. Но освоение этой территории началось лишь в конце 1950-х годов. А вот бараки в соседнем квартале 656 (синий контур) построены были и просуществовали до 1970-х годов.
Для стройтреста №11 квартал 656 был местом, можно сказать, родным. В советское время именно здесь располагалась его главная контора (Ново-Вокзальная, 36). В год 40-летия Победы здесь был открыт памятный камень в честь воинов-строителей треста №11.
Не удивительно, что именно к этому кварталу трест отнесся с особым вниманием. Тут планировалось построить ясли, детский сад и детский дом (в зеленом контуре), в том числе на месте будущего кинотеатра «Юность». На улице Ново-Вокзальной планировалось разместить магазины, а на ее углу с улицей Свободы еще и кафе (зеленая стрелка).
Квартал №710 и разворотная петля первого трамвайного маршрута Безымянки
В ноябре 1941 года исторический центр города и Безымянку связала трамвайная линия, по которой стала ходить «тройка». Доезжала она до разворотной петли (синяя стрелка) в квартале, образованном улицами Победы, Краснодонской, Физкультурной и проспектом Кирова.
Обратим внимание и на квартал 710, который начал строится еще до начала Великой Отечественной войны. На карте-схеме пунктирной линией отмечен так и не построенный Клуб строителей (красная стрелка). На этом месте был разбит сквер «Детский». Нужно отметить, что в 2021 году находящиеся рядом с ним дома №100, 104, 106 по улице Победы были признаны объектами культурного наследия.
Читайте по теме:
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте, Facebook, Instagram и Twitter