ПО ВОЛНАМ МОЕЙ ПАМЯТИ
Прогулка по улице Дворянской в компании купеческого сына
4 405
,
Компанию в прогулке по главной улице города нам составит Николай Павлович Аннаев (1902-1990), внук самарского купца Егора Аннаева.
Тот в свою очередь известен тем, что приложил руку к строительству дома, в котором было провозглашено создание Самарской губернии, открыл первую в городе гостиницу, владел крупным вино-водочным заводом и был главным строителем здания лютеранской кирхи. Ему же принадлежала самая фешенебельная в губернии кумысолечебница.
У Егора Аннаева было два сына — Владимир и Павел. Первый погиб в 1914 году на фронтах Первой мировой войны, второй является отцом нашего сегодняшнего попутчика, и о нем мы расскажем чуть подробнее.
Сам же Николай Павлович Аннаев родился в 1902 году. Окончил среднюю школу, затем землеустроительный техникум. По окончании музыкального училища имени Гнесиных работал педагогом в детских музыкальных школах Москвы и Куйбышева. Участвовал в Великой Отечественной войне. Выйдя на пенсию, Николай Павлович посвятил себя большому и серьезному увлечению – композиторству. Им написано около 30 музыкальных произведений – песен, романсов, пьес для фортепиано.
Велик вклад Николая Павловича и в самарское краеведение. Именно он привел в порядок и ввел в научный оборот знаменитую краеведческую картотеку Константина Головкина, хранившуюся неразобранной в читальном зале самарского архива. Уникальны и материалы, собранные им о своем деде – Егоре Аннаеве. Николай Павлович написал биографию своего знаменитого предка.
Далее мы приводим один из его краеведческих трудов, хранящийся в Центральном государственном архиве Самарской области. Пояснения и комментарии к авторскому тексту даны курсивом.
Воспоминания о дореволюционной Самаре
С.К.Лисецкий («бывший сотрудник газеты Волжская коммуна») посоветовал мне написать воспоминания о дореволюционной Самаре, указаав, что и где в ней находилось. По его словам, это составило бы интересный краеведческий труд. Следуя такому совету, я хочу мысленно, вспоминая, — проделать прогулку по Дворянской улице (ныне — улица Куйбышева) на ее главном участке, начиная от Алексеевской площади (ныне — площадь Революции), и, следуя квартал за кварталом в сторону Струковского сада, закончить прогулку на углу Дворянской и Почтовой улиц, в виду городского театра.
Для этой «мысленной прогулки» я выбрал утро погожего майского дня 1912 года, в то короткое «междуцарствие», когда я, десятилетний мальчик в коротких штанишках, уже закончил свой второй учебный год, перейдя в третий подготовительный класс, а на дачу семья наша еще не успела переехать. Тогда, разумеется, по своей неопытности, я еще не был способен замечать недостатки в окружении, и все мне казалось безумно хорошим.
![](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2017/09/BGerTpyvlKAE7RPmZchuBJIUCKiZpNsx3rZhgkLEKp3C1VOm9c1Mnkahg5qs2Anaq28yf2WciCXjg6cjuvXsJwhzq9nVxgtVOPibM0qTkoI.jpg)
И так, я вышел из отцовской квартиры, расположенной слева от подворотни, в первом этаже Челышовского дома (Куйбышева, 79), под «Европейской гостиницей» и направился по тротуару мимо Шабаевского дома (Куйбышева, 81; владелица — купчиха Ольга Шабаева). Меня сразу же охватили шумы Алексеевской площади: цоканье лошадиных копыт и стук по булыжнику колес извозчичьих дрожек, звонки конки, людской говор и долетающие откуда-то звуки шарманки…
Через несколько шагов я миновал хорошо знакомую подворотню /в Шабаевском доме/ с висевшей на ней вывеской «Подготовительная школа для мальчиков и девочек, учрежденная Лялиной». Эта подворотня вела в школу которую я посещал. Дальше подворотни, на большой вывеске черным по белому фону значилось: «Нотариус А.А.Смирнов». Много позже я узнал, что этот А.А.Смирнов был журналистом и писал под псевдонимом «Треплев» в «Самарской газете», редакция которой находилась на противоположной стороне Алексеевском площади (Куйбышева, 73).
![gic53fb22d52f511_1024](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2017/09/gic53fb22d52f511_1024.jpg)
В угловом помещении нижнего этажа Шабаевского дома помещался «Антон Эрлангер и Ко» — мельнично-строительное и торгово-промышленное товарищество, как я узнал позже. На тротуаре со стороны площади, перед окнами «Антона Эрлангера» стояла на подставке застекленная рама, расположенная в вертикальной плоскости, с каким-то чертежом /очевидно от А.Эрлангера/.
На самом углу Дворянской улицы под Шабаевский дом спускалась лестница, которая вела в подвальчик Маннафова, — ароматное царство фруктов и манящих серебренным блеском «бомбочек»…
На мостовой со стороны Дворянской улицы, против входа в сквер памятника, виднелась важная фигура полицейского, наблюдавшего «порядок». По бокам входа в сквер, располагалась стоянка / «биржа»/ извозчиков и киоски: слева — круглый газетный киоск, справа — киоск, украшенный резьбой, в русском стиле — для продажи вод и сладостей. В глубине последнего киоска, на виду у прохожих орудовал его хозяин, мужчина армянского типа, с черными усами: он на плите выпекал вафли, свертывал их в трубочки и начинял сбитыми сливками…
Я вошел в сквер и может быть, в сотый раз полюбовался стоящим в его центре памятником Александру II. Вот, что я тогда прочитал об этом памятнике в «Описании г. Самары»: «Памятник очень эффектен. На гранитном пьедестале стоит бронзовая статуя императора во весь рост. Лицо его было обращено на запад, к Волге. У подножия помешены эмблематические фигуры, олицетворяющие собой четыре события его царствования: 1) освобождение крестьян, 2) покорение Кавказа, 3) освобождение славянских племен и 4) завоевание в Средней Азии»…
Затем я двинулся на прогулку: шел по правой стороне Дворянской, но не выпускал из вида и левую сторону, отмечая все наиболее интересное.
Первый квартал
В том же Шабаевском доме со стороны Дворянской, рядом с «Антоном Эрлангером», был мой любимый писчебумажный магазин «Полиграф», впрочем, магазин Головкина на Панской улице (ныне — Ленинградская, 34), подобного же профиля, был мне милее «Полиграфа»…
![pvkqw0uu9ua6ff55vf](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2017/09/pvkqw0uu9ua6ff55vf.jpg)
Гастрономический магазин Журавлева (Куйбышева, 68). Вспоминаются продававшиеся там винные ягоды и финики, уложенные двумя рядами в длинных коробочках…
Кондитерская «Жан» (Куйбышева, 70; позднее переехала в дом №78, где располагалась гостиница «Бристоль»). Два выхода: первый вел в помещение, где за мраморными столиками пили шоколад, второй вход вел собственно в кондитерскую, за зеркальным окном красовались торты и висели на ленточках пасхальные яйца разукрашенные бисером…
![Кондитерская Жан](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2017/09/Кондитерская-Жан.jpg)
Белая вывеска магазина молочных продуктов фирмы Бландова. Рельеф коровы был на каждом куске сливочного масла.
Музыкальный магазин Бема (Куйбышева, 85). Под огромным окном этого магазина, в подвальном помещении, глядящем из глубокой канавы, огражденной барьером, мастера производили сборку частей фортепиано, видимо полученных из-за границы. В результате такой сборки, под наименованием «Ed. Seiler», обозначенном на нижней поверхности крышки нашего домашнего пианино, появилась дополнительная надпись: «Г.Ф.Бем, Самара»…
![Магазин Бема](http://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2017/09/Магазин-Бема.jpg)
Дом с балконом (Куйбышева, 89; принадлежал купцам Новокрещеновым). Мне вспомнилось, что несколько лет назад, проходя здесь, я увидел свешивавшийся с балкона кусок белого полотна с изображенным на нем красной краской огромной пятерней руки и надпись: «Отпечаток кровавой руки». То была реклама электро-театра «Бомонд иллюзия», расположенного на втором этаже этого дома. Вспоминаю характерный для биоскопов запах грушевой эссенции, которой склеивалась кинолента при разрывах, стрекотание аппарата во время сеанса и взрывы смеха публики при показе комических сцен.
Ювелирные магазины: на правой стороне (Куйбышева, 91) — Калманюк, а наискосок от него, на левой стороне — Шварц (Куйбышева, 78)…
Магазин Оскара Петерсона (Куйбышева, 93), в котором продавались разнообразные лампы и люстры. В том же доме — фотография Васильева с двумя фото-витринами по бокам входа…
Универсальный магазин Христензена (Куйбышева, 95), В первом его окне считая со стороны памятника, выставлялась обувь. Непременными экспонатами были серебряные и золотые туфельки, напоминавшие сказочные зрелища, даваемые на сцене городского театра…
Два больших мануфактурных магазина, — оба на левой стороне Дворянской: Степанова (Куйбышева, 76) и Сапожникова (Куйбышева, 80). Нужно сказать, что приказчиками в магазинах тогда были исключительно мужчины. Только в кондитерской Жана роль приказчиков исполняли женщины.
Читайте по теме:
При подготовке статьи использованы материалы группы «Архивы Самарской области»
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»