ЮНЫЙ ДРУГ, ВСЕГДА БУДЬ ЮНЫМ!

История самарского Юнгородка. Часть I

 7 432

Автор: Андрей Артёмов

.

,

Колыбель самарской авиации и метрополитена,  один из самых мультикультурных районов города, притом не по своей воле. Зажатый в тиски заводами и железнодорожными путями… Встречайте – Юнгородок!

11

Часть II

Великая Отечественная война навсегда изменила жизнь нашего славного города-курорта. Осенью 1941 года, пока иностранные послы обживали бывшие купеческие особняки старой Самары, в пятнадцати километрах от них вовсю шло строительство авиационных заводов, которые в кратчайшие сроки стали производить крылатые орудия победы.

Однако, фундаменты для них в прямом и переносном смысле были заложены загодя. Еще в начале августа 1940 года Правительство СССР постановило начать строительство авиационных заводов №122 и №295 НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности).

Они должны были расположиться в трех километрах восточнее железнодорожной станции Безымянка. Завод №122 должен был встать в строй 31 декабря 1941, а №295 — 1 февраля 1942 года.
В этот же период активно велось строительство Безымянской ТЭЦ, которая должна была снабжать будущие авиационные предприятия электроэнергией.

С началом войны на этих площадках начали размещаться заводы, эвакуированные из европейской части России. Все они, естественно, имели авиационную направленность:

1 – Московский завод №1 им. Сталина
OLYMPUS DIGITAL CAMERAЦех завода №1 в годы войны.
Источник фото.

Более известный самарцам как «Прогресс».
Был эвакуирован в октябре 1941 года, как раз таки на площадку строившегося завода №122 НКАП.
К этому моменту здесь уже «обживались» несколько ранее эвакуированных заводов из Смоленска, Киева, Днепропетровска, Риги и  Таллина. В итоге все они были объединены в одно целое — Госавиазавода №1.

2 —  Воронежский завод №18 им. Ворошилова
Серийное производство Ил-2 на авиазаводе

Сборка ИЛ-2 на заводе №18.
Источник фото.

Он же «Авиакор». Именно здесь впервые стали производить легендарные ИЛ-2. Начали еще в Воронеже, с марта 1941 года, а продолжили уже в Юнгородоке. Как и в предыдущем случае, занял площадку уже строящегося завода №295.

3 — Агрегатный завод №35
screw_06
Продукция завода №35.
Источник фото.

Он же «Авиаагрегат». Выпускал винты для самолетов. Прежде всего, все для того же ИЛ-2.

4 — Завод № 305

Он же «Гидроавтоматика». Специализировался на выпуске нормализованных изделий авиационного назначения.

_________________________

В общем, Юнгородку еще до войны была уготована роль авиационного сердца Самары.
Часто транслируемая информация о том, что строительство тамошних заводов  происходило практически в  чистом поле, под голубым небом, правдива лишь отчасти.
Существовали уже площадки и проекты будущих предприятий. 18 октября 1941 года дала свой первый ток Безымянская ТЭЦ. В остальном же все было достаточно «плачевно»:

— Времени на эвакуацию заводов и последующее развертывание производства в Самаре было крайне мало. В случае с заводом №18, на перевозку, установку оборудования и на выпуск первой продукции ушло чуть больше месяца.

Уже 10 декабря 1941 года там был собран первый Ил-2. До конца 1941 года их было выпущено 29, а на заводе №1 – 30 истребителей Миг-3 и три Ил-2.

Однако, даже такие темпы работ в малоподготовленных для этого условиях подвергались критике со стороны руководства страны. В частности, можно вспомнить знаменитую телеграмму Иосифа Сталина:

9227

На что директор завода №18 тов. Шенкман ответил следующее:

«Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива. Во исполнение Вашего телеграфного указания сообщаем, завод достиг ежедневного выпуска 3 машин, 19 января по 6 машин, 26 января 7 машин.

Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолётов является размещение на недостроенной части завода. Настоящее время не достроено корпус агрегатных цехов, кузница, корпус заготовительно-штамповочный, компрессорная. Отсутствуют воздух тепло кислород жилье для рабочих.

Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства ускорению снабжения завода готовыми изделиями материалами. Просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих и улучшить питание рабочих. Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать».

Из этого ответа вытекает и вторая проблема, с которой пришлось столкнуться первопроходцам Юнгородка. Человеческий фактор и все что с ним связано. Не хватало рабочих рук. Даже с учетом использования труда огромного числа безымянлаговцев.

2Вид на кварталы Безымянки, со стороны Юнгородка.
Слева по центру — пересечение улиц Победы и проспекта Кирова.
Источник фото.

Квалификация многих рабочих оставляла желать лучшего, так как набраны они были большей частью из сельской местности и, естественно, не были знакомы со спецификой работы на авиационном заводе. Их обучение отнимало время, а его катастрофически не хватало. Нужно было выполнять план.

Остро стоял жилищный вопрос. Многие заводчане ютились  в бараках, чуть более комфортных, чем у безымянлаговцев. Эвакуированных вместе с предприятиями работников (к 1 января 1942 года их количество достигло 49 тысяч человек) подселяли в квартиры самарцев. Также под их размещения были отданы, например, Дома Промышленности и Сельского хозяйства.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAИсточник фото.

Рабочий день тогда редко длился менее 12 часов, многие ночевали прямо в строящихся корпусах заводов. Последнему явлению способствовал тот факт, что транспортная связь между Самарой и Безымянкой в начале войны находилась в зачаточном состоянии. Два района города сначала соединялись только железнодорожной веткой. Опоздал, как в песне на электричку, и все. Либо 15 км пешком, либо ночуй на производстве.

Добавьте к этому тот факт, что рацион питания был крайне скуден, а достаточно большую долю трудящихся составляли женщины и подростки.

В общем, жизнь в Юнгородке и его окрестностях никогда не была простой…

Ну и конечно же, Юнгородок, по-прежнему остается одним из главных негласных районов Самары.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте