НА КРЫЛЬЯХ МЕЧТЫ

Фоторепортаж из музея Куйбышевского авиационного завода («Авиакора»): телеграмма Сталина, модели самолетов и штурвал Ту-95

 908

Автор: Андрей Артёмов

.



,

У каждого уважающего себя крупного предприятия в советское время имелся свой заводской музей. Увы, какие-то из них закрыты для широкой публики, другие и вовсе канули в Лету, подчас вместе с самими заводами. Но, к счастью, есть приятные исключения.

Вдвойне отрадно то, что такой, открытый для всех желающих, музей имеется на одном из самых знаковых предприятий Куйбышева и Самары. Для простоты мы будем именовать его так, как оно звалось в годы своего расцвета, — Куйбышевский авиационный завод (КуАЗ).

Располагается музей в Юнгородке, на улице Земеца, 32. В здании, которое одновременно является проходной нынешнего АО «Авиакор — авиационный завод». Но прежде чем попасть в музей, нужно приобрести билеты. Делается это в небольшом магазине, вход в который находится в левой части здания. Цена билета крайне демократичная — 100 рублей. Ниже представлены некоторые товары, которые можно приобрести в упомянутом выше магазине.

Что же касается самого музея, то он был открыт 7 мая 1975 года. Его экспозиция рассказывает как о самом КуАЗе, так и о его прародителе — авиационном заводе №18, история которого началась в 1930 году в Воронеже.

Вот один из экспонатов того, довоенного периода. Антикварная ваза, ставшая переходящим призом в турнире футбольных цеховых команд.

В той части экспозиции, которая посвящена Великой Отечественной войне, конечно же, большое внимание уделено штурмовику Ил-2.

Здесь же имеется и оригинал легендарной телеграммы Иосифа Сталина, адресованной директорам эвакуированных в Куйбышев авиационных заводов №1 и №18. Руководитель последнего, Матвей Шенкман, даже осмелился ответить на нее, признавая, что темпы выпуска Ил-2 и впрямь невысоки, но на то есть объективные причины. Далее следует обширный список того, чего заводу №18 не хватает для полноценной работы.

 

В музее уделено внимание и повседневной жизни как рабочих завода №18, так и заключенных Безымянлага, силами которых в том числе строились корпуса этого предприятия. Имеется здесь и работающая тарелка-репродуктор.

Представлены в музее и экспонаты, связанные с руководителями КуАЗа. Конечно, среди них первым на ум приходит почетный гражданин города Виктор Земец. Но были и другие достойные руководители. Например, Митрофан Ельшин, руководивший КуАЗом до Земеца. Помимо его правительственных наград, мы можем видеть именной пропуск на стадионы «Металлург» и «Динамо».

А на следующем фото он в центре кадра, со штыковой лопатой в руках участвует в закладке бетонного основания Дворца спорта на улице Физкультурной.

Конечно же, в экспозиции музея широко представлены самолеты, производившиеся на КуАЗе в послевоенное время. Как модели, так и реальные узлы и агрегаты крылатых машин, например, штурвал турбовинтового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95.


Не обошел стороной Куйбышевский авиационный завод и ракетно-космическую тематику. В частности, в 1965-1974 годах КуАЗ участвовал в создании лунной ракеты Н-1: изготовил ее 3-ю ступень, а также клепаные агрегаты на 1-ю и 2-ю ступени.

А для советского многоразового транспортного космического корабля «Буран» в 1986-1988 годах изготавливались агрегаты крыла и детали кабины.

Завершим космическую тему мини-рассказом о Юрии Гагарине. Как известно, после приземления в саратовских степях первого космонавта доставили в Энгельс, а потом уже на заводской аэродром «Безымянка», которым пользовались завод «Прогресс» и КуАЗ. Возникает вопрос, через ворота какого предприятия Юрий Гагарин выезжал с заводской территории. Здесь победили ракетчики. Кортеж с Юрием Алексеевичем выехал на Заводское шоссе из ворот «Прогресса».

Как и любой уважающий себя завод-гигант, Куйбышевский авиационный участвовал в реализации масштабных городских проектов. Например, именно его мастерами были сделаны «крылья» монумента Славы. А вот Виктор Земец провожает на место установки памятник Ольге Санфировой.

Ниже представлена фотография первого символического колышка на строительной площадке филиала музея Ленина (ныне — музея им. Алабина).

И, конечно, нельзя обойти стороной тему ширпотреба. Даже самые-самые оборонные заводы производили товары народного потребления. КуАЗ не был исключением. Ассортимент был велик: от туристических палаток до запонок, от игрушечной посуды до диванов-кроватей. А еще на Куйбышевском авиационном заводе был цех безалкогольных напитков.

Вот как продукция Куйбышевского авиационного завода выглядела на рекламных листовках. По всей видимости, ее даже отправляли на экспорт (или по крайней мере планировали это делать).

В наш фоторепортаж вошло не более 5% экспозиции музея Куйбышевского авиационного завода. Вы можете увидеть ее своими глазами во всем великолепии в составе группы от пяти человек. Записаться на экскурсию можно в паблике музея ВКонтакте. Черно-белые фотографии, которые мы использовали в этой статье, взяты именно там.

ДГ благодарит хранителя музея Александра Чикова за проведенную экскурсию.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте