,
До старта чемпионата мира по футболу осталось всего полгода. Не успеем мы и моргнуть глазом, как сотни и тысячи туристов из стран-участниц хлынут в Россию и рассредоточатся по 11 избранным городам.
Уже известно, какие достопримечательности Самары будут им показаны. Составлены маршруты, которые покажут историю нашего города с лучшей стороны. Но смогут ли иностранные болельщики найти в Самаре частичку своей родины или следы земляков? Это-то мы и постараемся сегодня понять.
Коста-Рика
Как на первый взгляд далека Самара от этой маленькой центральноамериканской страны. Но это впечатление обманчиво. Во-первых, в Коста-Рике есть своя Самара. Городок хоть и маленький, но приятный. Да и самарские футбольные поля уже знали игроков из Коста-Рики.
Отметилась Коста-Рика и среди стран, оказавших помощь нашей стране в голодные 1921-1922 годы. На ее счету два парохода с зерном и открытие бесплатных столовых для детей в Астрахани. Подробнее здесь.
Сербия
Самая географически близкая к нашему городу страна из тех, чьи футболисты будут биться на «Самара Арене». Возможно, первым сербом, проторившим дорожку на волжские берега, стал митрополит Михаил (в миру — Милое Йованович), посетивший Самару в 1887 году в ходе своего путешествия по России.
Следующий исторический период, который нам интересен, — годы революции и Гражданская война. Хотя еще раньше, с 1914 года, в Самаре стали появляться беженцы из Сербии. Нашли свое место (и далеко не последнее) выходцы из этой страны и в Гражданской войне.
Так, в отряде, сформированном Ярославом Гашеком в мае 1918 года, около трети бойцов (∼ 40 человек) были сербами. Под их размещение был отдан ночлежный дом купца Кириллова на углу нынешних Молодогвардейской и Пионерской.
К июню 1918 года в Самаре оказались ряд сербских войсковых частей, в том числе бывший Югославянский отряд Красной гвардии Эмиля Чоппа, добравшийся сюда из Киева, преобразованный в Самарскую караульную команду. Чопп возглавлял в Самаре югославянскую секцию РКП(б) и секцию по формированию югославянских войск Красной армии. Биографию Эмиля Михайловича читайте здесь.
Были, однако, и те, кто встал на сторону «белых». Так, располагавшийся в нашем городе 1-й Самарский интернациональный полк под командованием Жарко Магарашевича встал на сторону войск Чехословацкого легиона, когда последние подошли к Самаре 7 июня 1918 года. Против большевиков выступили и более сотни сербов из 1-го Революционного полка полковника Воислава Гойковича.
Еще крепче исторических связей Самары и Сербии связи футбольные. Помнят болельщики «Крылышек» и мелькнувших в основном составе Милана Родича и Ненада Джорджевича, и, конечно же, игрока золотого, гаджиевского состава Огнена Коромана.
С 2015 года не прекращается сербская гастрономическо-ресторанная экспансия. Плескавицы отбирают хлеб у бургеров. Возможно, сербским болельщикам будет интересно оценить, насколько аутентична еда в этих точках общепита.
Дания
Связь между этой скандинавской страной и Самарой установлена одним человеком. Зато каким! Мартин Андерсен Нексе, писатель, один из основателей коммунистической партии Дании.
В Самаре он бывал дважды — в 1922 и 1934 годах. С 1922 по 1924 год Нексе нес шефство над детским домом №1, который был назван его именем (нынешний адрес — Галактионовская, 21). Там содержались 65 детей-сирот, для которых писатель закупал одежду и обувь, а также вел со своими подшефными переписку.
В свой первый приезд, 3 декабря 1922, года Мартин Нексе еще и выступил на вечере революционной музыки и поэзии в клубе коммунистов (ныне — здание Художественного музея на улице Куйбышева).
Австралия
У Самары для гостей с Зеленого континента есть железобетонная достопримечательность. Здание, где в годы войны размещалась дипломатическая миссии Австралии. Речь идет об особняке Акима Жоголева на улице Куйбышева, 110. Впрочем, самого особняка сейчас нет, а есть новодел 2005 года, повторяющий пропорции здания и общий вид фасада.
Руководителем дипломатической миссии был Уильям Слейтер, правда проработал он в Самаре совсем недолго, с января по август 1943 года, после чего был переведен в Москву.
Наверняка понравится австралийцам Самарская Лука. Конечно, наш национальный парк по количеству эндемиков значительно уступает Зеленому континенту, но тем не менее. Один долгоносик Вера чего стоит!
Уругвай
В столице Уругвая Монтевидео имеется памятник Юрию Гагарину работы ни много ни мало Зураба Церетели. Выгода двойная: можно показывать латиноамериканским болельщикам места, связанные с Юрием Алексеевичем и, например, церетелевского Дядю Степу.
Сенегал
Футболистов сборной этой африканской страны называют «Львами Теранги» (Теранга — неофициальное название Сенегала). Болельщикам наверняка будет приятно видеть это тотемное животное на фасадах дореволюционных зданий.
А у завсегдатая Грушинского фестиваля Александра Городницкого есть целая песня, посвященная его приключениям в Сенегале.
Колумбия
Все, что есть в Самаре колумбийского, связано с фамилией одного из самых известных наркобаронов в истории — Пабло Эскобара. Его именем, например, назван стриптиз-клуб в переулке Высоцкого.
А еще один Эскобар, Хуан Карлос, на протяжении пяти лет играл в самарских «Крыльях». На счету полузащитника всего одни гол, но зато в ворота московского «Спартака».
А еще колумбийским болельщикам стоит показать сквер Пушкина, ибо во втором по величине городе Колумбии Медельине имеется памятник великому русскому поэту.
И что любопытно, все тот же Пабло Эскобар начал свою карьеру именно там. Посмотреть на Медельин глазами Ильи Варламова можно здесь.
Читайте по теме:
— Чем Самара похожа на спортивные столицы Европы и мира
— 10 памятников архитектуры, которые будет стыдно показать туристам
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook