,
Как известно, львиная доля самарских музеев базируется в исторической части города, ну или, по крайней мере, очень близко от нее. Но и рабочим окраинам есть чем козырнуть. Туда мы отправились в минувшую субботу.
Путь наш начинается у метро «Безымянка» и пролегает по главной улице этого района — Победы. Конечно, на ходу разглядеть все здешние красоты затруднительно, для этого будет пешая прогулка, а пока можно утолить информационный голод нашими статьями:
— Безымянка. Часть № 2 — «Призрак независимости и архитектурные излишества»
— Безымянка. Часть № 3 — «Подземелья, альтернативный Бродвей и Пиня рабочих окраин»
— Часть № 4 — «Фураги — домотканая субкультура рабочих окраин»
Первая остановка происходит в еще одном любопытном и малоизвестном районе города, запертом между Зубчаниновкой, Юнгородком и Безымянкой. Имя ему — Негритянский поселок. Свое название он получил благодаря большому количеству расположенных рядом производств, в особенности изрядно чадящего асфальтового завода. И пусть последний уже давно перенесен в другое место, этот микрорайон так и называют Негритянским.
Главная местная достопримечательность — Поволжский музей железнодорожной техники.
С ходу попав в заботливые руки местного гида, углубляемся в дебри увлекательной истории железнодорожной техники.
Для начала немного экзотики. Справа — паровоз братьев Черепановых, в качестве топлива для которых использовались дрова. Слева — плод мысли сумрачных советских гениев инженерии: мотодрезина ТД-5, в простонародье «бешеная табуретка». Что интересно, приводится она в движение мотоциклетным двигателем.
Далее — советский скоростной электропоезд ЭР200, предтеча «Сапсана». Можно посидеть в кабине, примерив на себя роль машиниста, а заодно оценить размах советского комфорта, побывав в вагоне-ресторане.
А вот электричка. Между прочим, первая, прошедшая по маршруту вокзал — Безымянка 7 ноября 1944 года. Кабина машиниста выполнена в весьма аскетичном стиле, как и салон. К слову, последний за эти полвека почти не изменился.
Никого не оставил равнодушным вагон-кухня. К сожалению, вкусняшек нам обнаружить не удалось, но сам антураж, конечно, зачаровывает. Вагон построен в 1951 году и обеспечивал питанием (горячим!) 1000 человек за смену.
Вдоволь получив железнодорожных впечатлений, пересаживаемся на привычный колесный транспорт и едем во второй музей, который и вовсе находится за пределами городской черты. Путь наш лежит через знаменитый поселок Зубчаниновка. По дороге наслаждаемся видами цыганских дворцов и деревянным зодчеством с небольшим вкраплением псевдоконструктивизма в лице поселкового Дома культуры.
Далее с калейдоскопической быстротой мелькают за окном Смышляевка, где проездом бывал сам А.С. Пушкин, Стройкерамика и знаменитый недострой — коттеджный поселок Дубрава. Затем редкостная удача — мы проезжаем пару десятков метров магистрали «Центральная». Да-да, той самой, что когда-то заменит собой унылый проспект Карла Маркса и спасет город от пробок. Но это будет еще ой как не скоро.
Мы же въезжаем в сам поселок Петра Дубрава, порожденный на свет пороховым заводом «Коммунар». Но нас интересует не он, а расположенный здесь музей Мотомир Вячеслава Шеянова.
Уникальность его в том, что здесь собраны лучшие представители золотого века мотостроения, который пришёлся на 30-е – 40-е годы прошлого века. Некоторые мотоциклы на данный момент существуют в единственном экземпляре. Кроме того, что немаловажно, все экспонаты этой двухколесной (иногда трехколесной) коллекции на ходу и могут быть использованы по прямому назначению. Даже я, человек далекий от техники, вынужден признать: это действительно красиво.
Конечно, нельзя не упомянуть и о ложке дегтя в этой мотоциклетной бочке мёда: об удаленности музея от города. Но что поделать, за удовольствие приходится платить, да и две маршрутки в Петра Дубраву из Самары всё же идут. Помимо этого у Мотомира Вячеслава Шеянова есть одно неоспоримое преимущество перед многими самарскими музеями — прекрасный сайт.
После небольшого чаепития, устроенного сотрудниками музея, мы переходим к финальной части экскурсии — розыгрышу призов и подарков. На сей раз нам их предоставили:
— Книготорговая компания «Метида»
— Додо Пицца Самара. Доставка пиццы
— ЦРК «Художественный»
— Поволжский музей железнодорожной техники
Вот такое у нас получилось загородное путешествие. Первое, но не последнее. На этой неделе наша экскурсия пройдет в пятницу, которая, по стечению обстоятельств, выпала на 13-е число.
Вступайте в группу «Прогулки со смыслом» и до новых встреч!
Фотографии: Дмитрий Ковалев