Зубчаниновка — несбывшийся город-сад

ТОЛСТОЙ, ЦЫГАНЕ, КРИШНАИТЫ...

Зубчаниновка — несбывшийся город-сад

Автор:

СПЕЦПРОЕКТЫ
3 572

«Другой город» продолжает рассказывать о самарских районах, которых не существуют в официальном делении города. Тем не менее, где они находятся покажет любой житель города.

 

Территория поселка Зубчаниновка
Территория поселка Зубчаниновка

 

На словах ты Лев Толстой, а на деле…

Вспоминаются мне, разлюбезная Катерина Матвеевна, школьные годы чудесные. Кабинет русского языка и литературы, где со стены на нас, простых российских школяров глядели классики. Одним из них был Лев Толстой. Он обладал окладистой бородой и наводил на школьников ужас своей «Войной и миром». И никто из нас тогда не знал, что этот бородач приложил, пусть и косвенно, свою писательскую руку к возникновению одного из самых известных, пусть и неофициальных, самарских районов, знаменитой «Зубчаги».

 Евгений Андреевич Зубчанинов. Иркутск. 1905 год.

 

Толстовцы и Зубчанинов

Лев Николаевич Толстой помимо своих бессмертных литературных произведений оставил потомкам еще и религиозно-нравственное учение. Не будем углубляться в философию и высокие материи, ограничимся лишь двумя главными его постулатами — «опрощение» (отказ от большинства современных благ цивилизации) и непротивления злу насилием. В общем, смесь пацифизма с модным ныне дауншифтингом. Последователей этого учения называли «толстовцами».

Евгений Андреевич Зубчанинов тоже принадлежал к их числу. По профессии он был инженером и прибыл в Самару по назначению в управление Самаро-Златоустовской железной дороги из Иркутска.

24 января 1908 года Зубчанинов с группой единомышленников обратились с официальным заявлением к начальнику управления железной дороги, чтобы организовать общество по строительству  поселка в 14 верстах от Самары. Им был написан устав общества, который состоял из 55 параграфов. Особое внимание привлекал параграф № 15. В нем указывалось, что в поселке категорически запрещается постройка гостиниц, фабрик, винных магазинов, пивных, игорных и публичных домов, занятие ростовщичеством. Т.е никаких, так популярных в современных интернет-реалиях «блекджека и шлюх». 28 ноября 1909 года Устав был принят на общем собрании и стал, по сути, законом для всех членов общества. Еще через полгода был куплен земельный участок в количестве 338 хозяйственных десятин у крестьянского поземельного банка за 53883 рублей 20 копеек. Вся земля была разделена на 843 участка по 600 – 650 кв. саженей. Они распределялись следи будущих жителей поселка путем жеребьевки. По участку, который достался Зубчанинову, проходил Орлов овраг. На предложение обменять его на другой, он ответил категорическим отказом.

Газета «Поселочная жизнь».

 

Город-сад

Проблема зеленых насаждений (точнее их отсутствия или же плачевного состояния) актуальна для Самары и на данный момент. Была она знакома и первым «зубчаниновцам». 30 мая 1910 года они прибыли из Самары на свое новое место жительства. На тот момент будущий поселок представлял собой «степь, да степь кругом» с произрастающими на ней межевыми столбиками, на которых значились номера кварталов и участков. Перефразируя одного из героев «Золотого теленка», замечу: «— Степь — это бездарно! Но она существует. И с этим приходится считаться».
К концу 1910 года пейзаж, был дополнен 50 свежепостроенными домами. В течение следующего года их было возведено еще более двухсот. Жители поселка крепко вцепились в горло проблемы озеленения. Осенью 1910 года было закуплено 96 тысяч декоративных саженцев. Они были высажены весной следующего года. Улицам решено было дать имена известных русских писателей и каждую из них обсадить отдельной породой деревьев. Центральная улица была названа в честь Льва Толстого (ныне ул. Транзитная). И по сей день на карте Зубчаниновки увековечены имена Достоевского, Гоголя и Грибоедова.

В посёлке стало царить практически полное самоуправление. На общем собрании избирался исполнительный комитет, которому и принадлежала вся полнота власти в Зубчаниновке. При этом чиновники работали на общественных началах. Небольшое жалованье получали лишь несколько человек: председатель, секретарь, бухгалтер и казначей. И никаких распилов и откатов, всё на благо общества. Толстовцы в целом и Зубчанинов в частности считал, что в основе нормальной общественной жизни лежит принцип коллективизма. Воспитание человека должно проходить через совместный труд, с асоциальное поведение надлежало бороться при помощи общественного порицания.

Вся вышеописанная идиллия покоилась, помимо всего прочего, на крепком экономическом фундаменте. У поселка имелись свои собственные денежные фонды запасной, оборотный и специальный. В 1915 году  в Зубчаниновке был построен клуб на средства местных жителей.

Основатель посёлка с семьёй.

 

«Белые, зеленые, золотопогонные…»

И грянул гром. Точнее Октябрьская революция. В её водовороте потонуло немало достойных людей, не стал исключением и Зубчанинов. Сначала он чудом избежал смерти от рук белочехов за отказ расчистить железнодорожные пути для их эшелонов. Однако, уже через год, в 1919 к нему нагрянули товарищи из ОГПУ. Поводом для этого стало участие Зубчанинова в работе Самарской городской думы. Кроме того, по слухам двое его сыновей воевали на стороне «белых». Впрочем, спустя полгода его освободили из заключения по ходатайству железнодорожников. Тем не менее, советская власть не забыла о Зубчанинове. В 1930 году он был взят под домашний арест по сфабрикованному делу об антисоветской деятельности. От тюремного заключения Зубчанинова «спасла» тяжелая болезнь, но домашней арест был не многим лучше. Боясь встречи с опекающими его чекистами, с ним прекратили общение не только знакомые, но и ближайшие родственники. Последние пять лет своей жизни Зубчанинов провел в Самаре в доме на улице Обороны, ныне — улица Алексея Толстого.

В 1935 году в возрасте семидесяти лет Зубчанинов скончался. Он был похоронен в Самаре, на загородном кладбище у бывшего цыганского базара. Могила его не сохранилась. Идеи Зубчанинова во многом перекликались с коммунистическими.  Коллективизм, труд на благо общества, интернационализм (население поселка было различным, как по религиозному, так  и по национальному признаку). Но никто не обратил на это внимание в пылу борьбы за светлое будущее.

Зубчаниновка. Семья Абызовых. 12 июня 1933 года. Фото с форума vgd.ru
Зубчаниновка. Семья Абызовых. 12 июня 1933 года.

А что было потом?

Во время Великой отечественной войны в Зубчаниновке были размещены на жительство семьи работников эвакуированных в Самару заводов. Начинается массовое строительство  бараков для размещения рабочих. В 1942 году Зубчаниновка включена в состав Кировского района города Куйбышева, в котором прибывает и по сей день. В 1950-е годы территория поселка также расширялась. В итоге он географически сомкнулся с поселком Восточный («Негритянский»). В 1956 году был посмертно реабилитирован основатель поселка Е.А. Зубчанинов. В 1975 году на месте старого клуба был построен новый Дом культуры, в котором был размещен уголок местного музея. В конце 80-х-начале 90-х годов Зубчаниновка приобретает славу одного из самых криминальных районов Самары. Активно плодящееся бандитское сословие делило сферы влияния, люмпен-маргинальная молодежь ходила войной  «район на район», а цыганская диаспора взяла под свой контроль большую часть городского наркотрафика. С тех пор утекло много воды, по свидетельствам очевидцев жизнь в Зубчаниновке стала гораздо тише и приятней, однако «осадочек» по-прежнему остается.

 Цыганский «дворец» в Зубчаниновке

Национальный вопрос или пришествие  Будулая

Бьюсь об заклад, в сознании подавляющего большинства самарцев, Зубчаниновка ассоциируется не с толстовцами и идеей города-сада, а с цыганами. И действительно, численность их в поселке весьма велика. А все началось в начале 1910-х годов. Именно тогда в Самару прибыл большой табор цыган-котельщиков. Основным их занятием были  лужением и паянием металлических изделий, а также изготовление котлов. Мужчины стали работать на железной дороге, а женщины занимались своим привычным ремеслом, за которым мы можем наблюдать и по сей день в некоторых районах города.

Каких-либо конфликтов цыган с коренным население не наблюдалась. Внесли они свой вклад и изменение архитектурного облика Зубчаниновки. Начиная с 1990-х годов, каждая уважающая себя цыганская семья обзавелась 2-3 этажными кирпичным коттеджем в, как я это называю, «зАмковом» стиле. Об архитектурно-стилистических достоинствах данных строений, равно как и о происхождении средств, на которые они построены, я умолчу.

Кстати говоря, в 1990-е годы к потомкам индийцев цыганам в Зубчаниновке присоединились духовные потомки индуистов. Здесь был открыт кришнаитский храм, который функционирует и поныне.

Послесловие

Времена неуклонно меняются и в грохоте современных российских реалий, тонкий голосок какого-нибудь романтика-общественника вряд ли будет услышан. Найдется ли тот, кто захочет воздвигнуть еще один «город-сад» на самарской земле? Вероятность этого также мала, как малы балконы в домах «Кошелева-проекта».

 

Комментарии: