КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица 22 Партсъезда: заводы «Строммашина» и КЗКРС, комбинат «Родник», очистные сооружения, база «Метростроя» и клуб «Факел»

 6 339

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня речь пойдет о, пожалуй, самой известной улице нашего города, в названии которой имеется число. Свое начало она берет у реки Самары, а завершается на подступах к приволжским просекам. Итак, встречайте, улица 22 Партсъезда.

Само историческое событие, давшее ей название, произошло в октябре 1961 года. Именно после XXII съезда коммунистической партии в стране Советов началась полномасштабная десталинизация, в том числе и в области топонимики. Так, с карты Куйбышева исчезла улица Сталинабадская, став проспектом Металлургов, а Сталинский район был переименован в Октябрьский.

Грех было не увековечить на карте города и сам XXII съезд коммунистической партии СССР. Для него была подобрана улица, которой еще в 1930-х годах было предначертано стать одной из главных в Куйбышеве.

Шли годы. Довоенные градостроительные планы реализовывались неравномерно. Так произошло и с улицей 22 Партсъезда. Точнее, с 14 проездом. Его превращение в улицу официально случилось 29 марта 1962 года.

Фото Елены Вагнер

Напомним, что номерные проезды шли перпендикулярно улице Гагарина от района нынешних клиник Медуниверситета навстречу линиям Безымянки. Те, в свою очередь, шли перпендикулярно улице Победы, а первой по нумерации линией была нынешняя улица Пугачевская.

Подобно двум поездам из школьной задачи они должны были встретиться. И произошло это как раз на улице 22 Партсъезда. В «проездной» и в «линейной» нумерациях она могла иметь 14-й номер. Проезды в данном случае победили. Хотя в архивных документах военных лет упоминается, что на Безымянке на самом деле было 14 линий.

Еще отметим тот факт, что впервые 14-й проезд упоминается в избирательных списках всего-навсего с 1954 года, и то применительно к нынешнему участку улицы 22 Партсъезда между Ставропольской и проспектом Карла Маркса.

В районе же, с которого мы начнем наше повествование, существование 14-го проезда не признавали очень долго. Имевшиеся там дома и бараки именовали по названиям построивших их предприятий и, видимо, до поры до времени адресов в привычном нам представлении они вообще не имели.

Осветив историю названий и переименований, перейдем непосредственно к достопримечательностям улицы 22 Партсъезда.

Отрезок №1 – Промышленная зона

Так мы прозовем участок улицы 22 Партсъезда от реки Самары до путепровода над железнодорожными путями. Еще в генеральном плане 1937 года «Большой Куйбышев» этой локации была предначертана судьба промзоны. Здесь, надо сказать, все сбылось.

И освоение этой площади началось в довоенное время. Например, с 1939 года отсчитывает свою биографию производственно-логистический комплекс «Самараметалл».


По-видимому, эта металлобаза (так по сей день называется расположенная рядом автобусная остановка) зародилась одновременно или даже была частью завода легких металлических конструкций, строительство которого началось в марте 1940 года. Нам это предприятие известно под названием «Строммашина».

Ниже приведена заметка из заводской многотиражки «Строммашины», датированная 20 ноября 1967 года. Из нее мы узнаем, что уже построенный главный корпус предприятия был передан неназванному заводу.

«Отжал» недвижимость у будущей «Строммашины» завод №24 им. Фрунзе. Моторостроителям позарез нужен был корпус для размещения литейного цеха. В послевоенное время этот корпус превратится в отдельное предприятие – Куйбышевский сталелитейный завод – и пропишется на проезде Мальцева, 7.



Один из корпусов бывшего сталелитейного завода на проезде Мальцева.

Но вернемся к «Строммашине». Под размещение этого предприятия была найдена новая площадка неподалеку от прежней. На карте города она отмечена адресом улица 22 Партсъезда, 10а, а также другими буквами и литерами.

Ниже представлено фото упомянутой в газетной заметке об истории «Строммашины» железнодорожной ветки.

По соседству с проходной «Строммашины» находится здание с адресом улица 22 Партсъезда, 2. Это один из малоизвестных домов культуры космического Куйбышева – «Факел».

Построен он был в 1956 году и долгое время назывался незатейливо — клуб завода «Строммашина». В «Факел» он был переименован, видимо, лишь в годы застоя. Ниже представлена прелюбопытная заметка «Волжского комсомольца» от марта 1981 года, в которой критикуется работа куйбышевских домов культуры. Среди провинившихся — «Знамя», «Заря», «Победа» и «Факел».

Рядом с ДК «Факел» также в середине 1950-х годов было построено три двухэтажных дома (22 Партсъезда, 2а, 6 и 6а). Много позже, в 1983 году, ближе к Заводскому шоссе возвели еще и пятиэтажное общежитие (22 Партсъезда, 8).

Ну а прежде чем проститься с четной стороной промзоновского отрезка улицы 22 Партсъезда, полюбуемся на «герб», украшающий ворота «Строммашины».

Четная сторона улицы 22 Партсъезда на этом отрезке жилых зданий лишена. Одним из самых заметных обитателей этой промзоны можно назвать Куйбышевский завод координатно-расточных станков (далее — КЗКРС), решение о строительстве которого было принято в 1950 году.


Весьма любопытно описывается месторасположение будущего завода: южнее Заводского шоссе и восточнее Черновского шоссе (с 1961 года — улица Гагарина). Может показаться, что Черновское шоссе не имеет к этому району никакого отношения. В своем изначальном варианте оно и впрямь шло идентично нынешней улице первого космонавта. Однако в районе современной улицы Энтузиастов их пути расходились. Улица Гагарина идет прямо навстречу Победе, в то время как Черновское шоссе смещалось в сторону реки Самары.

На приведенной ниже карте 1934 года изначальная трасса Черновского шоссе отмечена красной линией. Синяя линия — улица 22 Партсъезда, зеленая — нынешний проспект Кирова. Синей звездой обозначено место, где будет построен КЗКРС.

Если бы то, довоенное, Черновское шоссе существовало по сей день, то на современной карте Самары оно выглядело бы примерно так:

Но вернемся к КЗКРС. По приведенным ниже воспоминаниям очевидцев, к тому моменту на месте стройплощадки были огороды и асфальто-бетонный завод. Обратите внимание, что куйбышевские координатно-расточные станки должны были стать ответом продукции швейцарской фирмы SIP.

Подробная история КЗКРС приводится в заметках из газеты «Станкостроитель» 1967 года. Для нас в них наиболее интересен один момент. Упомянутые в заметке жилые дома и общежития сейчас имеют адреса улица Победы, 10 и Победы, 10а соответственно. Завершилось же строительство Куйбышевского завода координатно-расточных станков в 1958 году.


Интересный факт: в 1960-х годах председателем завкома КЗКРС был Герой Советского Союза Иван Иванович Финютин, дедушка известного самарского девелопера Владимира Кошелева.

У завода координатно-расточных станков были далекоидущие планы. Например, постройка в начале 1970-х годов собственного дома культуры. Разместить его планировалось на улице Свободы, между нынешними улицами 22 Партсъезда и Георгия Ратнера. Однако этот участок земли в итоге был отдан Куйбышевскому железнодорожному институту.

Панорама заводской территории по состоянию на 1969 год дана на следующем фото. Крупное здание в левой части кадра – заводоуправление КЗКРС.


Сейчас оно превращено в офисный центр «Спутник». Перед ним имеется небольшой скверик, в центре которого стоит часовня Николая Чудотворца. Когда и по чьей инициативе она была построена. неизвестно.

Как предприятие КЗКРС сохранилось до наших дней, правда, сменив название на «Точремстанок». Здесь же, по адресу улица 22 Партсъезда, 7а корпус 5, находится и ООО «СПЗ-4», которое называет себя преемником 4 ГПЗ.

По мере продвижения в сторону реки Самары пейзажи улицы 22 Партсъезда становятся все более «промзональными».

Небольшой оазис жилой застройки – поселок «На Очистных» – встретит забредшего в эти курмыши путника на перекрестке с улицей Кабельной. Собственно, по ней и имеют адреса три находящихся здесь дома.

Территория самих очистных сооружений (ныне – Безымянская база Водоканала) находится между ними и озером Монашеским. Последнее было названо так потому, что в дореволюционные времена на его берегу находился хутор Иверского монастыря.

Очистные сооружения были возведены еще в годы Великой Отечественной и отмечены на немецкой карте-схеме Куйбышева 1943 года.

Спустя 40 лет между очистными сооружениями и рекой Самарой началось строительство производственной базы куйбышевского «Метростроя» в составе заводов товарного бетона и железобетонных конструкций, базы материально-технического снабжения и т. д. Ниже приведены две посвященные ей газетные заметки: от октября 1982 года (слева) и мая 1983 года.


В первой половине 2000-х годов по другую сторону улицы 22 Партсъезда от базы «Метростоя» был возведен новый корпус «выселенного» с улицы Льва Толстого комбината «Родник» (бывший ликеро-водочный завод).

За комбинатом «Родник», по направлению к реке Самаре, расположены пескобазы.

Дойдя до этой точки, мы можем смело разворачиваться и двигаться обратно к цивилизации. Помочь нам в этом может автобус №30, чья конечная остановка находится на пересечении улиц 22 Партсъезда и Кабельной. В советское время в этом районе курсировал автобус №10. Но его конечной остановкой был завод «Строммашина».

Представим, что нам повезло попасть в редко ходящий автобус №30 и мы доехали до остановки «Рынок «Норд»». Сам рынок имеет адрес по Заводскому шоссе, но некоторые его строения прописаны на улице 22 Партсъезда. Примечательная эта локация тем, что здесь в конце 2000-х годов нашел свое последнее пристанище знаменитый «Книжный рынок».

Отрезок №2. Железная дорога — трамвайное депо

Следующая достопримечательность на нашем маршруте – путепровод над железнодорожными путями. Его возведение началось в 1961 году. О его значимости можно прочесть в следующей газетной заметке.

Принят в эксплуатацию он был в ноябре 1962 года, получив в народе название «новый мост» (старым, соответственно, становился путепровод на проспекте Кирова).

В октябре 1970 года по новому путепроводу был пущен троллейбусный маршрут №14 (Ипподром – Завод им. Фрунзе). Впрочем, уже в 1982 году его отменили. В годы перестройки по путепроводу следовал троллейбус №10, но и его маршрут продержался на мосту недолго. Хотя контактная сеть для этого вида общественного транспорта присутствует здесь и по сей день.

Спустившись с моста, мы увидим памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Он был установлен на перекрестке улиц 22 Партсъезда и Гагарина в 1985 году и представляет собой поднятую на пьедестал «трехтонку» — ЗИС-5, один из главных грузовых автомобилей Красной Армии.

Фото Елены Вагнер

По другую сторону улицы 22 Партсъезда можно увидеть стелу, установленную, видимо, в 1986 году. Полузакрашенные надписи в оригинале посвящены XXVII съезду КПСС и двенадцатой пятилетке.

Фото Елены Вагнер

Она стала последней в истории страны Советов, но привнесла в околопутепроводные пейзажи улицы 22 Партсъезда значительные изменения. Здесь в годы перестройки появились девятиэтажное общежитие и небольшой спорткомплекс «Старт».

Как можно понять из названия спорткомплекса, руку к этим объектам приложил завод аэродромного оборудования «Старт».


Заметка от мая 1987 года.

Перейдем через улицу Красных Коммунаров и углубимся в первый полноценный жилой квартал на нашем пути. Застраивался он в 1958-1960 годах. На следующем фото — один из детских садов этого квартала.

Фото Елены Вагнер

По другую сторону от этого квартала раскинулась территория Кировского трамвайного депо.

Фото Елены Вагнер

Впрочем, адрес прописки у него — улица Физкультурная, на перекрестке с которой и завершится первая часть нашего путешествия по улице 22 Партсъезда.

Фото Елены Вагнер

Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Фото: Елена Вагнер, Андрей Артемов, Евгений Альмяшев


Архивные документы: Евгений Малинкин


Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте