Последний шанс

Единственный шанс построить новые школы в Самаре – концессия «ПроШколы». Что это такое и поможет ли отчаявшимся самарским родителям?

 1 807

Автор: Редакция

.

,

Строительство школ в Самаре — печальная история громких и пустых заявлений. В ответ на жалобы родителей чиновники зачастую рассказывают о громадных планах на новые школы. В реальности за последние 20 лет их в Самаре появилось всего четыре: три в районах новостроек — в «Волгаре», «Крутых Ключах» и «Новой Самаре» и одна на 5-й Просеке.

Своих денег у города и региона нет, а получать федеральные субсидии становится все труднее. Сейчас у местных властей появилась новая надежда: программа строительства школ в регионах по концессии.

Что это такое и спасет ли самарских родителей, каждый год со скандалом добивающихся приема в школу по прописке, — в подробном разборе ДГ.

О чем вообще речь

В июне 2021 года на заседании Самарской гордумы ее председатель Алексей Дегтев обнародовал планы регионального министерства образования и администрации Самары на строительство школ в областном центре по концессии.

Речь идет о переговорах с будущим всероссийским школьным концессионером — ООО «ПроШкола», созданным издательством АО «Просвещение». Регионы и муниципалитеты могут без конкурса заключать с «ПроШколой» концессионные соглашения на строительство новых школ.

Предполагается, что проекты будут софинансироваться из федерального и регионального бюджетов, а также из средств Сбербанка, который через «ПроШколу» выдаст, по сути, кредит регионам. Оценка стоимости строительства 1300 школ — более 800 млрд руб. По концессии планируется построить не менее чем 500 из них стоимостью 530 млрд руб.

Подробно о проблемах со школьными местами в Самаре ДГ читайте здесь. По данным администрации Самары, в 2021 году более 300 первоклассников в городе не попали в школу по прописке.

Формально регионы могут подавать заявки и на обычное софинансирование из федерального бюджета для строительства по контрактам по 44 ФЗ или для выкупа (в Самаре схема с выкупом не была реализована ни разу — ДГ). К примеру, для Самарской области недавно одобрили заявку на строительство школы в Лопатино.

Однако все остальные заявки регион подал уже на концессию: Самарская область вошла в список пилотных регионов для заключения первых концессионных соглашений по новой схеме. Факт ведения переговоров «ПроШколы» с регионом ДГ подтвердили обе стороны, но от подробностей в отношении условий соглашений воздержались. Чего требует концессионер и что есть у Самары и области?

Что такое «ПроШкола»

Сначала несколько слов о том, что такое вообще «ПроШкола». Это совсем новая и как бы частная компания. Но с косвенным участием государства: ее владелец — монополист российского рынка учебников АО «Просвещение», половина которого в свою очередь принадлежит госкомпаниям (ВЭБ.РФ и РФПИ), а еще 25% — Сбербанку.

Эти совладельцы появились у издательства в мае 2021 года. Сбербанк, ВЭБ.РФ, РФПИ договорились о вхождении в капитал АО «Просвещение» в размере по 25%.

Кому до этого принадлежало крупнейшее в России издательство учебной литературы, толком не известно. С 2011 по 2017 годы в число его владельцев входил Аркадий Ротенберг. Как писали «Ведомости», затем «Просвещение» принадлежало кипрской компании, основным владельцем которой, в свою очередь, являлась компания, зарегистрированная на Каймановых островах.

Существует также АО «УК «Просвещение» — принадлежит компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. В самом издательстве отказывались называть акционеров «Просвещения», признавая лишь, что таковым является президент УК «Просвещение» Владимир Узун.

С 2011 по 2019 год «Просвещение» стало почти монополистом на рынке учебников. Своего крупнейшего конкурента, «Российский учебник», издательство забросало судебными исками, а потом его всего за 6 млрд руб. купила компания Руститининвест, связанная с Ротенбергом. Другие издатели были вынуждены уйти с рынка после того, как федеральное минобразования исключило десятки учебников из реестра бюджетных закупок, зачастую под надуманными предлогами. Сейчас у «Просвещения» почти 100% рынка учебной литературы в России.

ВЭБ.РФ и РФПИ — так называемые «институты развития» (в статусе госкорпорации и венчурного фонда), реализующие инвестиционные проекты при существенной доле бюджетного финансирования. Так, например, РБК писал, что ВЭБ.РФ в 2020 году получила бюджетную субсидию в размере 242 млрд рублей на неизвестные цели.

Тем не менее, несмотря на наличие бюджетного финансирования, это не органы власти и не государственные учреждения, что позволяет им гораздо более свободно распоряжаться финансами.

В июне 2021 года Сбербанк, РФПИ и ВЭБ.РФ вошли в капитал «Просвещения». Одновременно  председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов и главы десяти субъектов РФ подписали соглашения о сотрудничестве для подготовки проектов создания объектов образования в модели концессионных соглашений. В число пилотных регионов вошла и Самарская область.
Программу строительства школ, являющуюся частью нацпроекта «Образование», курирует Минпросвещения РФ, говорится на сайте ведомства. С июля 2021 г. «ПроШколой» руководит бывший замминистра просвещения Павел Зенькович. С госслужбы он ушел в 2020 году на должность вице-президента ГК «Просвещение».

Схема финансирования концессии

По данным правительства Самарской области, строительство учреждений образования на условиях концессии предполагает государственное финансирование в размере 35% (30,1% федеральный бюджет и 4,9% областной бюджет) и средства инвестора — «ПроШколы» — 65%.

В документах «ПроШколы» говорится о возможности финансирования с помощью банковских кредитов или акционерных займов. Предполагается, что «финансовым партнером» компании будет Сбербанк — на каких условиях, неизвестно. Есть еще ВЭБ.РФ, который готов выступить как софинансирующая организация, «способствующая привлечению средств от банков-партнёров в концессионные соглашения». Акционерный заем, возможно, также поступит от ВЭБ.РФ — корпорация должна войти в капитал компании в 3 кв. 2021 года.

После завершения строительства школа передается концессионеру на срок до 15 лет. Регионы будут выплачивать «ПроШколе» так называемую «плату концедента» — стоимость строительства плюс стоимость заемных средств из расчета 10,5% годовых (ключевая ставка ЦБ +4%. Сейчас ставка составляет 6,5%). Это довольно дорого: сейчас стоимость заемных средств для регионов — 7-9% по облигационным займам. Для того чтобы смягчить эту финансовую нагрузку, федеральный бюджет будет компенсировать регионам 55% платы концедента.

Однако на этом финансовые обязательства региона не заканчиваются.

Что делает в школе концессионер

Концессионер распоряжается зданием следующим образом. Он по договору с образовательным учреждением будет предоставлять услуги дополнительного образования и технического обслуживания, школе же оставляют единственную функцию — реализацию общеобразовательных программ. За это «ПроШкола» (кроме компенсации расходов на строительство и стоимости заемных средств) будет получать еще и операционный платеж — плату за техническое обслуживание здания. Эти средства должны выплачиваться из средств субъекта, федеральной дотации на них не будет.

Зачем в этой схеме дополнительное образование? По закону о концессиях (ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях») объект концессии должен использоваться для осуществления концессионером какой-либо деятельности. В самых привычных нам концессиях — коммунальных — именно так и происходит.

В Самаре, например, СКС по концессии управляют водопроводными сетями, предоставляя потребителями услуги поставки воды и водоотведения. В случае со школой все намного сложнее: общее образование в России бесплатное. А вот дополнительное может быть платным. Достаточно любого кружка с договором с родителями на платные услуги, чтобы обеспечить соответствие договора с «ПроШколой» смыслу закона о концессиях.

Как именно должен рассчитываться операционный платеж, пока неизвестно. Сейчас содержание школьных зданий частично оплачивается из тарифа на подушевое финансирование школ, частично — через целевые субсидии, которые при необходимости выделяют либо региональные органы власти, либо муниципалитеты. Содержание школ составляет 10-20% их бюджетов (остальное — зарплата и другие выплаты).

Например, в школе № 54 в Самаре с 1060 учащимися расходы в 2020 году составили 47,5 млн руб., из которых 39 млн были направлены на оплату труда сотрудников и другие выплаты, в 3,6 млн обошлись коммунальные услуги и 4,5 млн были потрачены на содержание имущества и «прочие расходы». Целевые субсидии составили в доходе школы 2,7 млн руб., платные услуги — 2 млн руб., остальное — субсидия на исполнение госзадания, которая формируется на основании подушевого тарифа. Каким образом из всего этого будут формироваться выплаты концессионеру «за техническое обслуживание», в документах «ПроШколы» пока никак не объясняется.

Есть и другой вопрос. Московская компания действительно собирается управлять техническим обслуживанием 500 школ во всех регионах России? Разве это возможно физически? На деле эта работа, скорее всего, останется на плечах директоров и завхозов школ. Только распоряжаться деньгами будет концессионер.

По оценке участника концессионной программы, Сбербанка, для одного из регионов — Тюменской области — такая схема финансирования увеличит общую стоимость строительства школ на 21%.

Зато у концессии есть важный плюс — она должна ускорить реализацию проектов, поскольку не требует единовременного выделения средств из федерального и регионального бюджетов, а позволяет на долгий срок занять их у банков и начать стройку.

В остальном для регионов ничего не изменится: от них по-прежнему требуются качественные заявки, в которые обязательно должен быть включен уже выделенный для строительства земельный участок (с соответствующим зонированием, возможностью подключения к сетям, подъездными путями).

Одобрять заявки регионов, как и прежде, будет подведомственное Минпросвещения РФ ФГБУ «Дирекция «Школа-2025».

Замдиректора ФГБУ Василий Емельянов на вебинаре для регионов, запись которого есть на сайте «ПроШколы», объяснил основные требования к заявкам и подчеркнул стандартные для регионов проблемы. Плохие участки — одна из основных.

— Вопрос земли — один из самых острых. Страна с самыми большими земельными ресурсами в мире не имеет возможности регулярно выделять качественные участки для социальных проектов, — пожаловался он. — Дали участок, в регионе быстро сформировали заявку — «в процессе разберемся», а потом мы вместе думаем, что с этим участком делать.

Opera Снимок_2021-08-30_151535_proshkola.ru

Слайд из презентации замдиректора ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» Василия Емельянова о порядке отбора заявок на субсидии на строительство школ

Более общая проблема, по словам Емельянова, — отсутствие в регионах компетентных специалистов в области управления проектами, особенно в отдаленных муниципальных образованиях.

— Мы рассчитываем, что есть региональный проектный офис, который осуществляет комплексное управление нацпроектами, но, к сожалению, это не всегда так.

Емельянов также призвал регионы адекватно оценивать возможности строительных компаний, чтобы проекты не затягивались:

— Нацпроекты дают колоссальную нагрузку на строительную отрасль в регионах. Важно оценить те возможности, которые у вас есть, по наличию рабочей силы и строительных материалов.

«Министерство просвещения уже отобрало первые 95 проектов, в 2022 году планируется завершить строительство новых школ в 28 регионах», — заявил председатель совета директоров АО «Просвещение» Игорь Шувалов.

Самарской области среди них нет. Но регион надеется получить по этой схеме деньги для строительства семи школ в 2023-2024 годах. О них как раз и говорил председатель Самарской гордумы Алексей Дегтев. Три заявки поданы на финансирование в 2023 году, четыре — на 2024 год.

Мы проверили состояние дел по каждой из локаций, о которых сообщил Алексей Дегтев, и оценили по шкале от 1 до 5 вероятность реального строительства этих школ. Учитывалось наличие земельного участка, наличие софинансирования в бюджете Самарской области, обоснованность потребности в школьных местах (по оценке ДГ на основании данных о поступлении детей в школу в этом районе и планируемом строительстве жилых домов).

photo_2021-08-31_10-19-30

Перспективы строительства школ в Самаре по концессии в 2023-2024 годах

Заявки на 2023 год (должны рассматриваться в 2021 году)

Школа на 1100 мест в 14 квартале жилого района «Волгарь»

Куйбышевский район

Прогноз: 5 из 5

Снимок экрана 2021-08-29 092455

Потребность в школьных местах: высокая. Участок на ул. Софьи Агранович, рядом с детским садом № 4, сформирован и переведен в муниципальную собственность. Подъездные пути к участку и коммуникации имеются. Есть выделенные средства на софинансирование проекта на региональном уровне: 350 млн руб. из бюджета Самары в 2020-22 годах и 134 млн из бюджета Самарской области в 2022 году. Этих денег для строительства было мало, поэтому оно так и не началось, получить софинансирование на строительство по 44 ФЗ у региона не получилось. Перспектива концессии — хорошая.

Школа на 550 мест в границах пр. Масленникова, ул. Ново-Садовой, Н. Панова, Скляренко

Октябрьский район

Прогноз: 4 из 5

Снимок экрана 2021-08-29 092659

Потребность в школьных местах: высокая. Участок сформирован и переведен в муниципальную собственность. Подъездные пути к участку и коммуникации имеются. Средства на софинансирование строительства в бюджете Самары и Самарской области на 2021 год и плановом бюджете на 2022-23 годы отсутствуют.

Школа на 550 мест в мкр. «Крутые Ключи»

Красноглинский район

Прогноз: 4 из 5

Потребность в школьных местах: высокая. Администрация Самары в июле 2021 года в ответе на обращения местного жителя сообщила, что выкупила под школу участок, однако в ЕГРН подтверждения сделки пока нет — участок значится в частной собственности.

Снимок экрана 2021-08-31 074839Средства на софинансирование строительства в бюджете Самары и Самарской области на 2021 год и плановом бюджете на 2022-23 годы отсутствуют.

Заявки на 2024 год (четвертая волна отбора, пройдет в декабре 2021 — феврале 2022 года)

Школа на 1500 мест в границах улиц Лейтенанта Шмидта, Ново-Садовой, Северо-Восточной магистрали, левого берега Волги

Октябрьский район

Прогноз: 3 из 5

Снимок экрана 2021-08-29 092846

Потребность в школьных местах: высокая, однако существенно снизится при строительстве школы на ул. Панова. Участок в муниципальной собственности. Подъездные пути имеются, сведения о доступных коммуникациях отсутствуют. Имеется привязанный к участку проект. Средства на софинансирование строительства в бюджете Самары и Самарской области на 2021 год и плановом бюджете на 2022-23 годы отсутствуют.

Школа на 550 мест на пятой линии 19 км Московского шоссе

Кировский район

Прогноз: 2 из 5

19 км

Проект СОФЖИ по строительству жилого комплекса на участке бывшей военной части № 94 в районе 19 км Московского шоссе. Участок под школу отсутствует, однако перспектива формирования есть. Территория под застройку площадью 10 га является собственностью Самарской области и предоставлена СОФЖИ в аренду под комплексное освоение территории. Сейчас ведется разработка документации по планировке территории. «После завершения этой работы будет образован ЗУ площадью 1,78 га под строительство школы», — сообщили «Другому городу» в СОФЖИ. Точные параметры учебного заведения будут определены после утверждения ППТ.

Рядом строится ЖК «Рассвет» из 8 многоэтажных домов. Потребность в школьных местах: низкая (через Московское шоссе напротив имеется недозагруженная школа № 171), однако возрастет со временем. Средства на софинансирование строительства в бюджете Самары и Самарской области на 2021 год и плановом бюджете на 2022-23 годы отсутствуют.

Школа на 1044 места в Ташкентском переулке

Кировский район

Прогноз: 1 из 5

Участок под школу отсутствует. Потребность в школьных местах: высокая, однако будет снижаться, поскольку новые дома в районе сейчас не планируются. Средства на софинансирование строительства в бюджете Самары и Самарской области на 2021 год и плановом бюджете на 2022-23 годы отсутствуют.

Школа на 800 мест, Самара-центр (Московское шоссе/Мичурина)

Октябрьский район

Прогноз: 1 из 5

Участок под школу отсутствует. Потребность в школьных местах: средняя, однако будет расти при застройке окружающей территории (планируется комплексная многоэтажная застройка). Средства на софинансирование строительства в бюджете Самары и Самарской области на 2021 год и плановом бюджете на 2022-23 годы отсутствуют.

Фото обложки отсюда 

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтактеFacebookInstagram и Twitter