От редакции

Место смерти: как мы считали, что делали и чего ждем от этого проекта

 717

Автор: Редакция

.

,

ДТП — обыденность в России. Фатум, рок. Каждый день, месяц и год представители ГИБДД, чиновники, исследователи и журналисты рассказывают публике о том, как много людей в России гибнут на дорогах. Одновременно повышаются штрафы, увеличивается число камер слежения. В целом в стране ситуация в последние годы стала лучше: снизилась смертность в ДТП, меньше стали пить за рулем, больше пристегиваться. Но в Самаре в 2018 году сбили больше пешеходов, чем в прежние годы — город по-прежнему опасен. И в целом ДТП все еще воспринимается не как проблема общества, а как личное дело каждого гражданина: хочешь — живи, хочешь — умирай.

В частности, ответственность за наезд на пешеходов возлагается чаще всего на водителя и на самого пешехода, а не на плохое устройство городской дорожной сети. Город не обещает сделать больше заметных или регулируемых пешеходных переходов у школ, а заставляет директоров школ лучше объяснять детям правила дорожного движения — хотя соблюдают они их ничуть не хуже взрослых.

Власти можно понять. Анализировать ДТП и делать из этого анализа конкретные выводы очень трудно. Дело в том, что данных, с одной стороны, много: в карточке указывается состояние дороги, освещенность, другие характеристики среды и места происшествия. С другой стороны, в массе и в отрыве от места происшествия они часто теряют смысл. Лишь некоторые разрезы (содержание дорог, например) можно анализировать на территории всего города.

Тем не менее, редакция ДГ делает именно такую попытку и запускает большой постоянный спецпроект, посвященный безопасности и качеству жизни в Самаре. В части ДТП мы планируем обновлять его раз в год. В дальнейшем этот проект войдет в более глобальный — рейтинг качества жизни в микрорайонах Самары «Открывая город», который редакция делает вместе с СРОО «За информационное общество». Стартуем с анализа карты наездов на пешеходов.

На карте Самары мы выделили кварталы и участки дорог, где за три года — 2016-2018 — скопилось больше всего ДТП с пешеходами. Эти участки не везде совпадают с 300-метровыми нормативами «очагов аварийности» в терминах ГИБДД, но мы считаем, что говорить о городе абстрактными отрезками бессмысленно. Никто не живет на 300 метрах. Люди оперируют понятиями квартала, улицы, микрорайона, большого перекрестка, кольца, подходов к остановке. И если кто-то говорит, что у больницы им. Середавина опасно переходить дорогу — прав этот человек, а не ГИБДД, у которой опасный участок не попадает в списки, потому что растянулся на 500 метров. А людей, которые сказали именно это, нашлось несколько. Читайте о конкретных локациях в текстах о них.

У ГИБДД, местных жителей, работников организаций и районных администраций мы спрашивали, какие меры они видят полезными для улучшения ситуации. Тяжелее всего оказалось с районными администрациями Самары — практически ни одна из них не смогла ничего сказать, объясняя это отсутствием соответствующих полномочий. Именно район, казалось бы, лучше всех знает обстановку рядом с дорогой, пути местных жителей, следит за благоустройством территории и так далее, но проезжая часть и все, что с ней связано — не его компетенция. Выходя на пешеходный переход на улице Победы, горожанин как бы перестает быть жителем Кировского района. Соответственно, никакого формального запроса на безопасность районные администрации предоставить не могут, что, на наш взгляд, неправильно — ведь именно под ними работают ОСМ и управляющие компании, которые имеют дело с проектами благоустройства городских территорий. С уровня района проще спроектировать работу со школами и с детьми, оптимизируя лекции и другие агитмероприятия под проблемы конкретных локаций.

У нас есть, тем не менее, отдельный текст о том, как город подходит к проблеме дорожной безопасности. Описываются медленные, но все же относительно конструктивные процессы. Почему они не так результативны, как хотелось бы, предмет более сложного разговора.

Именно в процессе анализа конкретных локаций выявилась глобальная проблема: процесс городского планирования не предполагает увязывания новой застройки со старыми дорогами. Все новые кварталы круто меняют дорожную обстановку на прилегающих дорогах и перекрестках, но город и ГИБДД не могут ставить заранее новые знаки, светофоры, пешеходные переходы. Они действуют по протоколу, каждый раз возникает лаг длиной год-два, а за это время в новых ЖК и рядом с ними увеличивается число ДТП с пешеходами. Теоретически новые поправки в Градостроительный кодекс, обязывающие застройщиков делать схемы дорожного движения, должны способствовать решению этой проблемы. По крайней мере, у города теперь есть полномочия заранее ставить дорожные знаки, переносить остановки и так далее, а не только после того как несколько человек попадут под машину.

В 2020 году мы надеемся, подводя итоги текущего года, оценить, насколько действия городских властей изменили дорожную ситуацию на участках, которые ГИБДД и жители считают аварийными.

Мы также выделили из списка ДТП с пешеходами детей и разметили их на карте. Почему мы подчеркиваем это? Потому что никто этого раньше не делал. Дело в том, что база данных карточек ДТП на сайте ГИБДД существует в виде разных выборок. Есть общая база со всеми карточками, из которых мы выбрали ДТП с пешеходами. В нее входят ДТП с детьми-пешеходами, но они никак не размечены. И существует другая база, в которой есть только дети. Мы совместили их по времени и месту (ГИБДД дает время ДТП с точностью до минуты) и нанесли на карту вместе со взрослыми, так что теперь видно, в каких районах Самары дети попадают под машину реже или чаще взрослых. Не знаю, как вас, а редакцию улица Солнечная потрясла. Кратко: несколько сотен детей каждый день переходят большую дорогу, потому что в микрорайоне нет ни одной школы, и дорога бьет все рекорды по наездам на детей. Строит ли город школу в микрорайоне, спросите вы? Собирается.

Мы анализируем только ситуацию в Самаре, но на карте есть все ДТП с пешеходами по области. Это нужно, чтобы понимать, что происходит вокруг Самары, в ее агломерации, ну и просто чтобы вы еще раз увидели этих людей.

Каждую карточку ДТП с сухими определениями в полях — сухо, освещение выключено, 18.15, регулируемый переход и так далее — мы перевели на человеческий русский язык.

Вечером на регулируемом переходе мальчика сбил серый автомобиль OPEL. Ребенок получил тяжелые травмы, лечился в больнице. Было светло, погода ясная.

Все тексты проекта:

Карта наездов на пешеходов в Самаре и области

Место смерти. Где в Самаре чаще всего сбивают пешеходов — и что с этим можно сделать по мнению ГИБДД, города и самих жителей

Как городские службы Самары меняют дорожную инфраструктуру ради безопасности — и что могут сделать жители

Место смерти: как мы считали, что делали и чего ждем от этого проекта

Улица Победы: неровные дороги, снежные завалы, нет ограждений

Улица Дыбенко: дорога с уклоном и невидимая разметка

Улица Ташкентская: темные переходы и неудобная реконструкция

Владимирская от Чернореченской до Пензенской: опасные перекрестки

Улица Авроры от Гагарина до Аэродромной: торговый центр как «объект массового тяготения» и гонки автобусов

Московское шоссе вдоль Мехзавода: забеги в неположенных местах 

Улица Вольская: нечищенные дороги и человеческий фактор

Улица Ставропольская: страшные перекрестки и трамвайные пути

Улица Гагарина: новый очаг ДТП на перекрестке с улицей Академика Солдатова и летальный исход близ улицы Мяги

Источники данных:

http://stat.gibdd.ru — Официальный сайт ГУОБДД МВД России. С него мы брали первичные карточки ДТП, но так как сайт часто не работал, пользовались также другими выгрузками данных из него. Это:

https://bigdatarussian.ru/dtp-map-regions.php — проект красноярского журналиста Владимира Жаринова и, конечно, главный по ДТП в России проект:

https://dtp-stat.ru — Карта ДТП Сергея Устинова и Алексея Радченко.

Следите за нашими публикациями в телеграме на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook