В ПУТЬ-ДОРОГУ

Самарские курмыши: фото и видеорепортаж с прогулки по Юнгородку и Призаводской площадке

 10 592

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Арт-пространство «Твой Металлург» продолжает исследование окраинных районов великой и ужасной Безымянки.

Место старта неизменно — двор на улице Победы, место, рядом с которым проходят границы сразу нескольких сакральных районов города: Безымянки, Металлурга, Негритянского поселка и Юнгородка. В последний-то нам и предстояло отправиться.

Двор на улице Победы

Путь в Юнгородок лежит под мостом. Этот путепровод, соединяющий улицу Физкультурную и Зубчаниновское шоссе, не так прост как кажется. Он — один из подарков куйбышевских строителей к 400-летию города.

Мост Зубчаниновское шоссе

После прохода под мостом мы попадаем в гаражное царство. Этот ГСК даже имеет  собственные внутриквартальные улицы.

Что любопытно, даже на спутниковом снимке 1967 года на этом месте виднеются постройки, похожие на гаражи.

1967 год
В красном контуре — территория, которую сейчас занимает ГСК. Красная звездочка — место, где находится здание 3 роты полка ДПС.

А вот здание 3 роты полка ДПС уже построено на месте бараков времен Великой Отечественной войны.

ГИБДД на Литвинова

Дойдя до железнодорожной станции «Мирная», переходим пути и оказываемся на Призаводской площадке. В районе, появившемся в годы войны и со всех сторон окруженном железнодорожными линиями.

Призаводская площадка 1967 год
Спутниковый снимок 1967 года. В красном контуре — территория Призаводской площадки.

Сакральность этому месту придает и то, что здесь пересекаются две директорские улицы — Литвинова (в честь руководителя РКЦ «Прогресс») и Земеца (в честь директора Куйбышевского авиационного завода). На следующих фото здание, в котором некогда находилась школа рабочей молодежи, а затем ГПТУ №5 авиационного завода.

Помимо достаточно стандартных двухэтажек, здесь можно отыскать и крупные здания, не лишенные архитектурных излишеств. Например, стационар медсанчасти №3 Авиационного завода (с начала 1990-х годов — стоматологическая поликлиника).

Стационар Авиационного завода

Настоящее украшение Призаводской площадки — дом №4 по Стационарному переулку. Издалека он напоминает то ли дом культуры сталинской эпохи, то ли невесть как попавшую сюда дворянскую усадьбу. Построен этот дом в 1944 году.

Стационарный переулок 4

И если колонны медсанчасти имеют необычную квадратную форму, сужаясь к капители, то здесь все по классике: колонны круглые, ордер ионический. Не хватает только каннелюр. Триумф неоклассики был отмечен небольшим хороводом.

По иронии судьбы рядом находится здание, построенное в совсем ином архитектурном стиле. Малоизвестный пример советского модернизма — дом культуры «Волга», некогда принадлежавший заводу «Авиаагрегат».

ДК Волга

Как очаг культуры  ДК «Волга» появился еще в 1940-х годах, но его современное здание построено в эпоху перестройки.

ВОЛГА - Передовик-1986-18 июня-min
Июнь 1986 года.

В Сети есть информация, что в разгар «лихих 90-х» здесь работал ночной клуб «Черный кот». Вот что писала об этом газета «Будни» в июле 1997 года.

Через некоторое время своего существования «Черный кот» стал ассоциироваться с кучей шприцев и иголок в радиусе пятидесяти метров. Также непременным атрибутом заведения была до столбняка обкурившаяся братва. Которая, как и полагается, била в рожу всякому, кто за это на нее косо смотрит. И потому регулярные панорамные бои в «Коте» никого особенно не удивляли.

Со временем о «Черном коте» стали вспоминать, лишь когда надо было «закинуться» экстази либо нюхнуть «геры». Поэтому в итоге здесь обозначился довольно постоянный круг посетителей. Весной 1997 года клуб был закрыт. Якобы на лето.

Кстати, барыги или, выражаясь интеллигентно, дилеры, то есть те, кто продает «нюхалово», вставали на ноги именно в «Черном коте». Правда, многие из них тут же и сели. В смысле, отправились в места не столь отдаленные. Далее была эра ночного клуба «Манхэттен».

Но вернемся к Призаводской площадке. Район удивляет не только архитектурными контрастами, но и различными «артефактами», которые можно найти, свернув во дворы. Например, малоизвестный (даже 2ГИС о нем не знает) памятник огнеборцу. Или ждущую своего часа баню на колесах. Поблизости ребенок умиротворенно моет в огромной луже фигурки динозавров.

Что и говорить, Призаводская площадка не лишена своего обаяния, за что и попала в проект компании МТС «Самара – Куйбышев. Истории Безымянки».

Но не будем забывать, что она — часть Юнгородка. Далее наш путь лежал в самое сердце этого района, к проходным знаменитых самарских заводов. РКЦ «Прогресс» встретил нас большим количеством рабочих, выходящих из его проходных. Приятно было видеть эту картину, особенно в свете последних новостей о сокращениях на этом предприятии. Обидно только, что была закрыта фабрика-кухня предприятия.

Фабрика-кухня

Мимо прогрессовских корпусов движемся к проходной «Авиакора».

Жилая застройка вблизи заводов-гигантов датируется началом 1950-х годов и достаточно живописна. При желании здесь можно найти даже элементы модерна, например, круглое окно.

У проходной Куйбышевского авиационного завода пустынно. Компанию нам составила лишь стая собак, расположившаяся на ее ступенях. За 10 минут, что мы здесь провели, из проходной вышел лишь один человек, который и спугнул братьев наших меньших.

Но нет худа без добра. Пустынность этого места позволяет поупражняться в эквилибристике, не привлекая к себе постороннего внимания.

Улица Земеца

Дойдя до края ойкумены (то бишь последнего жилого дома по улице Земеца), возвращаемся назад, на «большую землю». В ее роли выступит станция метро «Юнгородок».

Если бы все пошло по первоначальному плану, то спуститься в подземку мы могли бы рядом с трамвайным кольцом маршрутов 13 и 24. Здесь должна была размещаться станция метро «Авиационная», она же — «Крылья Советов».

Путь к «Юнгородку» лежит через Костромской переулок. Здесь имеется один из если не обязательных, то очень важных атрибутов курмышей — железнодорожная линия. Вполне себе действующая, уходящая, как и полагается, куда-то в дремучий лес.

Железнодорожные пути

Перейдя ее, мы умилились молодому поколению юнгородчан, собиравших абрикосы.

Сбор абрикосов

Далее движемся мимо краснокирпичных сталинок, построенных в конце 1950-х годов предположительно заводом «Прогресс».

Здесь тоже кипит жизнь. На футбольных полях близ ФОК «Маяк» проходили баталии юных футболистов. Кстати, на этом месте РКЦ «Прогресс» еще в конце 1980-х годов планировал построить свой  Дворец спорта, но, как и в случае со станцией «Крылья Советов», — не сложилось.

Стадионы-ФОТО-09-Заводская жизнь-1988-30 сентября-min
Сентябрь 1988 года

Что можно сказать по результатам инспектирования Юнгородка? Район, конечно, окраинный, промышленный, но далеко не скучный. Здесь есть на что посмотреть и чему удивиться. В качестве места для экстремально-экзотической прогулки его вполне можно рекомендовать.

Юнгородок

Что думают о своем районе сами жители Юнгородка, читайте здесь. А арт-пространство «Твой Металлург» делится с вами видео версией этого путешествия.

Тревел-блог по самарским курмышам. Часть №1: Зубчаниновка и Негритянский поселок.

Фото: Елена Вагнер
Видео: Татьяна Попова

Материалы из куйбышевских газет: Евгений Альмяшев

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте, Facebook и Instagram

HYPER_COMM

comments powered by HyperComments

HYPER_COMM