КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Улица Григория Аксакова: от цареубийцы до губернатора

 5 640

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Сегодня мы расскажем о тихой и незаметной улице, которая проходит по весьма любопытной местности с точки зрения развития Самары.

Длина улицы Григория Аксакова — всего 700 метров, но при этом она расположена сразу в двух районах города — Ленинском и Железнодорожном. Однако мы начнем наш рассказ о ней с тех времен, когда нынешних городских районов еще не было в помине. Взглянем на карту города 1887 года.

Самара 1887 год

Очертания нынешней улицы Аксакова (обозначены красным) проходят по территории, занятой ветряными мельницами. Вот как описывал эту локацию купец Константин Головкин:

«Проезжая или проходя мимо мельниц во время ветра и их работы, можно было слышать характерный грузный и энергичный скрип дерева и шум вращаюшихся жерновов. Около их, обыкновенно поодаль, стояли хибарки хозяев мельниц и сложены в стопку кизяки».

При этом в районе пересечения улицы Аксакова с нынешней Урицкого уже существовал промышленный кластер:

№21 — канатный завод Попова,
№22 — пивоваренный (!) завод купца Дунаева,
№23 — овчинный завод купца Сидорова.

Интереснее всего для нас пивоваренный завод Дунаева. Сведений об этом предприятии не очень много. Купец Николай Дунаев стал покорять алкогольный рынок Самары с 1860-х годов, когда купил водочный завод, а потом построил пивзавод (и не один). Как считают самарские краеведы Ирина и Андрей Демидовы, он не боялся даже конкуренции с Альфредом фон Вакано, так как в отличие от австрийца выпускал более дорогое пиво.

Продажи пенного напитка падали, и Дунаев стал расширять свой бизнес в направлении «соки-воды».

Рекламные объявления взяты здесь.

Следующая карта датируется 1910 годом. На ней уже отмечены не только промышленные предприятия, но и «зеленые зоны» тогдашней Самары — купеческие сады.

Карта Самары 1910 года

На месте улицы Григория Аксакова, которой тогда еще не существовало, было много любопытных локаций. Вот, например, спичечная фабрика «Волга» инженера Льва Зелихмана, казенного раввина самарской иудейской общины. Спички были не простые, а шведские. Фабрика закрылась в 1928 году.

По соседству с ней (примерно на месте института «МИР») находился склад керосина купца Иосифа Дочара  предпринимателя австрийского происхождения, активного члена католической общины города. Именно его стараниями в 1888 году была возведена каплица (молельный дом), предтеча знаменитого костела на улице Саратовской.

Купец Дочар торговал керосином не только в Самаре. Так, с 1880 по 1883 годы его топливом заправляли фонари, освещавшие улицы Оренбурга.

По четной стороне улицы Аксакова (от Коммунистической до Чернореченской) долго располагался сад купцов Субботиных. Он принадлежал им как минимум с 1872 года. Его история была весьма насыщена. В 1909 году здесь открылся известный на всю Самару детский сад.

Руководительница Субботинского детсада Варвара Лобанова вспоминала: «Одно явление среди детей приводило в полное отчаяние; это вражда улиц, вражда частей города. Легче оказалось примерить детей с иноверцами, например, с татарами в Субботинском саду, которых они в начале лета жестоко били и выгоняли из сада. Улицу с улицей никогда не удавалось примерить. Даже возвращаясь с панихиды первого председателя совета общества народных университетов Николая Шишкова, куда детей привели по небольшой группе от каждого сада, «субботинцы» подрались с «растрепинцами» (Рестрепинский детский сад находился в периметре нынешних улиц Пушкина, Полевой, Ленинской и Чкалова — прим. авт.).

Подробную историю первых самарских детских садов читайте здесь.

В 1915 году здесь же, в Субботинском саду, разместили военнопленных турок. Жилось им в Самаре несладко. Настолько, что для пленных турок организовали отдельное кладбище рядом с уже существующим магометанским. Подробнее о судьбах военнопленных читайте здесь.

На отрезке от Чернореченской до Урицкого есть два интересных места. Во-первых, появляется «бывший завод Буслаева». По поводу него есть интересная информация все у того же Головкина:

«В Самаре в 1960-70-х годах было два колокольных завода: Василия Ермолаевича Буслаева и Кузьмы Феоктистовича Привалова, самарских купцов. Расположены они были за чертой города, за Вокзальной площадью, в районе православного кладбища на север от него. Производительность их и причина закрытия неизвестны.»

Также обращает на себя надпись «Поселок», которая, если сравнить карту 1910 года с современной, приходится на дома №4 и 6 по улице Аксакова. Это была еще одна из слободок дореволюционной Самары — Федоровский поселок, в котором жили рабочие окрестных заводов и фабрик. Сам топоним зафиксирован на карте Самары 1915 года.

samara-1915

Кем был господин Федоров, давший поселку имя, история умалчивает.

В 1924-1925 годах в Самаре произошло масштабное переименование улиц, именно тогда появились привычные нам Некрасовская, Галактионовская и Фрунзе. На следующем фото — объект, по всей видимости, тех времен. Трансформаторная будка с небольшими элементами стиля модерн.

Трансформаторная будка

Не обошел стороной этот топонимический апгрейд и городские окраины, которые обогатились улицами Урицкого, Коммунистической и так далее.

Идеологически верное имя получил и Федоровский поселок, который переименовали в улицу Желябова.

Желябов Андрей Иванович (1851-1881). Революционер-народник, один из организаторов убийства императора Александра II. Биографию Андрея Желябова читайте здесь.

Андрея Ивановича советская власть любила. Если в Самаре его именем назвали небольшую улочку на окраине, то в Санкт-Петербурге была переименована одна из центральных улиц — Большая Конюшенная.

Казнь Желябова
Казнь Желябова и других «первомартовцев»

Обратимся к справочнику 1936 года под названием «Весь Куйбышев» и посмотрим, что в нем говорится об улице Желябова:

№5 — Горветгруппа (лечебница) в составе городского земельного управления.
№7 — Ватная фабрика им. Ногина. Тот же адрес имел и детский сад №1.
№9 — Управление очистки (подразделение Городского управления коммунальным хозяйством). В него входили эксплуатационный и производственный отделы и транспортный парк.

Итак, на небольшом участке улицы Желябова (примерно от нынешней Малоурицкой до Чернореченской) располагалось все, что только можно — от ватной фабрики до детского сада и ветеринарной лечебницы.

А вот избирательные списки 1937 года, в которых также фигурирует наша сегодняшняя героиня.

Два интересных факта: ни школа №86, ни №48 до наших дней на своих исконных местах не дожили. Вторая так и вовсе занимала здание бывшей Соколовской богадельни, что является каким-никаким, а штрихом к портрету этого здания.

Еще одна загадка — наличие сразу двух стадионов — «Буревестника» и «Спартака». На самом деле спортивная арена была одна, а вот спортивных обществ два. Из документов, любезно предоставленных нам архивистом Евгением Малинкиным, можно заключить, что в 1930-1940-х годах «главным» из этого тандема был «Спартак».

Но вернемся к улице Желябова. К 1965 году она представляла из себя не самое приятное зрелище. Даже дореволюционный Федоровский поселок все еще сохранялся (его примерные границы выделены красным). Привычные для всего прогрессивного Куйбышева хрущевки сюда почти не добрались.

Аксакова 1966

К спутниковому снимку 1966 года прилагаем избирательные списки того же периода.

В них привлекают внимания пропавшие с карты Самары улицы: улица Бебеля, переулки Верещагина и Айвазовского, о которых мы упоминали в статье о Владимирской. Близость железной дороги, с ее литерными будками, домами Северного депо и восстановительным поездом вносит дополнительный колорит.

Свой нынешний вид улица Григория Аксакова стала приобретать в конце 1960-х годов. Именно тогда здесь стали строить высотные (по тем временам) дома. Вот газетная заметка 1970 года. Обратите внимание, улицу называют Желябовской, а не Желябова, как ранее.

Об улице Желябовской

Строительство шло не так легко, как хотелось бы. Об этом повествует следующая статья, датированная 1969 годом. Из нее мы, помимо прочего, узнаем, что дом №4 построен железнодорожниками.

В 1974 году приказала долго жить ватная фабрика. На приведенной ниже фотография — ее территория.

Из современных достопримечательностей внимание привлекает корпус института «МИР» (2004-2006 год постройки) и реконструированное здание Дорожной клинической больницы (1950 года постройки).

Свое нынешнее имя бывшая Желябовская получила в 2009 году. Одновременно с ней Карбюраторная превратилась в улицу князя Григория Засекина, а улица Ленина в Зубчаниновке тоже стала княжеской. Ей вернули историческое название в честь Александра Невского.

Что же касается Григория Сергеевича Аксакова, то человек он, безусловно, заслуженный. Будучи седьмым по счету самарским губернатором, он занимал этот пост чуть менее шести лет. За это время в городе были открыты: Окружной суд, Общественный сад (Струковский), Александровский приют, создано телеграфное сообщение со всей Россией и органы городского самоуправления (по реформе 1870 года).

Подробную биографию Григория Аксакова читайте здесь.

Несмотря на то, что с момента переименования улицы прошло девять лет, имя цареубийцы Желябова по-прежнему в ходу.

В списке выявленных ОКН есть один дом с адресом по улице Желябова (да, даже в списке 2018 года название осталось прежним) — Дом жилой (1951-1957 гг.) ул. Урицкого, 8/ Желябова. Впрочем, многие карты указывают его адрес только по улице Урицкого.

Материалы из куйбышевских газет предоставлены Евгением Альмяшевым.


Другие материалы из рубрики «Крупным планом»:

Алексея Толстого
Александра Матросова
Аэродромная
Бобруйская
Братьев Коростелевых
Брусчатый переулок (Машстрой)
Венцека
Вилоновская
Владимирская
Водников
Волжский проспект
Воронежская
Гагарина
Галактионовская
Георгия Димитрова

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»ВКонтакте и Facebook