,
Мы продолжаем рубрику, где эксперты из разных областей отвечают на вопросы о Самаре, которые пользователи Рунета задают «поисковикам». Все эти вопросы так или иначе относятся к особенностям нашего города или его жителей, а ответы на них помогут узнать что-то новое о Самаре, её истории и месте в стране и мире.
Сегодня мы отвечаем на вопрос: «Как самарцы помогали Болгарии?» Мы задали его краеведу, журналисту и жителю болгарского города Стара-Загора — они вспомнили героическую битву за Шипку, рассказали о тщательно охраняемых частичках Самары внутри Болгарии и предались ностальгии по плетению мартеничек.
Морально и материально
Игорь Махтев, краевед:
— Первый ответ, который приходит в голову, — это история о знамени, подаренном Самарой болгарским ополченцам в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Это знамя стало впоследствии символом вооружённых сил Болгарии, единственным полотнищем, награждённым болгарским орденом «За храбрость». Сейчас знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии.
Изготовили знамя в 1876 году монахини Иверского монастыря по эскизам самарского художника Симакова. На полотнище из панславянских цветов (синий, белый, красный) в чёрном кресте, украшенном золотым орнаментом, они изобразили Кирилла и Мефодия, а на другой стороне — икону Иверской Божией Матери. Знамя в румынский город Плоешти, где формировались полки болгарского ополчения, повёз голова города Самары Е.Т. Кожевников в сопровождении гласного городской думы П.В. Алабина. Стяг был передан знамённой роте болгарского ополчения — 3-й роте из 3-й дружины. Ополченцы сражались с ним в битве за Стара-Загору и Нова-Загору, за Шипку и Шейново. Копии Самарского знамени хранятся в Москве, в Самаре и городе Холме Новгородской области, откуда родом подполковник Павел Калитин, командир 3-й дружины ополченцев, погибший с Самарским знаменем в руках.
Помощь самарцев братьям-болгарам не ограничилась духовными символами. 11 сентября 1876 года «Губернские ведомости» опубликовали «Обращение к самарцам».
«Соединенная комиссия наличных в Самаре членов славянских и благотворительных комитетов Московского и Петербургского, в виду настоящей нужды означенных комитетов в деньгах и на снабжение отравляющихся в Сербию волонтеров, имеет честь всепокорно просить горожан и жителей Самарского края благоволить доставить свои пожертвования в назначенную комиссию ее казначею — городскому голове Кожевникову или на имя одного из ее членов».
Обращение подписали члены славянских комитетов Е.Т. Кожевников, М.С. Крылов, Л.Н. Ященко, П.В. Алабин.
Вскоре от самарцев стали поступать вещи и драгоценности: от полковника И.А. Лишина — бриллиантовое кольцо в 35 рублей, от Курлина — золотые карманные часы, от А.Н. Хардина — два гранёных аметиста для серёг или запонок, от Орефьева — 8 револьверов в чехлах, от П.С. Субботина — цибик кяхтинского чая. Е.Н. Аннаев принёс большие столовые часы, Е.К. Рихтер — большую картину в вызолоченной раме и ридикюль из слоновой кости, П.В. Алабин передал десять фотографических рисунков…
17 апреля 1877 года на экстренном заседании городской думы городской голова Е.Т. Кожевников сообщил собравшимся о Манифесте Александра II от 1 апреля об объявлении войны Турции и заявил о необходимости «принести посильную помощь святому делу освобождения от турецкого ига наших братьев по вере и крови — славян».
Дума постановила: от имени граждан города Самары ассигновать двадцать пять тысяч рублей в непосредственное распоряжение императрицы Марии Александровны, покровительницы Общества попечения о больных и раненых воинах.
Помощь не только материальная. Для многих болгар Самара стала родным городом. Из-за политического переворота в Болгарии в конце 1886 года в Россию перебралось значительное количество болгарских эмигрантов. Обосновались они в основном в Одессе. Через два года болгар стали переселять в центральные области России, в том числе и в Самарскую губернию. В Самаре основным занятием болгар стало овощеводство. На арендованных у города землях они разбивали огороды и торговали своей продукцией на рынках города.
Учили школьников братским традициям
Екатерина Спиваковская, журналист, писатель:
— Про нашу крепкую дружбу с Болгарией я, конечно, и до школы знала, в том числе и потому, что мы жили тогда в двух шагах от улицы Стара-Загора, а я с детства питала интерес к непонятным названиям и постаралась выудить из родителей все сведения об этой загадочной Загоре. Но вот массированная болгарская атака началась уже в школе, потому что мы то и дело плели мартенички на уроках труда — тогда в Куйбышеве любой младенец знал, что эти фигурки из красных и белых ниток пришли к нам из Болгарии, где их принято было носить, привязав к запястью или намотав на пуговицу, в первый день весны.
Эти мартенички защищали от порчи-сглаза, и это было вполне в духе удивительной советской эклектики, когда кругом, казалось бы, всеми правдами и неправдами насаждался махровый материализм, но при этом делалось исключение для вполне языческой традиции братской Болгарии. Справедливости ради скажу, что вне зависимости от идеологических фокусов это было очень приятное занятие — плести этих кукол из ниток. Там же можно было фантазировать, как-то по-разному комбинировать белый с красным, вязать разные верёвочки, шнурки и прочее. Ну и мелкая моторика развивалась, и можно было не бояться, что тебя вызовут к доске и заставят отвечать домашнее задание по математике, а просто тихонько сидеть, плести мартеничку и думать о своём, о девичьем. В общем, мне это очень нравилось и потом в жизни пригодилось, потому что я своей дочке делала таких же нитяных старушек, ей они очень нравились одно время. Видите, всё-таки не только ради фанфар была эта дружба с Болгарией.
Так, что в Болгарии до сих пор помнят об этом
Мирослав Панайотов, житель болгарского города Стара-Загора, журналист издания «StZagora.BG — Сайтът на Област Стара Загора«:
— В городе Стара-Загора много мест, которые помогают жителям не забывать о подвиге самарцев. Например, мемориальный комплекс «Защитники Стара-Загоры», включённый в список ста туристических объектов болгарского туристического союза. Он был построен в 1977 году на столетнюю годовщину битвы за Шипку и внешне напоминает развёрнутый флаг, на фоне которого изображены шесть болгарских добровольцев и русский офицер. Что символично, для того, чтобы подняться к монументу, нужно пройти 100 ступеней. Многие даты связаны со сражениями за Стара-Загору, и ежегодно в эти дни горожане приносят к мемориалу венки, читают лекции и поют русские песни.
Ещё в городе есть три района, объединённых в соседство с именем «Самара». В конце 80-х многие улицы города назвали именами русских: Ленина, Брежнева, Толбухина и Верещагина, есть у нас также Русский бульвар и Русский клуб. Имеется и русская средняя школа имени Максима Горького, в которой обучаются около 2 тысяч учеников. В нашем городе построена самая красивая и большая русская православная церковь во всей Болгарии.
Легендарный по своим масштабам турнир по лёгкой атлетике в Болгарии называется «Самара флаг», и проводится он каждый июнь. Именно на этом турнире в 1988 году Йорданка Донкова поставила мировой рекорд в спринте с препятствиями на дистанции в 100 метров. Её результат в 12,21 секунды остаётся непревзойдённым по сей день.
Фото обложки отсюда.