,
Наше сегодняшняя статья посвящена улице с самым большим потенциалом развития. Ведь мы говорим «проспект Карла Маркса», а в душе эхом отдается заветное «магистраль Центральная!».
О том, как ничем не примечательный гадкий утенок — улица Сызранская — должен был превратиться в этого прекрасного лебедя, читайте в нашем материале.
Слово предоставляется штатному краеведу ДГ Андрею Артемову.
Проспект Карла Маркса — магистраль тяжелой судьбы. Еще в 1930-х годах ей было предначертано стать главной транспортной артерией города, но, как часто бывает в Самаре, что-то пошло не так. Проспект Карла Маркса можно сравнить с богатырем Святогором, которого не держит земля, в данном случае — самарская. Но пришло время перейти от лирики к суровой исторической реальности.
Сначала был Мещанский поселок, а в нем — улица Сызранская. Пожалуй, не хуже прочих, но и не хватающая звезд с неба. Сам поселок появился в 1900-х годах, когда купеческая Самара уже перестала помещаться в рамки двух рек и улиц Полевых. Ниже приведена карта 1910 года, на которой улица Сызранская отмечена красной линией.
Тогда она была еще очень скромной по размерам, каких-то два километра против нынешних тринадцати. А в 1934 году улица Сызранская и вовсе подверглась «обрезанию». Ее часть от железнодорожных путей и до улицы Базарной переименовали в честь Нобелевского лауреата Ильи Мечникова.
Как и полагается далекой городской окраине, достопримечательностями в период Самары купеческой улица Сызранская была бедна. Посмотрим, как изменилась ситуация в 1936 году, когда на карте страны появился город Куйбышев. В путеводителе по нему улица Сызранская встречается несколько раз:
— дом №1А — Куйбышевское краевое отделение «Союзпищетара» с ящичной и бондарной мастерскими;
— дом №7 — хлебный магазин;
— дом №82 — магазин «Спиртотреста».
Как говорится, уже кое-что. И именно тогда, в середине 1930-х годов, появился план «Большой Куйбышев», в котором впервые прозвучали два заветных слова — «магистраль Центральная».
Подробнее о плане «Большой Куйбышев» читайте здесь. А теперь мы передаем слово краеведу-энтузиасту Евгению Альмяшеву, который прольет свет на советский период в истории проспекта Карла Маркса. Комментарии Андрея Артемова к представленному ниже тексту даны курсивом.
Сталинский период
Своё величественное имя проспект обрёл в 1967 году по случаю полувекового юбилей Октября. До этого были улицы Сызранская и Ново-Сызранская. Взглянем на первые доступные нам избирательные списки, датируемые 1937 годом.
Избирательный участок №119 (красная линия). Ватная фабрика до наших дней не дожила, но увидеть сохранившееся от нее здание можно здесь.
Избирательный участок №125 (желтые линии). Школа №22, ныне «Лицей Классический» на улице Владимирской, 31А.
Избирательный участок №126 (зеленые линии). Школа №75, ныне корпус школы №132 на улице Клинической, 86.
Избирательный участок №129 (синие линии).
Избирательный участок №130 (лиловые линии).
Как вы видите, и в 1937 году улицу Сызранскую легко можно отметить на дореволюционной карте. В размерах она не увеличилась и доходила до улицы Семейкинской (ныне — Киевской).
Спустя два года, осенью 1939-го, число домов по улице возросло – от 143 до 155 и от 112 до 120. Сызранская постепенно «доползала» до улицы Гагарина. А за ней находилась территория Куйбышевской клинической больницы, многие корпуса которой сейчас имеют адрес как раз по проспекту Карла Маркса. Помимо медицинского значения, они еще интересны с архитектурной точки зрения, так как построены в стиле конструктивизм. Однако их судьба была так же тяжела, как и у проспекта Карла Маркса.
Еще в январе 1927 года был объявлен всесоюзный конкурс на создание ее проекта. Это должна была быть больница нового типа. В ней специалисты Медицинского института при открытых кафедрах различного профиля смогли бы разрабатывать и применять новые методы лечения. Этакая больница-вуз.
Место определили на северной окраине города за бывшим Мещанским поселком. Эта локация многих не устроила, так как находилась слишком далеко от «цивилизации». Пока разгорался спор о месте, Медицинский институт в Самаре закрыли, и строительство больницы-вуза отложили до лучших времен. Они, впрочем, настали совсем скоро, в 1930 году, когда Медицинский институт вновь открыли.
За разработку проекта взялись маститый московский архитектор Николай Гофман-Пылаев (автор кремлевской поликлиники в Москве) и его помощник Дмитрий Чечулин. Столичные мастера не на шутку разошлись, запроектировав больничную территорию в виде парка с 20 зданиями, из которых главными были четыре крестообразных корпуса.
Осенью 1930 года начались подготовительные работы, в марте 1931-го начали строить терапевтический корпус, возведение которого тормозилось из-за недостатка строительных материалов. На помощь пришел кирпич из активно разрушаемых в те годы храмов. Терапевтический корпус был принят в эксплуатацию в 1935 году, а больничный комплекс в целом — в 1938-м.
Здесь разместились 11 клиник, оборудованных по последнему слову техники. Все корпуса были связаны между собой подземными галереями. Но в целом от первоначального замысла была реализована только 1/5 часть. А теперь прочтем, что обо всем этом писала куйбышевская пресса. Заметка слева посвящена первому пациенту новой больницы. А та, что справа, еще более интересная: в ней клиническая больница подвергается тотальной критике, начиная от транспортной удаленности и заканчивая некачественными продуктами.
«Приятным» дополнением была одна из свалок навоза, расположенная поблизости от Клинической больницы.
Но вернемся к улице Сызранской. Она удостоилась чести быть нанесенной на карту Куйбышева 1940 года. То есть нам дают понять, что улица эта очень значима. Стрелками указана проектируемая часть будущей магистрали Центральной.
Уже в военное время нынешний проспект Карла Маркса приобрел одну из своих главных достопримечательностей. Параллельно ему в 1942 году была проложена Линдовская железнодорожная ветка. Начиналась она от станции Средневолжской (тогда — Сортировочная) и шла к территории 4 ГПЗ и ЗИМа. Напротив Клинической больницы располагалась станция Линдов городок.
Улицы Ново-Сызранские. Старая и новая
В самом конце 1940-х годов на карте города появилась улица Ново-Сызранская. Об этом свидетельствуют избирательные списки 1950 года.
Из списков мы делаем два вывода. Ново-Сызранская была невелика по размерам и не удостоилась нумерации домов. Относились они к Куйбышевской железной дороге. Если в январе 1950 года расшифровки нумерации домов по Ново-Сызранской нет, то спустя четыре года по этой улице были упомянуты шесть зданий.
Где она проходила, остается загадкой, отчасти разгадать которую помогает многотиражка железнодорожников. Дом, о котором идет речь в газетной заметке, сейчас имеет адрес: Красноармейская, 106. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что улица Ново-Сызранская находилась где-то между Хлебозаводом №2 и площадью Урицкого. Впрочем, просуществовала она около 10 лет, а в 1961 году название Ново-Сызранская всплыло в совершенно другой части города. Взглянем на избирательные списки 1961 года.
Обратите внимание на центр Линдовского избирательного округа. Это та самая химчистка на улице Коммунистической, от которой осталось название остановки. Автохозяйство №4 и по сей день расположено на улице Блюхера.
Как же сюда пришла цивилизация? В 1957 году в Куйбышеве стартовали многочисленные «народные стройки». 4 ГПЗ производил ее в границах нынешних проспекта Карла Маркса, улиц Санфировой, Блюхера и Ивана Булкина. Дома здесь сплошь двухэтажные и датируются именно 1957 годом. В народе этот район прозвали «коллективкой». Сейчас через дорогу от нее вовсю строятся трансгрузовские «муравейники», один из которых имеет адрес по проспекту Карла Маркса.
В этот же период стала активно застраиваться территория в районе пересечения проспекта Карла Маркса и улицы Революционной. Трудно представить, но по плану «Большой Куйбышев» именно в этой локации должен был разместиться главный административно-общественный центр города.
В 1958 году здесь появилась школа №92 (Карла Маркса, 183).
Жилое строительство не отставало. Ряд пятиэтажек протянулся от улицы Революционной до улицы Гагарина. В том числе был построен дом №161, который придется снести, если магистраль Центральная когда-нибудь доберется до этих мест. У здешних новоселов сразу же появилась проблема — железнодорожная ветка, по которой бегали паровозы, работающие на угле.
В 1961-1963 годах пятиэтажки расширили свои владения до улиц Магнитогорской и Ивана Булкина. Впрочем, есть в этом правиле и малоэтажное исключение — уже расселенный дом под номером 171. Хоть и построенный по типовому проекту, но достаточно симпатичный представитель «малых сталинок» середины 1950-х годов. Посмотреть на его молочных братьев в других городах России можно здесь.
Построен он был, скорее всего, для работников Механического завода №1 («Сокол»), выпускавшего строительные краны. Сейчас его территория активно застраивается элитным (но это не точно) жильем.
В 1964 году на проспекте Карла Маркса появилась одна из его главных достопримечательностей — Дом печати.
В XXI веке судьба Дома печати была незавидной. Сейчас он находится в заброшенном состоянии, хотя нынешний его собственник даже анонсировал реставрацию этого объекта.
Взгляд из космоса
А мы тем временем подобрались к 1965 году. Давайте поглядим на то, какой видел улицу Сызранскую американский спутник-шпион. На первом снимке она — от своего начала, улицы Базарной, и до улицы Гагарина.
Мещанский поселок во всем его великолепии. Местный «небоскрёб» — нынешняя школа №132, которая, впрочем, имеет адрес по улице Клинической. Жизнь кипит лишь на маленьком отрезке от Магнитогорской до улицы Гагарина. Здесь уже построены две мини-достопримечательности: общежитие речного техникума (пр. Карла Маркса, 126А) и детский сад Куйбышевской ж/д.
Следующий отрезок — от улицы Гагарина до Врубеля. Между школой №92 и 4-м проездом — барачный поселок, вероятно, построенный Авторемонтным заводом.
Следующий отрезок — от улицы Врубеля до Советской Армии. Хорошо виден гигантский Дом печати, «коллективка» 4ГПЗ и ответвление Линдовской железной дороги в сторону КАТЭКа и асфальтобетонного завода, который располагался на месте нынешнего института связи.
В 1965 году здесь, от улицы Авроры, начиналась нумерация домов, относящихся к улице Ново-Сызранской (чётная — с 12 по 40 и нечётная — с 65 до 113). В будущем, когда Сызранская и Ново-Сызранская превратятся в проспект Карла Маркса, все дома по второй из них придётся нумеровать заново.
Следующий отрезок — от улицы Советской Армии до Ново-Вокзальной (отмечена синим). Нечетная сторона за последние 50 лет совсем не изменилась, а вот четная в 1965 году еще не попала во власть номерных микрашей, о которых мы расскажем чуть позже.
По обеим сторонам улицы Ново-Вокзальной, где ещё не ходили трамваи, располагались воинские части – если не путаю, одна авиационная, а другая строительная.
А вот и последний отрезок нынешнего проспекта Карла Маркса. От Ново-Вокзальной и до Опытно-экспериментального завода (в народе —«Худое ведро»). В синем квадрате — два недавно снесенных дома, которые встали на пути будущей магистрали Центральной.
Пришествие микрорайонов
Вообще, год 1965-й был для проспекта Карла Маркса знаковым. Осенью начала работать Центральная отопительная котельная на улице Блюхера, после чего стартовала массовая застройка северо-восточных микрорайонов.
Началась она весной 1966 года с «пятака» на пересечении нынешних проспекта Карла Маркса и улицы XXII Партсъезда.
В период с 1966 по 1968 год основная застройка велась в VI, VIII и IX микрорайонах. Масштабы были колоссальными, и старое название улицы — Ново-Сызранская — им никак не соответствовало. К 50-летию революции она была переименована в привычный нам проспект Карла Маркса.
Обратите внимание, что в связи с появлением крупных жилых микрорайонов на страницах прессы вспомнили и о магистрали Центральной. Указанные в заметке 25 километров — нынешняя длина проспекта Карла Маркса плюс расстояние до Обводной дороги.
Приведем один любопытный спутниковый снимок 1967 года. Цифрами на нем отмечены:
1 — трамвайное кольцо маршрута №19, которое существовало с 1966 по 1969 годы на углу Ново-Вокзальной и Карла Маркса;
2 — троллейбусное кольцо в районе нынешнего дома №170 по проспекту Кирова;
3 — Воронежские озера, о которых мы совсем недавно вспоминали.
На 1967 год выпал еще один подарок для трудящихся 1/6 части суши. Шестидневная рабочая неделя была заменена пятидневной.
Впрочем, оставались и проблемы. Например, общественный транспорт, попасть в который после трудовой смены или перед ней было порой проблематично. Заводские многотиражки в связи с этим стали публиковать расписание автобусов и трамваев.
Конечная остановка автобуса №25 сейчас называется «9-й микрорайон».
В конце 1969 года была открыта Шоколадная фабрика, которую проспект Карла Маркса «обнимает» с двух сторон. Тогда же началась застройка территории Сад-Совхоза – сначала за счёт XII, а с 1972 года еще и XV и XV-a микрорайонов. Для их энергоснабжения была построена Куйбышевская ТЭЦ, введенная в эксплуатацию осенью 1972 года.
Позволю себе небольшое лирическое отступление. Многие квартиры в домах XII микрорайона получали жители ветхих домов и цокольных этажей из исторического центра. Например, родственники моего отца получили квартиру в пятиэтажке недалеко от трамвайного кольца, переехав туда из барака, стоявшего на месте храма Георгия Победоносца на Маяковском спуске. Никакой жалости по этому поводу они не испытали.
Что касается пятнадцатых микрорайонов, то им повезло. К моменту начала их застройки был освоен выпуск девятиэтажных панельных домов, а также пятиэтажек-«ленинградок» улучшенной планировки.
В тот же период высотные дома появлялись и в других частях проспекта Карла Маркса. В частности, был снесен барачный поселок в районе улицы Гаражной, 3-го и 4-го проездов. До последнего держался бывший Мещанский поселок. Сюда высотное строительство пришло в 1980 году вместе с V Мичуринским микрорайоном (Карла Маркса — Владимирская — Чернореченская — Дачная).
В последние годы существования СССР успели застроить самое начало проспекта, между улицами Урицкого и Владимирской. Дома здесь с круглыми лоджиями Поволжской серии, что было характерно для застройки тех лет.
Стоит отметить, что дома в новых микрорайонах строил не только город, но и куйбышевские заводы. Так, дома №476 и №478 были детищем КАПО («Авиаагрегат»). Дом под №478 строился в 1980-1986 гг., и по форме напоминает знаменитый «Интеграл» («Доллар») на улице Ново-Садовой, разве что не такой длинный. Но, в отличие от Еврейского квартала, дом в Пятнашке чаще именуют «Червяком». Дом №476 строился в 1988-1993 годах. Обе стройки проходили с трудом, о чем сообщалось в заводской многотиражке.
И раз уж мы вновь вспомнили о Пятнашке, посмотрите на этот снимок, сделанный летом 1981 года. Проспект Карла Маркса отмечен на нем красной линией.
В 1985 году на карте города появился «посёлок связистов». Так прозвали квартал новых домов, расположенных по улице Советской Армии возле института связи и напротив Парка Гагарина.
Последним примером крупной комплексной застройки по проспекту Карла Маркса стал участок от Дачной до Владимирской. Дома здесь возводили уже в постсоветский период, причем между вводом в эксплуатацию соседних домов могло пройти десятилетие, как в случае с домами №37 (1993 год) и №39 (2003 год). Не останавливается жилая застройка на проспекте Карла Маркса и сейчас. Самый свежий пример — жилой комплекс близ пересечения с улицей XXII Партсъезда. И думается, это не последний пример освоения пространств близ будущей магистрали Центральной.
О магистрали Центральной
В середине 1970-х годов местом для нового общественно-административного центра города был определен участок в примерных границах от улицы Антонова-Овсеенко до Волги и от Революционной до Советской Армии.
На приведенном ниже макете проспект Карла Маркса отмечен красной линией, под цифрой 1 — квартал, в котором расположен Дом печати, а под цифрой 2 — территория парка Гагарина.
Задача проспекта Карла Маркса не менялась. Он должен был стать (как планировалось еще в 1930-х годах) главной транспортной магистралью города. О грандиозности планов можно судить по заметке 1963 года в «Волжской коммуне», которую вполне можно проиллюстрировать схемой городских магистралей 1986 года.
Соберем воедино главные тезисы.
2. Мостовой переход планировалось проложить через территорию Запанского. Обратите внимание, что Фрунзенского моста в генплане 1986 года вовсе нет.
3. Кроме грузового транспорта по магистрали Центральной планировали запустить скоростные пассажирские автобусы. Весь путь от Кряжа до Смышляевского массива должен был занять всего 20 минут.
4. Движение на перекрестках планировалось сделать двухуровневым. Более того, дорога должна была быть проложена в выемке глубиной 4-5 метров для облегчения строительства тех самых развязок и снижения шума.
5. Единственное, что удалось реализовать — соорудить городскую дорогу по Пятому проезду. Ныне это улица Авроры.
Со строительством магистрали Центральной связывалось и дальнейшее расширение жилой застройки. Вот что писал об этом архитектор Алексей Моргун в своей книге «От крепости Самара до города Куйбышева» 1986 года:
Алексей Григорьевич как в воду глядел. Пока все, чем знаменита Ракитовка — печально известные кафе вдоль Алма-Атинской. А ведь как все было хорошо в проектах…
синяя линия — улица Алма-Атинская,
1 — парк Кировского района,
2 — территория снесенных дач работников ЗИМа, на которых планируют построить еще один ТЦ.
Контрольный выстрел — статья 1988 года о будущей магистрале Центральная из газеты «Волжская Заря». Ее мы просто оставим без комментариев.
Прошло больше 80 лет, а магистраль Центральная так и остается самым несбыточным градостроительным и транспортным проектом в истории Самары.
Текст: Андрей Артемов, Евгений Альмяшев
Фото: Елена Вагнер
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте