,
В прошлый раз мы исследовали советский модернизм, а теперь вновь обратимся к дореволюционным постройкам. Да не простым, а возведенным в «экзотических» стилях. Гостья из мрачного Средневековья — готика и посланец волшебного Востока — мавританский стиль.
Готика и мавританский стиль
Годы существования стилей в России:
∼ конец XVIII века — 1910-е годы (готика),
∼ середина XIX века — 1910-е годы (мавританский стиль).
В Самаре эти два стиля задействовали прежде всего при строительстве культовых сооружений. Количество особняков и доходных домов сравнительно невелико, и оттого каждый из них становится только ценнее. Стоит отметить, что мавританский стиль нашел широкое применение в архитектуре загородных дач самарских купцов. Однако многочисленные реконструкции, произведенные в советский период, зачастую не оставляют от него и следа, а некоторые постройки и вовсе не сохранились.
Примечание: при подготовке материала использованы книги Вагана Каркарьяна «Модерн в архитектуре Самары» и «Самара-Куйбышев-Самара, или Три портрета одного города». Взятые оттуда отрывки выделены курсивом.
1. Храм Пресвятого Сердца Иисуса
(Фрунзе, 157а)
Дата постройки: 1906 год
Архитектор: проект — Фома Богданович, надзор за строительными работами — Александр Щербачев
Квинтэссенция готического стиля в архитектуре Самары и — вкупе с модерновым особняком Курлиной и конструктивистским Домом радио — один из самых «открыточных» видов города. Строительство костела началось в 1902 году и обошлось в 80 000 рублей.
Главный вход — это ряд стрельчатых арок, расположенных одна за другой и утопленных в кирпичную стену <…> Над входом возвышается белая витая колонна с капителью. Подобно пружине, она усиливает устремленность вверх, подчеркивает ось симметрии.
Фасад фланкирован стройными, высокими башнями. Они неотъемлемы от образа готического собора. <…> Для готики чуждо застывшее спокойствие. Ее стиль — взлет ввысь, вертикали. Развитие по горизонтали сведено к минимуму. Граненые пилястры башенок завершаются остроконечными шлемами».
В январе 1930 года в костеле был открыт польско-немецкий клуб. А самым длительным его «арендатором» в советский период был краеведческий музей, размещавшийся здесь с 1941 по 1991 год, после чего храм был возвращен верующим.
Не лишним будет заглянуть и во двор костела. Там вы обнаружите двухэтажную каплицу — католический молельный дом, построенный еще в 1887 году. В каплице до постройки костела проводились службы, а на втором этаже жил священник.
2. Лютеранская церковь святого Георга
(Куйбышева, 115-117)
Дата постройки: 1865 год
Архитектор: проект инженера Николая Еремеева, он был переработан архитекторами из Санкт-Петербурга
Изначально здание кирхи строилось для католической общины города. Главным «зачинщиком» в этом деле был самарский купец Егор Аннаев. Когда к 1864 году храм уже был почти готов, в католической Польше, входившей в то время в состав Российской империи, произошло восстание. В итоге с согласия Егора Аннаева здание было передано лютеранской общине города.
Здание кирхи было освящено 26 сентября 1865 года. Спустя 12 лет оно было практически уничтожено грандиозным пожаром. На восстановление кирхи ушло 6 лет. Но нет худа без добра — тогда же она обзавелась боковыми флигелями.
Как и костел, кирха была закрыта в январе 1930 года. Однако список «арендаторов» у нее был куда больше. Начиная от «Союза воинствующих безбожников» 1930-х годов заканчивая мастерской скульпторов-монументалистов. В первом списке памятников истории и культуры 1966 года она значилась как «Мастерская Союза художников. Готика».
21 декабря 1991 года в кирхе, несмотря на то, что еще не закончились реставрационно-ремонтные работы и не работало отопление, после 60-летнего перерыва было проведено первое рождественское богослужение.
3. Особняк Субботина-Маркисона
(Алексея Толстого, 30)
Дата постройки: ∼ 1911-1912 годы
Архитектор: Михаил Квятковский
Готика в Самаре — это не только места отправления культа, но и доходные дома. В истории этого красавца с улицы Казанской было все то, за что мы любим дореволюционные постройки, — кардинальная перестройка здания талантливым архитектором на деньги влиятельной купеческой семьи и квартиросъемщик-масон.
За свои заслуги в украшении архитектурного облика Самары особняк Субботина-Маркисона удостоился от ДГ отдельной статьи.
4. Фахверковый дом
(Фрунзе, 75)
Дата постройки: ∼ 1904-1912 годы
Архитектор: неизвестен
Кусочек северной Европы на бывшей улице Саратовской.
Остроконечный щипец, двускатная кровля, конусообразное завершение угловой башни, эркеры, поддерживаемые деревянными консолями, в сочетании с рядом модернистских элементов придают зданию черты «готической» архитектуры северной Германии.»
Фахверковому дому в ДГ также посвящена отдельная статья.
5. Дом Линева-Розиной
(Куйбышева, 44)
Дата постройки: 1901 год
Архитектор: Филарет Засухин
Пересечение улиц Пионерской и Куйбышева привлекает внимание наличием двух прекрасных зданий, приятно дополняющих друг друга. По нечетной стороне дореволюционной Дворянской протянулся самарский «офис» Русского торгово-промышленного банка. На рубеже XIX-XX веков его фасад приобрел современный вид. Известный архитектор Александр Зеленко преобразил типовой проект в образчик «старофранцузского» стиля.
Их соседи по четной стороне решили не отставать и заказали перестройку своего двухэтажного дома в «немецком» стиле (так в дореволюционной Самаре именовали готику). Автором реконструкции стал известный самарский зодчий Филарет Засухин.
6. Доходный дом Вильгельма Кирста
(Галактионовская, 74)
Дата постройки: 1897 год
Архитектор: неизвестен
В течение пяти лет после постройки домом владел самарский купец второй гильдии немецкого происхождения Вильгельм Кирст. В Самаре он торговал минеральной и артезианской водой, имея павильоны для их продажи в самых бойких местах города.
Повнимательнее приглядевшись к фасаду, можно заметить детали, сходные с теми, что использованы в особняке Линева-Розиной и фахверковом доме. Самым запоминающимся элементом здесь является остроконечный фронтон с круглым окном.
Красота здания и удачное расположение неоднократно привлекали различных арендаторов. В 1913 году здесь открылась «Новая центральная гостиница» купца Ушакова с певческим хором, бильярдом и прочими прелестями жизни. В 1990-е годы дом Кирста был известен самарским модницам — в нем на первом этаже располагался «Захар-Бутик».
7. Хоральная синагога
(Садовая, 49)
Дата постройки: 1908 год
Архитектор: Зельман Клейнерман
Решение о строительстве синагоги было принято в 1903 году, когда стало очевидно, что существовавшие к тому моменту в Самаре два молельных дома не вмешают всех желающих. Стоимость строительства была оценена в 50 000 рублей. Эта сумма была собрана при помощи добровольных пожертвований челнов иудейской общины Самары.
Чередование красных и белых полос кирпичной облицовки и орнаментальная трактовка плоскости стен также роднят архитектуру самарской синагоги с мавританской. Вход в здание решен парадно, в виде портика. Над главным входом расположено огромное круглое окно, в центре которого — шестиконечная звезда Давида. Ряд ступенчатых арочных окон освещает лестницы, построенные в северной и южной сторонах синагоги».
Большую часть советского времени в синагоге располагался хлебозавод. В 1990-х годах началась реконструкция здания, которая длится по сию пору.
8. Особняк купца Белоусова
(Куйбышева, 72)
Дата постройки: 1898 год
Архитектор: Александр Щербачев
Вот уж правду говорят: «Мал золотник, да дорог». Особняк Белоусова не может похвастаться протяженностью по красной линии или этажностью. Но маленький кусочек Магриба на бывшей Дворянской неизменно привлекает внимание. Контраст с не самой броской застройкой этой стороны улицы делает его еще более заметным.
Красота дома была по достоинству оценена самарскими купцами. Так, с 1907 по 1917 год на его первом этаже располагался «Торговый дом братьев Клодт». В 1960-х годах в доме Белоусова располагалась прокуратура Самарского района.
9. Особняк Серебрянниковой
(Степана Разина, 41)
Дата постройки: 1904 год
Архитектор: Александр Щербачев
Что интересно, первоначально дом был одноэтажным и так же, как и особняк Белоусова, имел минареты. Александр Щербачев здесь использует те же архитектурные элементы, например, колонны с капителями композитного ордена. Сейчас особняк занимает (как минимум с 1960-х годов) лечебное учреждение, а до этого там располагался архив партийной истории обкома КПСС.
10. Дом Масловского
(Ульяновская, 51)
Дата постройки: ∼ 1910-1915 годы
Архитектор: неизвестен
Дом-загадка. История его завершается там же, где начинается наименование в списке объектов культурного наследия. Даже инициалы владельца остаются за кадром. Можно лишь предположить, что дом построен или какое-то время принадлежал известному самарскому фтизиатру Виктору Юлиановичу Масловскому.
Нельзя не отметить и соседний новодел (Ульяновская, 47) — пожалуй, один из лучших образцов архитектуры 2000-х годов в историческом центре Самары. Но это уже совсем другая история.
Читайте также:
Текст: Андрей Артемов
Фотографии: Влад Виноградов
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте