,
Совсем недавно появилась информация о том, что в Самаре начались работы по изменению геплана города. Как говорится, не впервой. Генеральных планов развития у Самары за всю её многовековую историю было множество, и один из них мы решили рассмотреть поподробнее. Речь идёт о знаменитом «Большом Куйбышеве», принятом в 1937 году. Как бы выглядел наш город, если бы этот генплан был полностью реализован?
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Во второй половине 1920-х годов в Самаре наметилась тенденция неуклонного увеличения числа жителей. Для сравнения: с 1924 по 1930 год эта цифра изменилась с 174 до 222 тысяч человек. Городу на Волге становилось тесно в его дореволюционных границах. В 1927-29 годах московские архитекторы В.Н. Семенов и А.А. Галактионов разработали проект планировки и застройки города, получивший название «Большая Самара». Расчётный срок его реализации составлял 30 лет.
Однако позднее он был отвергнут городскими властями как не удовлетворяющий условиям быстрого роста города. Изменение плана «Большая Самара» было поручено Мосгипрогору, а затем передано в специально образованное местное планировочное бюро. Руководил разработкой нового генплана города архитектор Абрам Львович Каменский. Конец расчётного периода здесь был намечен на 1950 год. Так как Самары на тот момент не существовало, новый генплан был назван «Большой Куйбышев».
2. РАЗДЕЛЕНИЕ НА РАЙОНЫ
Согласно генплану Куйбышев должен быть разделен на пять районов:
1) Старый город (Приволжский район)
2) Привокзальный район
3) Центральный район
4) Район карбюраторного завода (совр. — им. Тарасова)
5) Район Пятилетка (совр. — Безымянка)
У каждого из этих районов должен быть свой административно-культурный центр. Главный из них располагается в Старом городе, в районе Самарской площади, с выходом на Волгу, по улице Ярмарочной, связывающей волжские пристани с железнодорожным вокзалом. Но только на первом этапе.
К моменту полной реализации генплана областной и городской центр должны были быть перенесены в Центральный район, на пересечение современных Московского шоссе и улицы Революционной. Вот как должна была выглядеть эта местность:
Таким образом административный центр города планировалось переместить ближе к центру географическому. А что же остаётся Старому городу?
— Центр Привокзального района должен был расположиться на месте современного Губернского рынка.
— Центр района карбюраторного завода — примерно в районе пересечения современной Старо-Загоры и XXII Партсъезда.
— Центр района Пятилетка — на пересечении последнего с улицей Вольской.
3. УЛИЧНАЯ СЕТЬ
Сначала поговорим о том, какие улицы должны были стать главными городскими магистралями.
По сути это привычная нам улица Ново-Садовая. А вот чем дальше, тем больше:
Где-то на просторах Семейкинского шоссе. 1940-е годы
Так-так-так. Кто же заменит ликвидированное Московское шоссе?
Это почти современная улица Мичурина, только не заканчивающаяся у Ботанического сада. Далее следует главная ось города. Можете смело называть её магистралью Центральной:
Архитектурная, как видно на карте, более широкая, соединяет между собой административные центры сразу трёх районов. От неё до сей поры остались некоторые «следы». Во-первых, часть улицы Чернореченской с бульваром. Во-вторых, малоприметная улица с громким названием Центральная, что за автовокзалом. Вот как выглядела бы магистраль, проходящая по главной оси города, будь реализован план «Большой Куйбышев».
Так что нынешнему проспекту Карла Маркса уже в 1937-м было предначертано стать одной из главных транспортных артерий города. По диагонали от неё отходят Черновская и Смышляевская дороги, ныне известные нам как улица Гагарина и Антонова-Овсеенко, соответственно.
Без труда угадываются на карте и крупнейшие улицы, идущие перпендикулярно Волге. Но есть и существенные отличия. Так, одно из центральных мест на карте занимает улица Энтузиастов. Она соединяет нынешний Загородный парк и обширный парк второго района города, значительно усечённый вариант которого — нынешний парк Победы. Современная Революционная должна была не стыдливо оканчиваться в районе Скляренко, а гордо выходить непосредственно к Волге.
Наследница этой магистрали — нынешняя улица Промышленности.
4. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Не будем забывать, что на дворе были 1930-е годы. Промышленность, индустриализация, пятилетки — священные мантры для каждого советского человека. Поэтому неудивительно, что уже на первых страницах книги мы встречаемся с суровой реальностью того исторического момента:
Но самое интересное, это то, что планировалось построить:
Если бы этим планом суждено было сбыться, то Самара могла бы сейчас гордо именоваться Автоградом. Все промышленные предприятия, естественно, располагались на Безымянке и территории современного Юнгородка. В 1940 году план «Большой Куйбышев» был переработан с учётом текущей геополитической обстановки. На месте автотранспортных предприятий были запроектированы авиационные заводы.
При подготовке материала были использованы следующие источники и литература:
1) Большой Куйбышев: крат. излож. генерал. проекта реконструкции г. Куйбышева : материал к пленуму Куйбышев. гор. совета Р. К. и К. Д. / сост. Гордеев И., Каневский А., Кац С. Изд. Куйбышев. горсовета Р. К. и К. Д., 1937
2) А.К. Синельник: Градостроительная история Самарского края.
3) А.К. Синельник и В.А. Самогоров: Архитектура и градостроительство Самары в 1920-х — начала 1940-х годов.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте