АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ГРАНИЦЫ

История и достопримечательности Железнодорожного района Самары

 2 918

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы познакомим вас с последним участником нашего спецпроекта «Административные границы». Речь пойдет о Железнодорожном районе города. Он достаточно молод, но зато в его состав входит десяток кварталов старой Самары.

История образования

Прямого предка у Железнодорожного района нет. Можно, конечно, вспомнить Пролетарский район Куйбышева, по территории примерно совпадающий с ним, но тот был упразднен еще в 1956 году, раздав свои земли Самарскому и Советскому районам. Пройдет 14 лет и уже им придется выделить часть своей территории новому району города Куйбышева — Железнодорожному.


Название, к счастью, выбрали не абстрактно-советское, к числу которых можно отнести Пролетарский, а более тематическое — Железнодорожный. Ведь именно к этому новому району городу отошла территория станции «Куйбышев» вместе со всеми ее депо.

В отличие от Сталинского района, административное оформление которого растянулось аж на три года, Железнодорожный формировался быстро. 11 декабря в столице подписали соответствующий указ, а уже 22 декабря исполком городского Совета депутатов трудящихся установил его границы. От нынешних они практические не отличались.


20 сентября 1979 года вышло постановление Исполкома областного Совета народных депутатов «Об утверждении границ города Куйбышева».

По сути оно закрепляло уже сложившиеся к тому времени границы между районами. Однако по поводу Железнодорожного в документе есть приписка — «территория школы № 75, угол ул. Клинической и ул. Карла Маркса, временно остается в границах Железнодорожного района».

Это учебное заведение ныне именуется школой № 132 (Клиническая, 86) и находится на территории Ленинского района.

На карте мы отметили красным цветом первоначальные границы Железнодорожного района, синим — территорию, которую в 1979 году пришлось отдать Ленинскому району, а зеленым отмечены кварталы исторического центра, входящие в состав Железнодорожного района.

Тор-9 объектов культурного наследия

На территории Железнодорожного района расположены 22 объекта культурного наследия. Девять самых важных из них, на наш взгляд, представлены ниже.

Управление Самара-Златоустовской железной дороги
(Комсомольская площадь, 2/3)

Символ возрождения Самары после Гражданской войны и голода в Поволжье. Здание Управления железной дороги заняло 12 место из 128 в нашем чемпионате памятников архитектуры.

Церковь Михаила Архангела в поселке Запанской
(Новогородская, 1)

Храм освятили 13 ноября 1915 года. Он стал последним, построенным в Самаре перед революцией. В 1929 году церковь была закрыта. Подробнее о ее непростой истории вы можете прочесть статье об улице Новогородской, по которой церковь Михаила Архангела имеет адрес.

Больница купца Аржанова
(Никитинская, 2)

Прекрасный образчик смешения стилей: неоклассики, вновь входившей в моду в 1910-х годах, и рационального модерна. Подробнее о том, как купец Лаврентий Аржанов строил инфекционную больницу, читайте статье об улице Никитинской.

Спиртоводочный завод на улице Льва Толстого
(Льва Толстого, 131)

Это уважаемое предприятие открылось на улице Льва Толстого близ железнодорожного вокзала в 1895 году. До революции оно именовалось казенным спиртоочистительным заводом. В 1930-х годах — водочным.


К концу 1970-х годов это уже было Производственное объединение спиртовой и ликеро-водочной промышленности.

В XXI веке производственные мощности этого предприятия перенесли на улицу 22 Партсъезда, к реке Самаре. Бывшие заводские корпуса стали офисами, но внешний их вид был сохранен достаточно бережно.

Константиновская богадельня
(Спортивная, 11)

Будете на углу улиц Красноармейской и Спортивной — остановитесь и оглядитесь вокруг. Мало что напоминает здесь о дореволюционной Самаре. Кроме неприметного двухэтажного здания бежевого цвета.

Стоит оно тут с 1877 года! Подробнее об истории богадельни купца Ивана Константинова можно прочесть в статье об улице Спортивной.


Автор фото: Елена Вагнер

«Дом купца Дунаева»
(Арцыбушевская, 30)

Здание, в 1980-х годах спасенное от сноса молодыми куйбышевскими архитекторами. Его название мы взяли в кавычки, потому что архивных сведений о том, что этот дом принадлежал купцу Дунаеву, до настоящего момента не найдено.

О ходе спасения этого здания и том, как к неорусскому кирпичному стилю добавился советский модернизм, читайте в статье об улице Арцыбушевской.

Городское приходское училище № 36
(Неверова, 87)

Модерновая постройка известного архитектора — не самая ожидаемая вещь, если речь идет о поселке Запанской. Однако крупное трехэтажное здание именно в этом стиле возвел здесь в 1913 году архитектор Дмитрий Вернер.

С тех пор оно исправно служит делу образования, в том числе и высшего. Так, в позднесоветский период здесь работал Куйбышевский филиал заочного института советской торговли. А заодно и школа рабочей молодежи № 42.

Сейчас здесь учатся студенты-моряки Волжского государственного университета водного транспорта.


Автор фото: Елена Вагнер

Дом, в котором жил Глеб Кржижановский
(Локомотивное депо станции «Самара»)

Близкий соратник Ленина в 1902-1903 годах руководил самарским центром газеты «Искра». В ту пору Глеб Кржижановский работал на Самара-Златоустовской железной дороге в должности помощника начальника участка. Жил, соответственно, здесь же, на территории депо станции «Самара».

Жилой дом управления Самара-Златоустовской железной дороги
(Красноармейская, 117)

Хороший пример переходного этапа от архитектуры конструктивизма к сталинской неоклассике. Построен в 1935 году по проекту архитектора Петра Щербачева.

Первый год существования

В этой главе нашего повествования мы расскажем о том, что хорошего произошло на территории только что появившегося Железнодорожного района.

3 февраля 1971 года Куйбышевская железная дорога за досрочное выполнение заданий пятилетнего плана была награждена орденом Ленина.

5 марта принято в эксплуатацию здание Железнодорожного райкома КПСС на улице Льва Толстого, 115. Сейчас в этом здании находится институт инновационного развития СамГМУ.

16 апреля постановлением Совета министров РСФСР вагонному депо станции «Куйбышев» было присвоено имя братьев Кузнецовых. В октябре 1984 борцам первой русской революции был установлен памятник.

Автор фото: Алексей Авдейчев

В октябре 1971 года открылось новое здание клубов ДОСААФ (Аэродромная, 40). Это типовой проект. Аналогичная постройка — здание школы № 106, что на перекрестке улиц Физкультурной и Металлистов.


Из жилых домов, возведенных на территории Железнодорожного района в 1971 году, мы упомянем девятиэтажку с адресом Спортивная, 3.

Строился этот дом, как и его соседи, для куйбышевских железнодорожников. Но не все новоселы были довольны полученной жилплощадью, о чем можно прочесть в приведенной ниже газетной заметке.

Главные стройки

Теперь мы расскажем о главных стройках Железнодорожного района на момент его основания. Начнем, конечно же, с Дома молодежи или, как его официально именовали, межзональной школы ЦК ВЛКСМ.

Его строительство стартовало летом 1969 года. Возвести Дом молодежи планировали в течение двух лет.


Естественно, сроки были нарушены. Ввод в эксплуатацию первой очереди Дома молодежи — девятиэтажной гостиницы — состоялся лишь в марте 1976 года.  Окончательно же его достроили в конце 1977-го.

В 1979 году в Доме молодежи выступала группа «Аквариум», в 1990-х годах здесь проводили рок-фестиваль «Самый плохой».



1979 год.

А вот как выглядел Дом молодежи на рубеже 1990-х — 2000-х годов. О его комсомольском прошлом к тому моменту мало что напоминало.


Еще более ожидаемый горожанами объект — первый в Куйбышеве универсам. Его строительство началось в сентябре 1970 года.

Первых покупателей универсальный магазин № 1 на улице Революционной принял в январе 1973 года.


В начале 1970-х годов на территории Железнодорожного района строились и промышленные предприятия. Так, близ городского кладбища возводился корпус фабрики искусственных кож и пластмассовых изделий.

Строительство ее началось еще в конце 1960-х, а завершилось в 1973 году. До переезда на улицу Песчаную цеха кожгалантерейной фабрики были разбросаны по городу — один находился у Хлебной площади (Фрунзе, 17), другой в поселке Нижние Ямы (Авиационная, 30). Дирекция предприятия находилась на Галактионовской, 57.

Сейчас в здании фабрики работает офисный центр, в память о ее трудовом прошлом названный «Галант».

Статистика Железнодорожного района

По площади Железнодорожный район занимает предпоследнее место. Меньше него только Ленинский.

В 2018 году численность жителей Железнодорожного района оценивалось в 92,4 тыс. человек, в 2022-м уже в 90,1 тыс. Здесь нужно отметить, что тренд на снижение численности населения наблюдается в большинстве районов Самары, исключение составляют Октябрьский, Куйбышевский и Красноглинский районы.

А вот по плотности населения Железнодорожный занимает 2 место среди девяти районов нашего города. На одном квадратном километре его территории проживает около 5400 самарцев.

Номинации

В завершение нашего рассказа о Железнодорожном районе по традиции раздадим виртуальные награды главным его достопримечательностям в 10 номинациях.

Номинация «Очаг культуры» – театр «СамАрт» (Льва Толстого, 109).

Также напомним, что первоначально на месте нынешнего здания театра находился детский кинотеатр «Тимуровец», начавший работу в первой половине 1987 года.

Номинация «В ближайшее время»реконструкция кинотеатра «Россия» на улице Чернореченской. После ее завершения в здании откроется театр «Мастерская». Это должно произойти уже в 2024 году.

Номинация «Реновация общественного пространства»Крымская площадь.

Номинация «Учебное заведение» — колледж железнодорожного транспорта им. Буянова (Комсомольская площадь, 24).

Одно из старейших учебных заведений Самары. В 1879 году близ железнодорожного вокзала было открыто техническое училище «для приготовления учеников к различной технической службе на железной дороге». Именно в это училище в 1893 году безуспешно пытался поступить будущий классик советской живописи Кузьма Петров-Водкин.

Номинация «Спортивный объект» — спорткомплекс «Локомотив».

Номинация «Маршрут общественного транспорта» – автобус № 13 (поселок Шмидта — Губернский рынок).

90% трассы этого автобусного маршрута проходит по территории Железнодорожного района.

Номинация «Главная улица» — улица Тухачевского.

Наиболее протяженная улица, все здания которой находятся на территории Железнодорожного района.



Вид на дом № 253 по улице Тухачевского из сквера Первых Космонавтов.

Номинация «Креативный топоним»Богатырский тупик.

Номинация «Арт-Объект» — мозаичная скульптура «Голова витязя» в парке Щорса.


«Голова витязя», как и находящаяся неподалеку «Царевна-лягушка», были установлены в парке Щорса в 1986 году. В 2022-м скульптуры были восстановлены в рамках проекта «Надо сохранить».

Номинация «Архитектурная утрата» — дом культуры «Знамя» в поселке Толевый.

Автор фото Павел Пешков

Номинация «Утраченное предприятие»завод «Рейд» (Неверова, 39).

Ниже мы размещаем заметку из многотиражки «Рейда», рассказывающую об игровом автомате, произведенном этим предприятием.

О других районах Самары читайте в нашем спецпроекте «Административные границы».


Газетные заметки: Евгений Альмяшев
Архивные фото: Евгений Малинкин

Следите за нашими публикациями в Telegram наканале «Другой город» и ВКонтакте