,
Этим летом в полку краеведческой литературы о нашем городе прибыло. Большая (что немаловажно), недорогая (что мы очень ценим) да еще и на интересную тему — такую книгу нельзя не купить. Что я и сделал, а теперь намерен поделится самыми любопытными сведениями, которые я в ней отыскал.
Текст, взятый непосредственно из книги, в нашем материале будет выделен курсивом.
1. Вопрос происхождения
До сих пор остается дискуссионным вопрос этногенеза (происхождения) волго-уральских татар. На сей счет есть три основные версии.
Булгаро-татарская, согласно которой этнической основой татар являются булгары и тюркизированное местное финно-угорское население. Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) населения сформировались в период Волжской Булгарии (X-XIII веков), а в последующее время (периоды Золотой Орды, Казанского ханства и Русского государства) они претерпевали лишь незначительные изменения.
Тюрко-татарская, в ней в качестве ключевого момента этнической истории татарского народа рассматривается период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татарских, местных булгарских и кипчакских традиций сложились новая государственность, культура, литературный язык и татарское этнополитическое сознание.
Татаро-монгольская, она основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племен, которые, смешавшись с местными степными народами и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу нынешней татарской государственности и культуры.
2. Женский вопрос
Раз уж мы упомянули о Золотой Орде, давайте остановимся на одном из весьма любопытных аспектов ее социального устройства.
Совершенно особое положение по сравнению с другими странами Востока в Золотой Орде занимали женщины. В документах часто встречается слово хатун, т.е. женщина, жена, причем тем самым этому слову придается социальное значение. Ибн Батутта (известный арабский путешественник XIV века — прим.ред.) в своих заметках пишет: «В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в котором у них (у татар — прим.ред.) женщины. Они пользуются большим уважением, чем мужчины».
А аль-Омари (арабский историк XIV века — прим.ред.) отмечал следующее: «Право, мы не видели в наше время, чтобы женщина имела столько власти, сколько имела она, да и не слышали о подобном примере за близкое нам время…»
Особенно примечательны сведения о том, что одна из самых влиятельных ханш — по имени Тайдулла. Она имела право даже выдавать ярлыки русским митрополитам, в том числе в 1361 митрополиту Алексию.
Картина Якова Капкова «Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу»
3. Первые татарские купцы в Самаре
Первыми из татар торговые дороги в Самарский край проложили купцы из центральных губерний империи, в частности касимовские татары. Петр Паллас, посетивший наш край в 1769-1770 гг., в «Экономических заметках» писал: «Зимою собираются в Самару торгующие касимовские татары, которые наперед при Яике выменивают у киргизцев (казахов — прим.авт.) и калмыков мерлушки (густой, с крутыми завитками мех из шкуры ягненка в возрасте до 2 недель — прим.авт.) и сюда привозят, потом они разбирают оные, и находящиеся близ города калмыкам отдают выделывать и шить из них тулупы, а после сего отвозят в Москву и другие города».
4. Торговая персоналия
От времен экспедиции Палласа перемещаемся к столь любимому нами рубежу XIX-XX веков, когда Самара была хлебной житницей империи и «русским Чикаго». Среди многочисленных в ту пору купцов нашлось место и татарам, в частности известному «ломовику» (перевозчику крупногабаритных грузов) Махмуду Баишеву (1872-1943 гг.).
В раннем детстве его семья переехала в Самару из Кузнецка (Саратовской губернии). Отец держал ломовой обоз, выполняя функции перевозчика крупных грузов — хлеба, леса, стройматериалов. С 16 лет Махмуд Баишев, после смерти отца, продолжил его дело. Развитие бизнеса шло по принципу связанных производств. Карета, кузница, мастерские — обслуживали извоз. Склады, сеновалы служили местом хранения товаров, перевозимых с места на место.
Баишев освоил и инновационную для того времени нишу. Он в 1914 году стал владельцем второй в городе таксомоторной конторы, совершавшей маршруты «Троицкий рынок — Губернская больница (ныне — Пирогова)». Также Махмуд Баишев был заметным общественным деятелем. Он координировал строительство мечети на Оренбургском спуске (открыта в 1913 году), был гласным городской думы, активно поддерживал идею строительства трамвая и был в числе пассажиров его первого рейса. В годы Первой мировой войны Баишев был уполномоченным по делам турецких военнопленных на территории нашей губернии.
С 1899 по 1918 годы Махмуду Баишеву принадлежал дом на улице Дворянской (ныне — Куйбышева, 50).
5. Экономика должна быть экономной
Именно в Самаре в 1908 году стал издаваться первый в стране экономический журнал на татарском языке. Назывался он «Икътисад» (в переводе — «экономика»).
В перечне материалов журнала, помимо общих (экономика, промышленность, торговля), выделяются частные разделы (банковское дело, страхование, медицина). В особый раздел можно отнести статьи, посвященные религии. Регулярно, почти в каждом номере публиковались материалы под рубрикой «Дела самарские».
Редакция журнала располагалась в мечети на Казанской (Алексея Толстого, 61А), а вот типография — в Оренбурге, так как в нашем городе не было шрифтов на арабском языке. Редактор журнала Мухаммет Муртазин в 1911 году добился разрешения открыть неподалеку от мечети книжный магазин «для торговли русскими и иностранными книгами на разном языке». Дом по улице Венцека, в котором он находился, был разрушен в 1990-х годах.
В 1913 году по распоряжению правительства журнал был закрыт.
6. Живописная Россия
В книге приводится отрывок из сборника «Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Он вышел в Санкт-Петербурге в 1901 году и содержит весьма любопытные описания тогдашней жизни российских татар.
О женской красоте: «Татарки, красивые собой, также не редкость, но, к сожалению, многие из них портят свою красоту: густо намазывают лица белилами и румянами, сурмят брови и ресницы, чернят зубы и красят ногти».
О еде: «Питаются татары лучше не «только остальных поволжских инородцев, но и русских. Татарин — большой любитель поесть и на пищу тратит большую часть своего бюджета, чем его соседи других народностей; мясом он лакомится чаще своих соседей. <…> Очень любят белый хлеб, который покупают при малейшей возможности, и едят с чаем, до которого также больше охотники.
Татарским лакомством служит обыкновенное кухонное коровье масло, которое намазывают на хлеб и едят. При употреблении мяса требуется, чтобы животное было заколото непременно татарином; свинина татарам запрещена Кораном. Вино татарам также запрещено; зато разрешен „бальзам», под видом которого нередко идет обыкновенная водка; часто вино заменяется и пивом (кабацким), которое пришлось татарам особенно по вкусу».
О работе: «В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12—18 пудов. Но, в общем, татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему легкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани есть татары-миллионеры. Некоторые отрасли торговли в крае монополизированы татарами, как, например, торговля фруктами, скупка по деревням яиц, скупка в городах старья („шурум-бурум»). Не ограничиваясь торговлей на местах, татары отправляются даже в отхожие промыслы по торговой части: всем известны столичные скупщики старья („халат-халат») и ресторанные лакеи».
7. Советский Сабантуй
В 1927 году в губернском центре в первый (и последний) раз в советское время власти организовали Сабантуй. Он проходил на спортплощадке на углу улиц Советской (Куйбышева) и Красноармейской, где ныне находится Дом промышленности. Как вспоминали старожилы, особый успех на Сабантуе и других культурных мероприятиях имел инструментальный квартет Закира Уразгильдеева (две гармони, скрипка и мандолина)…
8. Семья героя
В самарской топонимике увековечено имя Героя Советского Союза Ольги (Лейлы) Санфировой, ее именем названа одна из улиц Октябрьского района, а у бывшего Дома молодежи ей установлен памятник. Но до недавнего времени было в нашем городе еще одно место, связанное со знаменитой летчицей.
Это был дом №47 по улице Рабочей, где в годы войны жила ее мать Александра Константиновна. Именно на этот адрес Лейла Санфирова посылала письма с фронта. Несмотря на то, что дом находился в мемориальной зоне дома-музея Ленина и являлся объектом культурного наследия, в 2009 году он был снесен.
9. Опиум для народа
В начале 1930-х годов обе самарские мечети — на улице Обороны и на Чкаловском спуске — были закрыты. После окончания Великой Отечественной войны, когда отношение к религии со стороны власти несколько смягчилось, мусульмане Куйбышева обратились в горисполком с просьбой о возвращении им здания на улице Обороны, где тогда размещался детский сад №55. Однако, они так и остались без ответа.
Община пыталась самовольно построить мечеть на земельном участке по Глухому переулку, №4 (ныне — Плотничный переулок в Постниковом овраге). Решением народного суда Ленинского района здание было снесено как незаконное.
Следующая попытка самовольного строительства мечети была предпринята на территории татарского кладбища и также оказалась безуспешной. В конце 1950-х годов мусульмане пытались получить в пользование здание, принадлежавшее ликеро-водочному заводу — Арцыбушевская, 23.
Не имея возможности построить/получить здание под мечеть, мусульмане Куйбышева (в 1940-1960-х годах) производили моления в частных домах, большей частью расположенных в татарской слободе, по обеим сторонам Молодогвардейской (от улицы Маяковского до Полевой).
Мусульманская община города была официально признана в 1967 году, тогда же у нее появился официальный молельный дом по адресу: Малый тупик, 127.
10. Великая битва
Последняя наша находка связана не с татарами, но с мусульманами. Как мы знаем, на территории Самарской губернии в 1391 году произошла одна из самых значимых битв Средневековья между Тимуром и Тохтамышем. Но оказывается, что пятью веками ранее наш край также мог быть ареной глобального противостояния двух сверхдержав.
VIII век был отмечен противостоянием Арабского халифата и Хазарского каганата, которые неоднократно воевали друг с другом. Одна из самых главных битв этого военного противостояния могла проходить на территории ни много ни мало Самары. Такое мнение высказывает археолог Дмитрий Сташенков, написавший одну из глав этой книги.
В 737 году состоялся поход арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда, будущего халифа, в центральные земли Хазарии. Несмотря на то, что в арабских источниках сохранились несколько упоминаний об этом событии, о точном направлении похода до сих пор ведутся споры. Часть исследователей считают, что ареной сражений служил бассейн реки Дон. А археологи и историки М.И.Артамонов, С.А.Плетнёва и С.Г.Кляшторный считали, что решающие события этой войны произошли на Волге.
В их трактовке события выглядят следующим образом. Собрав 150-тысячную армию, Мерван двинулся к хазарской столице ал-Бейла. Хазарский каган, с запозданием узнавший о начавшемся арабском походе, по левому берегу Волги двинулся на север для формирования армии из вассальных и союзных племен. Мерван отправился за ним в погоню по правому берегу, разорив территорию, занятую народом, который разные источники называют буртасами или сакалибами. <…>
Некоторое время обе армии шли параллельно друг другу. Наконец арабская армия переправились на другой берег Волги, где в крупном лесном массиве среди гор и долин уничтожила не ожидавшую нападения хазарскую армию. После этого кагану пришлось заключить мир с арабами, одним из условий которого являлось принятие каганом и его окружением ислама.
Если идти от низовий Волги, то первый крупный лесной массив, в котором 40-тысячная армия могла не заметить начавшейся переправы арабской армии, находится около современной Самары. Имеющимися в описании горами могут быть Сокские горы — отроги Жигулевских гор. Таким образом, поход Мервана вполне мог завершиться в районе Самары.
Читайте по теме:
— История мусульман Самары в одном таймлайне
— Самарский муфтий о том, что такое настоящий халяль
Обложка взята здесь.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»