губернская летопись
Самарская губерния в 1941 — 1945 годах: Куйбышев — запасная столица СССР, формирование кластера авиационных заводов, появление «Крыльев Советов»
979
,
Совсем скоро, в 2026 году, Самара будет отмечать двойной юбилей: 175 лет в статусе столицы губернии и 35 лет обратного переименования Куйбышева в Самару.
Этой публикацией «Другой город» продолжает спецпроект, в котором рассказывает о самых интересных событиях, происходивших в Самарской губернии и Куйбышевской области с 1851 года по сегодняшний день.
Отсчет мы ведем на советский манер — пятилетками. Структурируя таким образом историю Самары, мы поймем, как строился и развивался наш город и губерния. Сегодня на очереди временной отрезок с 1941 по 1945 год.
В статусе запасной столицы СССР
15 октября 1941 года Государственный комитет обороны (далее — ГКО) принял Постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы».
Согласно этому документу столица Советского Союза фактически переводилась в Куйбышев. В наш город были эвакуированы следующие органы государственного управления:
— часть аппарата ЦК ВКП(б) во главе с секретарём ЦК Андреем Андреевым;
— аппарат первого заместителя Председателя Совнаркома СССР Николая Вознесенского;
— Госплан СССР;
— Центральная комиссия по руководству связями тыла с фронтом;
— 15 наркоматов из 24 существованиях на тот момент, в том числе народные комиссариаты обороны, авиации, иностранных дел.
Также в Куйбышев были эвакуированы дипломатические миссии и иностранные журналисты.
Нужно отметить, что авторство термина «Запасная столица» применительно к Куйбышеву принадлежит американским журналистам. Первые его упоминания в Capital Times и Chicago Tribune датируются январем 1942 года.
В самарском краеведении термин укоренился во второй половине 1990-х годов. Впервые его использовал писатель Андрей Павлов в своей книге «Запасная столица».
Хронологические рамки пребывания Куйбышева в статусе запасной столицы СССР в большинстве исследований — с октября 1941 до августа 1943 года. Если первая дата связана с упомянутом нами постановлением ГКО, то вторая — с датой отъезда из нашего города дипломатических миссий.
За эти 22 месяца в Куйбышеве произошли несколько событий общегосударственного масштаба.
Военный парад на площади Куйбышева
7 ноября 1941 года в трех городах СССР — Москве, Куйбышеве и Воронеже — состоялись военные парады. В нашем городе он прошел на площади Куйбышева.
По количеству задействованных в нем войск парад можно было приравнять к небольшой армейской операции. В пешем и конном строю и с механизированной колонной в нём участвовало свыше 22 тысяч человек! Кроме того, только в нашем параде приняла участие авиация, а после военных по площади прошли трудящиеся города Куйбышева.
Стратегически важным было и то, что мощь Красной армии была продемонстрирована присутствующим на параде иностранным дипломатам.
Первое исполнение Седьмой (Ленинградской) симфонии
В наш город были эвакуированы и учреждения культуры. С октября 1941 по июль 1943 года в Куйбышеве работал московский Большой театр. Первый концерт, в котором приняли участие ведущие артисты, балет и хор, состоялся уже 13 ноября.
Он прошел во Дворце культуры имени Куйбышева (ныне — Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича).
Помимо этого артисты Большого театра часто выступали в воинских частях, госпиталях, заводских цехах, клубах и домах культуры, в колхозах области.
5 марта 1942 года во Дворце культуры им. Куйбышева состоялась премьера Седьмой симфонии, работу над которой композитор Дмитрий Шостакович начал еще в осажденном немцами Ленинграде.
Симфония была исполнена оркестром Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда.
Подземный Куйбышев
В 1941—43 годах в Куйбышеве велось строительство нескольких подземных объектов, которые принято именовать бункерами. Официально же это бомбогазоубежища.
Самый известный из них — бункер Сталина, он же Объект № 1, находящийся под бывшим зданием обкома партии (Фрунзе, 169). Сюда должна была перебазироваться Ставка Верховного главнокомандующего в случае захвата немцами Москвы.
Строительство бункера Сталина началось в ноябре 1941 года. 6 января 1943 года правительственная комиссия приняла Объект № 1 в эксплуатацию.
Второе крупное бомбогазоубежище — Объект № 2 — строилось неподалеку, под площадью им. Куйбышева. Его обиходное название — бункер Калинина. Он предназначался для размещения Генерального штаба Красной Армии.
Как свидетельствуют архивные документы, на строительстве Объекта № 1 и Объекта № 2 трудились 4100 работников Метростроя.
Куйбышев — одна из авиационных столиц страны
Как мы писали в прошлой части нашего спецпроекта, еще в 1940 году Куйбышев был определен как площадка для строительства трех авиационных заводов. На них планировалось выпускать бомбардировщики.
Однако в условиях войны планы были скорректированы: военно-воздушные силы РККА остро нуждались в штурмовиках.

«Волжская коммуна» 29 ноября 1941 года.
Их выпуск предстояло наладить в Куйбышеве. В годы Великой Отечественной войны в нашем городе было организовано 12 предприятий, подведомственных наркомату авиационной промышленности (далее — НКАП). Перечислим заводы, вносившие наибольший вклад в производство штурмовиков Ил-2.
Моторы для «летающих танков» собирали на эвакуированном из Москвы заводе №24 им. Фрунзе (ныне — ПАО «ОДК-Кузнецов»).
Бронекорпуса и элементы бронезащиты Ил-2 производились на заводе № 207 в поселке Мехзавод (АО «Салют»).
Винты для легендарного штурмовика изготавливал завод № 35 из города Ступино (АО «Авиаагрегат»).
Стрелковое и бомбардировочное вооружение для Илов выпускал эвакуированный из Киева завод № 454 (ЗАО «Завод аэродромного оборудования»).
Крыльевые пулеметы ШКАС производились на заводе № 525 (АО “Металлист-Самара”), относившемся к наркомату вооружения.
Ампульные бомбовые кассеты КМБ-2 для штурмовиков Ил-2 изготовлял завод № 145 им. Кирова (в 1990-е — СНТК им. Н. Д. Кузнецова). Он был размещен на площадке лаборатории Куйбышевского гидроузла в поселке Управленческий.
Винтовые и моторные подшипники для Ил-2 производили на эвакуированном из Москвы ГПЗ-1 наркомата среднего машиностроения. После эвакуации в наш город предприятие стало именоваться Куйбышевским подшипниковым заводом, а с 1946 года — ГПЗ-4.

Нормали (авиационный крепеж) и пневматическое оснащение для Ил-2 изготавливал эвакуированный из Москвы завод № 305 (ПАО “Гидроавтоматика”).
Сборка «летающих танков» проходила заводах-гигантах НКАП: № 1 им. Сталина (АО «РКЦ «Прогресс») и № 18 им. Ворошилова (АО «Авиакор-авиационный завод»).
Первые самолеты на самарской земле они выпустили 10 декабря 1941 года. Эвакуированный из Воронежа завода № 18 — штурмовик Ил-2, москвичи с завода № 1 — истребитель МиГ-3.
23 декабря 1941 года директора этих предприятий Борис Шенкман и Анатолий Третьяков получили телеграмму от Верховного главнокомандующего, в которой они подвергались суровой критике.
Приказ руководителя Государственного комитета обороны был исполнен. Всего за годы войны в Куйбышеве было выпущено 25153 штурмовика Ил-2, то есть 70% от общего числа произведенных в СССР «летающих танков».
Авиапромышленность СССР накануне и за годы Великой Отечественной войны (1939-1944)
Также в годы Великой Отечественной войны в Куйбышеве освоили выпуск нового штурмовика конструктора Ильюшина — Ил-10.
Новые крупные предприятия в этот период появились не только в Куйбышеве. Значительно увеличился промышленный потенциал Сызрани. В городе появились завод № 481 НКАП (ныне — ООО «Сельмаш») и локомобильный завод наркомата тяжелого машиностроения (АО «ТЯЖМАШ»).
Новые учебные заведения
Куйбышев буквально за два года — 1941 и 1942 — стал одной из авиационных столиц страны. Такое высокое звание должно было подкрепляться наличием специализированного вуза, который обеспечивал бы дюжину только что созданных авиазаводов Куйбышева инженерно-техническими кадрами.
17 июля 1942 года на основании постановления СНК СССР был издан приказ Всесоюзного комитета по делам высшей школы об открытии авиационного института Наркомата авиационной промышленности с контингентом учащихся в 1000 человек.
В августе — октябре проводился набор студентов и были организованы факультеты самолетостроения и авиационного моторостроения.
Новому вузу выделили бывшее здание планового института (Молодогвардейская, 151).
1 октября 1942 года здесь начались занятия. Тогда в Куйбышевском авиационном институте было 556 студентов. При этом аудиторные занятия начались только для 4-го курса, более молодые студенты были направлены на заводы, заготовку дров, сельскохозяйственные и другие работы.
В декабре у КуАИ появился первый директор. Им был назначен Федор Стебихин, до этого работавший начальником механического цеха авиазавода № 1 им. Сталина.
В 1943 году КуАИ выделили часть площадей в здании бывшей военно-медицинской академии (Ульяновская, 18). К этому моменту там работало проектное спецбюро НКАП и Всесоюзный НИИ авиационных материалов.
В 1944 году состоялся первый выпуск инженеров-технологов по самолетостроению (1 человек) и авиационному моторостроению (9 человек). Это были студенты, принятые в 1942 году сразу на старшие курсы. Одним из членов государственной экзаменационной комиссии был новый директор авиазавода № 1 Виктор Литвинов.
Скажем несколько слов и о других учебных заведениях Куйбышева военных лет. 5 сентября на базе ликвидированной военно-медицинской академии был организован медицинский институт. Эта дата считается вторым днем рождения нынешнего СамГМУ.
В декабре 1943 года был организован Куйбышевский индустриальный техникум (далее — КИТ). Под его размещение отдали здание школы на улице Луначарского, 12, где в 1941—42 годах работал эвакогоспиталь.

«Волжская коммуна» 24 декабря 1943 года.
В мае 1944 года состоялся первый выпуск молодых специалистов: технологов, механиков и электриков. В 1965-м техникум стал Куйбышевским индустриально-педагогическим (КИПТ). Сейчас это ПГК — Поволжский государственный колледж.
4 июня 1944 года в Куйбышеве было организовано Суворовское военное училище. Его учебный корпус разместился в бывшем здании реального училища (Алексея Толстого, 31 — 33), а административный — в особняке купца Сурошникова (Пионерская, 22).
Куйбышевского суворовское училище просуществовало до 1964 года.
Создание футбольного клуба «Крылья Советов»
Среди работников эвакуированных в Куйбышев авиационных заводов были и те, кто на профессиональном уровне занимался футболом и состоял в добровольном спортивном обществе «Крылья Советов».
В Москве имелся и клуб с аналогичным названием. Играла команда столичных авиаторов на стадионе «Крылья Советов» (проспект Будённого, 17а), построенном заводом № 24 им. Фрунзе.
После начала Великой Отечественной войны спортсменов ДСО «Крылья Советов» разбросало по разным городам. В частности, уже упомянутый моторостроительный завод № 24 оказался в Куйбышеве.
В марте 1942 года, когда немцы были отброшены от Москвы, ЦК профсоюза авиапромышленности начал попытки собрать спортсменов подведомственных ему ДСО в столице. В том числе и футболистов, 14 из которых к тому моменту работали в Куйбышеве.
Однако заместитель наркома авиационной промышленности Петр Дементьев 12 апреля вынес такую резолюцию:
Забегая немного вперед скажем, что упомянутые 14 футболистов к концу 1943 года все-таки вернулись в Москву.
Но это было уже не важно. К маю 1942-го в Куйбышеве уже было организовано собственное ДСО «Крылья Советов» и футбольная команда при нем. Для проведения матчей авиаторам отдали стадион «Спартак» и спортплощадки общества «Буревестник».
Нужно сказать, что самарские «Крылья Советов» при желании могут праздновать сразу три дня рождения.
3 мая 1942 года состоялся их первый матч. Тогда на стадионе «Локомотив» самарские железнодорожники — «команда капитана Иванова» — встретились с «командой капитана Карелина», представлявшей заводы НКАП. Еще не сыгранные авиаторы уступили со счетом 3:5.

10 октября 1943 года «Крылышки» сыграли свой первый матч в официальных всесоюзных соревнованиях. Тогда на стадионе «Буревестник» проходил мини-чемпионат центрального совета ДСО «Крылья Советов». Среди шести команд самарцы заняли второе место, уступив пальму первенства москвичам.
«Волжская коммуна» 22 октября 1943 года.
3 июня 1945 года команда, уже под официальным названием «Крылья Советов», провела первый матч в чемпионате страны, сыграв вничью 1:1 с командой «Торпедо» из Горького (ныне Нижний Новгород).
В первые годы существования «Крыльев Советов» команда была укомплектована игроками, попавшими в наш город вместе с эвакуированными предприятиями.
Первым местным футболистом, принятым в команду в мае 1942 года, был игрок куйбышевского «Спартака» Анатолий Дианов. Однако его пребывание в команде было недолгим. Спустя несколько месяцев он был призван в ряды Красной армии и погиб на фронте.
В 1943 году (по другим данным — в 1945) в «Крылья Советов» был приглашен молодой защитник клуба «Трактор» Виктор Мурзин, работавший фрезеровщиком на заводе им. Масленникова. В 1950 году он даже станет капитаном команды.
Также к играм за «Крылышки» привлекались футболисты «Локомотива» — вратарь Виктор Колпаков и защитник Александр Клюев. Но их участие в команде было не постоянным, так как оба работали машинистами поездов и часто надолго покидали город.
Победный 1945 год для «Крыльев Советов» был удачным. Среди 18 команд второй группы чемпионата СССР они уверенно заняли первое место и, как следствие, попали в высший дивизион.
Правда, в кубке они проиграли московским «Крыльям Советов» в 1/16 финала. О том, как самарцы отомстят столичным коллегам по авиационному ДСО, мы расскажем в следующем материале нашего спецпроекта.
Развитие общественного транспорта
Осенью 1941 года остро встал вопрос транспортной связи старой Самары и Безымянки, где разместилась львиная доля эвакуированных в Куйбышев предприятий. Многие их работники были расселены в историческом центре города.
Добраться оттуда на Безымянку было делом непростым. Трамвайной линии между ними не было, троллейбусного движения в 1941 в Куйбышеве еще не существовало. Количество курсирующих между центром города и Безымянкой автобусов было крайне незначительным.
Рабочие были вынуждены добираться до Безымянки на попутных поездах и железнодорожных составах. Это удавалось не всегда, из-за чего многие предпочитали ночевать прямо в цехах, чтобы не тратить время на долгую дорогу в центр города.
Нужно отметить, что строительство трамвайной линии от центра города до Безымянки начали еще в мае 1940-го. Открыть ее планировали в ноябре 1941 года.

«Волжская коммуна» 18 мая 1941 года
Летом недостроенная трамвайная линия перешла в ведение Управления особого строительства НКВД.
8 ноября 1941 года было открыто движение по маршруту № 3 – «Линдовский рынок – Безымянка».
Линдовский рынок находился в районе пересечения нынешних улиц Коммунистической и Московской. Основная часть маршрута трамвая № 3 проходила по Черновскому шоссе (ныне – улица Гагарина) и 2-й улице Безымянки (ныне – улица Победы).
Разворотная петля трамвая находилась на современной площади Кирова. В августе 1943 года появился маршрут № 8. Он курсировал от площади Кирова до кольца на Заводском шоссе (остановка «Юнгородок»).
В мае 1944 года было сдано эксплуатацию Кировское трамвайное депо (Физкультурная, 1б), которое стало обслуживать трамвайные маршруты №№ 3 и 8.
Окончательно решилась проблема транспортной доступности Безымянки в мае 1944 года, когда началось движение электричек от железнодорожного вокзала до платформы 139-й километр (ныне — Мирная). В том же году было введено в эксплуатацию моторвагонное депо «Безымянка».
Что любопытно, два региональных руководителя, присутствовавших на открытии электрифицированной линии Куйбышев — Безымянка, впоследствии дослужатся до министерских портфелей.
Первый секретарь обкома Василий Жаворонков в 1948 году станет министром торговли, а начальник Куйбышевской железной дороги Борис Бещев — министром путей сообщения.
Стало проще перемещаться и внутри исторического центра города. 6 ноября 1942 года был совершен первый пробный рейс троллейбуса № 1 – от железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до площади Революции.
4 декабря 1942 года эта троллейбусная линия была принята в постоянную эксплуатацию.
Город и область меняют границы
В годы Великой Отечественной войны были созданы три из нынешних девяти районов Самары.
На его территории оказались практически все заводы, относящиеся к наркомату авиационной промышленности. Но уже в июле 1942 года было решено, что Кировский район получился слишком крупным.
Летом 1943 года производилась переброска заключенных Безымянского исправительно-трудового лагеря на железнодорожную станцию «Кряж». Для дальнейшего возведения авиационных заводов Безымянки в апреле 1943-го был создан строительно-монтажный трест №11 .
Задачей же заключенных Безымянлага стало претворение в жизнь постановления ГКО «О строительстве импортных нефтеперерабатывающих заводов». Один из таких планировалось построить в Куйбышеве к 1 декабря 1944 года на базе оборудования, доставленного в СССР по ленд-лизу из Калифорнии.
Соответствующий указ Президиума Верховного совета СССР увидел свет 10 августа 1943 года.
Большие изменения произошли в административном устройстве Куйбышевской области. 19 января 1943 года была создана Ульяновская область. Ее территория состояла из 26 районов, 24 из которых достались ей от Куйбышевской области и два от Пензенской.
Таким образом, в начале 1943 года наш регион обрел границы, практически полностью совпадающие с нынешними. Разница состояла лишь в том, что районов тогда было больше. По состоянию на май 1945 года из было 36 против ныне существующих 27.
В завершение упомянем, что в годы Великой Отечественной войны в Куйбышевской области стало одним городом больше. Этот статус в 1944 году получил Кинель.
Мы благодарим за помощь в работе над этим материалом начальника отдела использования архивных документов СОГАСПИ Евгения Малинкина.
Газетные заметки предоставлены Евгением Альмяшевым.
Список литературы:
— Репинецкий А. И. Военная столица СССР. 1941—1943 гг.: очерки истории города Куйбышева в годы Великой Отечественной войны. — Самара, 2021.
— Курятников В.Н. На перекрестке мнений: Куйбышев в годы Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.) // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — Самара, 2024.
— КуАИ — СГАУ 1942 — 2002. — Самара, 2002.
— Тархов С.А. История самарского городского электрического транспорта. — Самара, 2005.
— Футбол-82. Справочник-календарь. — Куйбышева, 1982.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте