Куйбышевский подшипниковый завод (ГПЗ-4)

 201

Автор: Редакция

.


,

1 мая 2025 года на Аллее Трудовой Славы открылась выставка «Город Куйбышев. Трудовой подвиг», посвященная работе промышленных предприятий нашего города в период Великой Отечественной войны. Над ее созданием трудились в том числе и журналисты ДГ.

Мы хотим сделать материалы этой выставки доступными каждому горожанину и начинаем серию публикаций, посвященных работе куйбышевских заводов и фабрик в годы Великой Отечественной войны.


В годы первой пятилетки в Москве, на территории нынешнего Южнопортового района, началось строительство крупнейшего в стране завода по производству подшипников, сокращенно – ГПЗ-1. В 1932 году он выпустил первую продукцию.

В начале войны ГПЗ-1 стал одной из приоритетных целей летчиков Люфтваффе. Уже летом 1941 года московский завод-гигант стал готовиться к эвакуации.

Однако полностью перенести все мощности ГПЗ-1 в один город было невозможно. Столичные подшипниковцы были вынуждены переселиться в Поволжье (Куйбышев и Саратов), на Урал (Свердловск) и даже в Сибирь (Томск).

Среди этих новообразованных филиалов именно куйбышевский должен был стать основным поставщиком подшипников для оборонных заводов СССР.

Делегация ГПЗ-1 была отправлена в наш город 19 июля 1941 года. Ей предстояло найти площадку для размещения заводского оборудования. Москвичи побывали на Карбюраторном заводе (ныне — им. Тарасова), “Автотрактородетали” (позднее – завод клапанов), швейной фабрике на Хлебной площади. И даже на Жигулевском пивзаводе.

Ни одна из этих площадок не соответствовала требованиям. Председатель Куйбышевского обкома Михаил Канунников вспомнил о Линдовском военном городке в границах нынешних улиц Мичурина, Луначарского и Московского шоссе.

Конечно, тамошние казармы не были приспособлены для промышленного производства, но их было много, имелись также две столовые, баня и, что немаловажно, – водонасосный и канализационный коллекторы.

На противоположной от Линдовского городка стороне Московского шоссе находился гараж Куйбышевской конторы областного автоуправления, который делегация ГПЗ-1 присмотрела под размещение шарикового цеха.

Эвакуация оборудования из Москвы началась в сентябре 1941 года. Самые важные для производства станки отправлялись по железной дороге. Менее значимое оборудование — на баржах по Волге. На них грузили все, что могло пригодиться на новом месте, вплоть до батарей парового отопления.

Часть оборудования была сразу отправлена на Безымянку, на территорию завода запасных частей им. Куйбышева, позднее известного как ГПЗ-9.

Доставка грузов с берега Волги и с железнодорожного вокзала была крайне тяжелой. Много сил требовалось на превращение солдатских казарм в заводские цеха.

При 25-градусном морозе прокладывался электрический кабель к Самарской ГРЭС. Распределительную подстанцию организовали в бывшем здании гауптвахты.

А еще в цехах не было тепла. Ситуацию исправило строительство железнодорожной ветки. Она соединила Линдовский городок со станцией Сортировочной (ныне — Средневолжская). Ее длина составила 15 километров.

Именно по этой железнодорожной ветке в апреле 1942 года прибыли восемь списанных паровозов, топки которых отапливали завод на протяжении следующих шести лет.

Руководителем Куйбышевского подшипникового завода стал Яков Юсим, ранее руководивший ГПЗ-1.


21 ноября 1941 года в корпусе № 39 цеха шариковых подшипников были собраны первые 3000 подшипников. До конца года их было произведено 62 тысячи штук.

Подшипники, произведенные в Линдовском военном городке, стояли в авиационных моторах и винтах, в тяжелых танках КВ и легендарных Т-34.

23 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение заданий правительства по производству подшипников для нужд обороны» завод награжден орденом Ленина.

Весной 1946 года Куйбышевский подшипниковый завод был официально разделен на два предприятия: ГПЗ-4, что в Линдовском городке, и ГПЗ-9 на Безымянке.

Увы, оба они не сохранились до 2025 года. Но, у ГПЗ-4 остались потомки – ОАО «ЕПК Самара» (Мичурина, 98а) и ООО «Завод приборных подшипников» на 18 километре Московского шоссе.


Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте