,
В минувшее воскресенье мы совершили путешествие по самарским музеям, не обойдя стороной и несколько памятников архитектуры, а также неизведанных доселе локаций старой Самары. Тем, что увидели и услышали наши экскурсанты, мы делимся сегодня с вами, дорогие читатели.
Особняк купца Клодта (Куйбышева, 139)
Дом, который благодаря своим архитектурно-эстетическим достоинствам не теряется на главной улице купеческой Самары. Внутри особняк Клодта не менее прекрасен, чем снаружи. Правда, от первоначальных владельцев остался лишь один предмет интерьера — зеркало из венецианского стекла. Но, учитывая количество арендаторов, владевших особняком после революции, от редакции газеты и коммуналки до детского сада, это неудивительно.
В одной из комнат особняка Клодта собраны артефакты рубежа XIX-XX веков. Вещи, предметы быта и интерьера, которыми вполне могли пользоваться Иван Андреевич и члены его семьи. Как нам сказали по секрету, в конце декабря экспозиция здесь серьезно обновится. Пока же самый свежий экспонат — комод, украшенный мордами злобных сатиров.
В соседней комнате стоит его величество камин, выписанный по каталогу рижской фабрики «Цельм и Бем». Мужчины на центральном изразце — не абстрактные фигуры, это своего рода репродукция с картины Карла Людвига Беккера «Антон Фуггер сжигает долговые облигации Карла V в 1535 году».
Зеленый уголок особняка Клодта наполнен не только растениями, но и предметами дореволюционного быта. Здесь же фотография, на которой Иван Клодт хорошо проводит время в компании своего приятеля Александр Щербачева и двух пока не опознанных дам.
Также не будем забывать, что особняк Клодта — это не только памятник архитектуры, но и очаг культуры — Детская картинная галерея. Например, сейчас в ее стенах проходит выставка работ всероссийского конкурса детского рисунка «Все, что я люблю, или Давайте познакомимся». Сюжеты и стилистика работ различны, но ДГ как автора легендарных «Коткрыток» радует большой количество котов на картинах нашего подрастающего поколения.
А на следующем фото — лишь малая толика того, что творят юные самарцы на керамическом фронте. К слову, экспозиция находится в подвале особняка Клодта.
«Церковь с часами»
Один из самых таинственных храмов Самары неизменно привлекает внимание экскурсоводов и их подопечных. А за его реставрацией следят журналисты и блогеры. Так, в мае прошлого года были опубликованы фотографии «до» и «после», на которых прекрасно видно, что «Церковь с часами» уже не может так называться. Часов-то нет!
Впрочем, изучив немногочисленные снимки, прежде всего с Волги, можно понять, что современный облик колокольни хоть и менее эффектный, но более соответствующий первоначальному виду храма Казанской Пресвятой Богородицы старообрядцев австрийского («белокриницкого») согласия.
Откуда же, спросите меня вы, на колокольне появились часы? В 1980-х годах, когда в храме располагался клуб станкозавода, молодым куйбышевским архитекторам Макридину, Манзарову и Мишину предложили разработать проект его реконструкции. Колокольня к тому времени сильно пострадала от недавнего пожара, и, как итог, ее внешний вид был серьезно переработан. В том числе она обзавелась часами.
Тогда же родилась легенда о том, что храм использовался для тайных масонский собраний. Такую версию высказал архитектор Михаил Макридин еще в 1980-х годах в интервью одной из куйбышевских газет. На это, по его мнению, указывали некоторые элементы ее постройки. «Впрочем, это только мое предположение», — резюмировал зодчий. Но это предположение оказалось очень и очень живучим.
«Триумфальная арка» на улице Алексея Толстого
А вот и тот участок исторического центра, где еще не ступала наша нога. Да, за 4,5 года существования экскурсий от ДГ улица Алексея Толстого в промежутке от Льва Толстого до Ленинградской не была нами пройдена. Первая остановка здесь — рядом с «триумфальной аркой». Яркий пример победы элитного жилья над исторической застройкой дореволюционных окраин.
Задание для самых внимательных — отыскать эту арку в ее первозданном виде на фотографии справа.
Дом Осипа Полуэктова
Еще один пример навсегда утраченного. Слева — фотография рубежа XIX-XX веков, на которой запечатлен дом купца Осипа Корнеевича Полуэктова.
Как видите, от его резной красоты ничего не осталось. Биография Осипа Полуэктова тоже пока не изучена, а вся история дома умещается в один комментарий в ЖЖ.
Мы жили в квартире из двух комнат, одна из них — бывшая «буфетная», а вторая — часть обеденного зала. Вторую половину которого занимала одинокая руководительница изостудии Дворца пионеров. Прямо за этим «пищеблоком» продольный коридор делал зигзаг, открывая пространство с шикарного вида чугунной винтовой лестницей, шедшей наверх, в молельную. Еще целы были росписи стен гостиной маслом. Росписи являлись натюрмортами, представлявшими пищевую тематику. Разрезанный арбуз, фрукты в вазе, фазан на блюде и т.п. Высота потолка гостиной — 4,2 метра, периметр которого украшала добротная лепнина. Полы паркетные с центральной розеткой метра 2-3 в диаметре. Главные помещения здания обращены во двор, в сторону Волги, и, видимо, на момент постройки имелся и вид на неё. А летом 1953-го всех выселили во двор в имевшиеся у всех добротные сараи — дровяные кладовые и снесли все крышные конструкции, веранду с цветными витражами, и возвели дополнительный этаж коридорного, коммунального типа. Семье по комнате. Но тогда люди были рады и этому. Село переходило в город, город нуждался в трудовых ресурсах, а время строительства хрущевок ещё не наступило…»
«Жил в этом доме с зимы 1952-1953 до 1977 г., а родители до 1991-го. Пятилетним привез меня из детского сада старший брат, как оказалось, на «новую квартиру», в этот удивительный, сказочно красивый дом. Чуть сохранила память его первозданный вид со стеклянным цветным витражом веранды, располагавшейся за входной группой парадного входа.
Музей Русской императорской армии (Ленинградская, 23)
Наша следующая остановка — уже на улице Панской. Интересующий нас музей является частью галереи Nostalgie, в которой нашлось место и дореволюционным артефактам, и современному искусству.
Что же касается Музея Русской императорской армии, то есть две хорошие новости. Первая — его коллекция регулярно пополняется. Вторая — в музее есть возможность примерить на себя головные уборы лихих кавалеристов, а также подержать в руках их оружие. И запечатлеть себя в таком виде на фото.
А теперь мы дадим слово создателю — коллекционеру Андрею Болдыреву. Вот его выступление на открытии Музея Русской императорской армии.
А на его ютуб-канале вы можете найти видео-ролики, посвященные отдельным мундирам, представленным в экспозиции музея.
Публичная библиотека (Куйбышева, 95)
Мы вновь вернулись на улицу Дворянскую, чтобы посетить дом купца Христензена. История его была непроста и полна разнообразными событиями. Блистал здесь широтой ассортимента Сарептский магазин, заглядывали в Александровскую публичную библиотеку Горький и Ленин, после революции в доме успели пожить банковские работники и военные.
Сейчас обо всем этом напоминают музейные комнаты. Дореволюционная, где находятся экспонаты времен Самары купеческой. Мой фаворит — коробок спичек фабрики «Олень». Все потому, что он имеет отношение к милой моему сердцу теме «еврейской Самары», так как до революции фабрика принадлежала казенному раввину иудейской общины города Льву Зелихману и называлась «Волга».
Следующая остановка — музейная комната советского периода. Смотрит на нас со стены дедушка Ленин, готово в любой момент взвиться красное знамя, а на столе ждет своего читателя собрание сочинений товарища Сталина.
Завершилась наша экскурсия розыгрышем призов: изданий из золотого фонда краеведческой литературы и сертификатов на скиду от Domino’s Pizza.
ДГ благодарит Марину Шлыкову за предоставленные для розыгрыша книги.
Фото: Елены Вагнер
Еще больше фото с нашей экскурсии ищите здесь.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте