ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

ГПЗ-9: карта заводских корпусов и 35 фотографий с территории старейшего предприятия Безымянки

 4 121

Автор: Редакция

.




,

«Другой город» продолжает рассказывать историю 9-го государственного подшипникового завода. Сегодня мы посмотрим, как выглядело это предприятие изнутри.

Начнем мы с подборки фотографий из архивного дела под названием «Справка о работе по внедрению научной организации труда и производства на ГПЗ-9 им. В.В. Куйбышева».

Снимки сделаны в 1965—1966 годах. На первом из них — общий вид сборочного конвейера с автоматами ЛШ-10 для сборки и опрессовки массовых подшипников.



Одна из поточных линий по производству сепараторов для конических подшипников.

Механизированное устройство к прессу, которое обеспечивает автоматическую подачу колец на пресс для клеймения и удаления из-под пресса заклейменных колец. Это устройство позволило значительно повысить производительность и улучшить условия труда.



В середине 1960-х годов на ГПЗ-9 была разработана новая кассетная система транспортировки заготовок колец из кузнечного цеха в токарные цеха и промежуточные склады.

На следующем фото показана существовавшая до этого система хранения поковок на промежуточном складе.


Для транспортировки колец в обрабатывающие цеха их приходилось вручную укладывать в электрокары, а затем вручную же сгружать и укладывать в штабеля в цехе.

Теперь же поковки стали поступать в цеха на электрокарах в мерных кассетах. Там они разгружались мостовым краном и устанавливались рядами в три яруса. 
Таким образом, вся работа по транспортировке около 300 тонн заготовок колец в сутки из цеха в цех стала производится без применения ручного труда.

1966 год был примечателен для ГПЗ-9 тем, что в декабре вышел на проектную мощность цех-автомат (корпус №7). Там на автоматическом цикле работало 24 линии.

На следующем фото — внутреннее убранство корпуса № 5.

Цех прецизионных подшипников ГПЗ-9.

Ниже представлена структурная схема отдела научной организации труда и производства ГПЗ-9 им. В.В. Куйбышева.

За предоставленные фотографии мы благодарим начальника отдела использования архивных документов Областного архива социально-политической истории Евгения Малинкина.

А теперь посмотрим, как выглядел уже не ГПЗ-9, а Самарский подшипниковый завод в 2010-х годах.

Эти фотографии предоставила нам Ольга Огнева, работавшая главным редактором газеты Самарского подшипникового завода и смотрителем музея этого предприятия с 2008 по 2018 год.

Автоматно-токарный цех (АТЦ) в корпусе № 7

Заготовительный цех

Кузнечный цех

Литейный цех

Цех сверхкрупногабаритных подшипников

Цех точных (прецизионных) подшипников

Часовня Александра Невского и памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны заводчанам

Мы составили карту заводской территории, отметив на ней наиболее значимые корпуса и цеха. 

Оранжевым цветом обозначены здания и сооружения, сохранившиеся до наших дней, красным — те, что недавно пострадали в пожарах, черным — уже снесенные .

Неоценимую помощь в создании этой карты нам оказали бывший исполнительный директор Самарского подшипникового завода Владимир Александрович Николаев и врио руководителя УГООКН Иван Сергеевич Стафеев.

Еще больше материалов о значимых предприятиях нашего города читайте в спецпроекте «Промышленное наследие».

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте