ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

История КИНАПа: предки завода родом из старой Самары, переезд на берег Волги и производство уникальных киноаппаратов

 7 066

Автор: Андрей Артёмов

.




,

Сегодня мы начнем рассказ о предприятии, которое в этом году могло бы праздновать свой вековой юбилей. Речь пойдет о заводе киноаппаратуры, аббревиатурное название которого — КИНАП — известно каждому самарцу.

И пусть официальной датой его рождения считается 1923 год, промышленная биография места, на котором располагалось это предприятие, началась еще в дореволюционные времена.

Еще в 1887 году купцы Зворыкины построили на берегу Волги паровую мельницу, которую спустя несколько лет у них купил самарский купец Алексей Шадрин. На приведенной ниже фотографии второй половины 1930-х годов она находится слева.

В правой части кадра можно видеть винокуренно-дрожжевой завод «Торгового дома А. Афанасьева с сыновьями», построенный в 1905 году.


Однако два этих уважаемых предприятия времен Самары купеческой не являются прямыми предками завода КИНАП. Его родителей мы отыщем непосредственно в историческом центре города.

Отцом КИНАПа мы будем считать открытую в 1910 году на перекрестке улиц Самарской и Почтовой фабрику жестяных изделий. Принадлежала она оренбургскому купцу 1-й гильдии Гидалию Ароновичу Зимину. На первых порах на фабрике трудилось около 250 рабочих.

В годы Первой мировой войны предприятие именовалось Самарским металло-штамповочным механическим заводом П.П. Зеленова и Г.А. Зимина. Здесь изготавливали ручные гранаты.

После подписания декрета о мире на бывшей фабрике Зимина стали налаживать производство ламповых горелок, были закуплены специальные станки. Но Гражданская война поставило крест на этих начинаниях.

Вплоть до весны 1923 года бывшая фабрика Зимина бездействовала. В конце апреля группа безработных пролетариев-металлистов обратилась на биржу труда с предложением создать производственную артель.

Их предложение было принято. Инициаторам создания артели дали карт-бланш: они могли сами выбрать предприятие из числа бездействующих, дабы запустить там производство. Их выбор пал на металлический завод № 5. Такое название к 1923 году носила бывшая фабрика Зимина.


В мае 1923 года правление Самарского губернского союза металлистов утвердило устав артели, а Губсовнархоз передал металлический завод новым хозяевам. Количество их было невелико — 8 мужчин и 8 женщин.

Первой продукцией, которую выпускала бывшая фабрика Зимина, были коробочки для крема и уже упомянутые нами ламповые горелки. Нужно ли говорить, что с сырьем для их производства сразу же возникли проблемы.

Работники будущего КИНАПа нашли выход. У военного ведомства было закуплено 25 тонн стреляных гильз. На заводе их разрезали, распрямляли и доводили до необходимой толщины.

Белая жесть для корпуса лампы закупалась в «Металлсбыте» в виде консервных банок. Их приобрели полмиллиона штук. Родом эта жесть была из США — в этих консервных банках в годы голода в Поволжье американская организация APA привозила сгущенку.

Начало своей истории металлический завод № 5, а позднее и его прямой потомок — КИНАП отсчитывают с 1 июня 1923 года. К концу месяца на предприятии трудилось уже 37 человек: токари, слесари, штамповщицы, паяльщицы и сборщицы.

Газета «Коммуна» радостно сообщала: «К 5 июля будет изготовлена первая партия горелок в количестве десяти тысяч штук, качеством не отличающихся от горелок лампы довоенного времени».

Спрос на это изделие был велик и среди горожан, и в особенности среди сельских жителей. Заказов было много, а с ними росло и количество работников предприятия. В октябре 1923 года их было уже 150. В декабре того же года Самару посетил всесоюзный староста Михаил Калинин. Особое внимание во время визита он уделил местным металлистам.

В память о том приезде знаменитого партийца с февраля 1924 года предприятие стало именоваться фабрикой металлических штамповочных изделий им. М.И. Калинина.



Из путеводителя справочник «Вся Самара и губерния на 1926 год»

В апреле 1924 года на заводе была упразднена должность председателя правления. Занимавший ее Федор Васильевич Казанкин стал директором предприятия.

Завод им. Калинина в то время состоял из двух частей — собственно металлического завода № 5 (бывший завод Зимина) и его филиала — штамповочной фабрики № 3.

Последняя имела адрес Набережная, 143. Т.е. находилась на нынешней улице Максима Горького в районе спуска по улице Льва Толстого. Занимала фабрика № 3 здание бывшего маслобойного завода.


Газетная заметка от 16 мая 1926 года, рассказывающая о борьбе работников фабрики № 3 с половодьем.

Штамповочная фабрика № 3 в 1925 году изготовляла 25 видов продукции, в том числе луженые половники, кружки, сковороды, ведра, бидоны, чайники, лопаты и т.д. Впрочем, в сентябре 1927 года ее передали в ведение Средневолжского машиностроительного завода № 1 (будущий СВСЗ). Металлический завод № 5 продолжил работу в одиночестве.

Нужно отметить, что в тот период предприятие переживало непростые времена, связанные с кризисом сбыта продукции. Руководство предприятия стремилось выпускать как можно больше тех самых газовых горелок, не уделяя внимания улучшению их качества и снижению себестоимости. Склады завода в итоге были заполнены нереализованной продукцией.

С апреля 1927 по апрель 1928 года завод № 5 был законсервирован, число рабочих сократилось до 50 человек. В этот же период велся поиск новой флагманской продукции, которая стала бы так же востребована, как керосиновые горелки пятью годами ранее.

Ею стал ветровой фонарь «Красный факел».  Спрос на это изделие был велик. По цене самарский «Красный факел» был значительно дешевле ветрового фонаря «Летучая мышь», выпускаемого концессионным акционерным обществом «Ян Серковский». К октябрю 1928 года работников на заводе № 5 стало уже 250 человек.

В июле 1929 года на предприятии стали выпускать «коробки». За этим названием скрывался вид продукции, с котором у большинства самарцев и ассоциируется завод КИНАП.

«Коробка» — одна из составных частей противогаза. Для их производства был создан электросварочный цех, т.к. требовалась уже не пайка швов «коробки» как раньше, а их сварка.

Освоение новых видов продукции позитивно сказалось на загруженности предприятия и количестве его работников.

По материнской линии

Одновременно с заводом им. Калинина в старой Самаре существовало еще одно предприятие, напрямую связанное с будущим КИНАПом. Датой его рождения тоже был 1923 год.

В июне в Самаре создали механическую мастерскую по ремонту киноаппаратуры, которая входила в состав Самара-Туркестанского отделения «Госкино».

Один из трех первых ее работников Иван Салдусов вспоминал: «Она помещалась в нижнем этаже кинотеатра «Художественный» и мало чем отличалась от мастерской кустаря. Лишь позднее был приобретен у частника старый токарный станок, который и привезли в мастерскую на салазках».

В мастерской ремонтировали и собирали узлы киноаппаратуры из запасных частей, привозимых из Одессы, а затем уже и произведенных в Самаре.

Фильмов в стране снималось все больше, популярность кино росла, а вместе с ней и спрос на передвижную киноаппаратуру, благодаря которой важнейшее из искусств могло добраться до самых отдаленных районов губернии.

Кинопередвижки закупались за рубежом, в Германии, марки «Крупп-Эрнеман». Главной задачей Самарской мастерской «Госкино» стала разработка и производство отечественного ее аналога.

Иван Салдусов вспоминает: «В 1925 году в мастерской работало уже 15 человек. Мы делали не только простейшие детали для кинопередвижек, но и начали собирать головки киноаппаратов и передвижные электростанции для сельских клубов.»

В конце 1925 года газета «Коммуна» писала о продукции будущего КИНАПа: «По своей дешевизне и приспособленности к деревне она занимает первое место в ряду других передвижек».

К 1 мая 1926 года были выпущены первые восемь киноаппаратов полностью из запчастей отечественного производства. В июле следующего года мастерская переехала в более просторное помещение — бывшую экипажную мастерскую на улице Комсомольской.

Станочный парк был уже солидный: 12 токарных, несколько сверлильных, шлифовальный и фрезерный станки, а также пресс «Муравей». К слову, в те годы центральное правление «Совкино» планировало закрыть мастерскую в Самаре и передать все ее оборудование в Ленинград. Но нашим землякам удалось отстоять свое предприятие.

В 1930 году мастерские «Союзкино» взялись за изготовление еще одного вида продукции — роликовых подшипников для тракторов.

С 1931 года уже начался их серийный выпуск. В мае того же года мастерские «Союзкино» были преобразованы в самостоятельный завод.

Однако имеющиеся помещения бывшей экипажной мастерской не позволяли развернуть производство на полную мощь.

Новое десятилетие

В начале нового десятилетия случилось эпохальное событие — завод № 5 переехал из здания бывшей фабрики Зимина на мельницу купца Шадрина, которая тогда именовалась «Пролетаркой».

Переезд завершился в июле 1931 года. В корпусах на углу Самарской и Рабочей завод № 5 заменил швейный цех трикотажной фабрики.

В том же направлении, на нынешнюю улицу Лесную в декабре 1931 года переместился и завод «Союзкино». Ему отвели бывший дрожжевой завод Афанасьева.

В сентябре 1932 года завод «Союзкино» начал освоение производства кинопередвижек системы братьев Егоровых. Велись и собственные разработки, в которых принимали участие специалисты из Москвы, Ленинграда и даже иностранные спецы.

В многотиражке завода КИНАП описывается такой курьезный случай:

«На заводе работал иностранец, то ли немец, то ли англичанин, выдававший себя за спеца в области конструирования кинопередвижек. Ему отвели небольшую мастерскую, выделили рабочих, и он несколько месяцев что-то творил.

Когда же произведение его творчества было представлено на всеобщее обозрение, то присутствующие не могли удержаться от хохота. Перед нами стояло нечто похожее на старомодный рыдван, но никак не на портативную кинопередвижку.

Потерпев полный крах на ниве творчества, иностранец предложил свои услуги в качестве автомеханика. Но, наученные горьким опытом, заводчане отклонили его услуги».

13 октября следующего года Средневолжский крайисполком постановил объединить завод № 5 «Металлоштамп» с заводом «Киноаппаратура».

Объединенное предприятие было отдано в ведение «Киномехпрома» и получило название  Самарский завод киноаппаратуры, т.е. КИНАП. Число его работников достигло 1500 человек.

В июне 1933 года крайисполком включил реконструкцию предприятия в список ударных строек пятилетки. На новом месте начали обустройство кузнечного, малярного и термического цехов.

В начале 1935 года самарский завод КИНАП первым в стране выпустил аппарат с пальцевой системой подачи киноленты.

До этого такой прибор производился только во Франции и был плох тем, что развивал большую скорость, что быстро изнашивало пленку. Этот недостаток был исправлен мастерами экспериментального цеха завода КИНАП.


Из путеводителя по Куйбышеву 1936 года.

Это был большой успех предприятия. Оно смогло вновь поднять свое реноме после некоторых проволочек в выпуске упомянутой выше кинопередвижки братьев Егоровых.

Помимо кинопередвижек завод КИНАП в 1935—1936 годах освоил производство копировальной машины КАН-1 и оборудования для нее, трансформаторов-реостатов, фотокассет и фильмостатов.

Естественно, производились и товары народного потребления, т.е. ширпотреб: умывальники, чайники, сковородки, масленки, фляги и мыльницы.

Летом 1936 года на территории завода КИНАП была построена новая столовая. Вот ее фотография, хранящаяся в фондах музея им. Алабина.

По воспоминанию Валентины Павловны Федоровой, проработавшей на заводе КИНАП 48 лет, это здание было многофункциональным:

«Я жила между улицей Челюскинцев и Рабочим проспектом, в районе школы № 16. И на завод я шла как раз по Челюскинцев. В 7.45 звенела сирена, и все быстрее бежали, чтобы успеть на проходную.

Когда я только устроилась на завод, был деревянный забор и спуск к проходной. Рядом с заводом стояло здание. С одной стороны – общежитие, с другой – столовая и здравпункт. А в пристрое к нему – клуб КИНАПа».

Переход в другое ведомство

Разрыв завода КИНАП с его первой флагманской продукцией — киноаппаратурой — произошел в августе 1939 года. Тогда он был переведен в ведение Народного Комиссариата химической промышленности. Теперь предприятие именовалось Государственным заводом № 13 первого Главного Управления НКХМ СССР.

Производственная программа по специальному цеху № 1, где производили те самые «коробки», была увеличена в два раза. А окончательное сворачивание выпуска кинопродукции было намечено на март 1940 года.

Область культуры была для КИНАПа потеряна, ее место заняло сельское хозяйство. На заводе стали изготавливать запасные части — втулки и пальцы для тракторов.

В 1939—1940 годах постепенно производилась реконструкция КИНАПа, на которую было отпущено почти 8 миллионов рублей.

В апреле 1941 года кинаповцы готовились к выпуску новой мирной продукции — керогаза. Более технологичного, по сравнению с примусом и керосиновой лампой, устройства.

Но спустя уже пару месяцев все мысли о мирной продукции ушли на второй план. Началась Великая Отечественная война, в годы которой кинаповцы не только внесли свой вклад в обороноспособность страны, но и облегчили быт жителей тылового Куйбышева.

Продолжение следует…


Другие материалы спецпроекта «Промышленное наследие» читайте здесь.

Мы благодарим за помощь в работе над созданием этого материала:

— краеведа Евгения Альмяшева,
— краеведа Марину Шлыкову и сообщество «Вот такая Самара»,
— сотрудников Самарского областного историко-краеведческого музея имени Петра Алабина.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте