Что известно об авиакатастрофе с участием самолета Як-52

 2 371

Автор: Антон Черепок

25 июля в Самарской области разбился самолет Як-52. Инструктор и спортсмен, совершавшие учебно-тренировочный полет, погибли.

Видео было снято пользователем «ВКонтакте» Машенькой Натаровой.

Первые сообщения в СМИ о катастрофе появились примерно через час после падения.

25 июля 2015 в 15:28 Интерфакс сообщил о падении самолета Як-52 в Самарской области на огород. На тот момент сведений о погибших не поступало.

На следующий день старший помощник приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова сообщила корреспондентам Интерфакса о том, что вероятной причиной катастрофы послужила ошибка пилота, поскольку самолет упал во время выполнения фигур высшего пилотажа. Стало известно, что самолет вылетел с аэродрома Бобровка за 20 минут до катастрофы. Пилоты перед вылетом прошли медицинский осмотр.

26 июля Агентство Бизнес Новостей сообщило о том, что расследование будет вестись военной прокуратурой, так как оба пилота числились в школе ДОСААФ.

Что известно на данный момент

Катастрофа случилась в субботу в 13:39 по московскому времени в Нефтегорском районе Самарской области близ населенного пункта Утевка. Учебно-тренировочный самолет Як-52 упал на огород частного домовладения.

В результате крушения погиб пилот С.П. Балабаев 1963 года рождения и инструктор М.Д. Козлов 1972 года рождения. Как выяснилось позже, одним из погибших оказался главный конструктор самарского завода «Авиаагрегат» Михаил Козлов.

Фото: ГУ МЧС по Самарской области
Фото: ГУ МЧС по Самарской области

По мнению приволжской транспортной прокуратуры, катастрофа произошла по вине одного из пилотов. Это связано с тем, что самолет перед падением выполнял одну из фигур высшего пилотажа, а именно «петлю Нестерова», или «мертвую петлю».

По данным регионального МЧС, на земле жертв и разрушений в результате происшествия нет.

Что из себя представляет Як-52

Спортивно-тренировочный самолет Як-52 разработан в опытно-конструкторском бюро имени Александра Яковлева в 1974 году на базе пилотажного самолета Як-50 под руководством конструктора Вячеслава Кондратьева. Особенностью новой модели была, в частности, заново спроектированная топливная система, позволявшая совершать длительный перевернутый полет и выполнять фигуры высшего пилотажа с отрицательными перегрузками. Самолет оборудован двумя кабинами: передней — для обучаемого летчика и задней — для летчика-инструктора. При необходимости полеты может выполнять один летчик из первой кабины.

Як-52 предназначен для обучения летчиков в школах гражданской авиации и тренировки летного состава. Считается, что это единственный в мире учебно-тренировочный спортивно-пилотажный самолет, позволяющий обучить летчика «с нуля» и довести его до уровня мастера спорта по высшему пилотажу.

Какие ещё были авиакатастрофы с участием Як-52

Авиакатастрофа под Утевкой стала третьей за последние 10 лет катастрофой, произошедшей при участии Як-52, по данным сайта www.airdisaster.ru.

Катастрофа Як-52 ДОСААФ в районе а/д Калачево

19 сентября 2014 года в ходе тренировочного полета в рамках подготовки к планируемому в Челябинске чемпионату России по самолетному спорту на высоте около 1500 метров при выполнении фигуры высшего пилотажа «переворот на горке с углом 45°» в верхней точке произошел срыв в штопор. Самолет столкнулся с землей в 2 км от КТА и разрушился. Пилот Ирик Сайфутдинов погиб.

Катастрофа Як-52 Алданского АТСК ДОССАФ Саха (Якутия)

18 августа 2013 года пилот Алексей Сартаков выполнял показательный полет во время проходившего в районе Томмота фестиваля «Берег дружбы». При демонстрации пилотажных фигур над акваторией реки Алдан самолет перешел в сваливание на низкой высоте. После удара о воду его выбросило на каменистый берег. Самолет полностью разрушился, летчик погиб. Два человека, находившихся на берегу в непосредственной близости от места падения самолета, получили ранения.