,
Когда сходятся то самое число и тот самый день недели, наступает время страшных историй! К сожалению, судьба нашего города ими полна. Мы отобрали из них 6 наиболее, на наш взгляд, интересных.
СГОРЕВШИЙ АКТЁР
21 января 1911 года в городском театре шла пьеса-сказка Евгения Чирикова «Лесные тайны», стилизованная в духе мистериальных действ.
Артист Нератов, игравший Лешего, закуривая папиросу, уронил спичку на разбросанные на сцене листья, которые быстро воспламенились. Артист нагнулся, чтобы потушить огонь, и на нём загорелась одежда. На помощь к нему бросился игравший Фавна артист Мамонтов. И ему удалось это сделать, но в этот момент загорелся его собственный костюм (по другой версии, бутафорская борода), и пламя быстро охватило артиста. В партере началась паника. Опасаясь, что загорятся декорации и начнётся пожар, многие, давя друг друга, бросились бежать по узкому проходу. А Мамонтов, стараясь уйти подальше от декораций, страдая от сильнейших ожогов, с огромным трудом добрался до своей гримёрной. За кулисами в это время был Н.И. Собольщиков-Самарин. Увидев горящего, словно факел, Мамонтова, он схватил свою шубу и с помощью подоспевших актёров и сотрудников потушил огонь. Спектакль пришлось отменить. Артист Виктор Мамонтов с ожогами был помещён в Плешановскую больницу.
«Артист Мамонтов, обгоревший в театре, умер, не перенеся полученных ожогов», — так скупо прокомментировали в официальном издании городской управы итог этой трагедии. Город был потрясён. Похороны трагически погибшего «артиста и героя» состоялись в субботу, 5 февраля, на Всехсвятском кладбище при большом стечении народа. Некоторые очевидцы определяли число участников в 7000 человек. Похороны были настолько многолюдны, что вызвали конную полицию, дабы развеять толпу, — боялись Ходынки…
Читайте по теме:
— 104 года назад актёр погиб в результате пожара в городском театре
— Театральная «Прогулка со смыслом» от ДГ
СТАДИОН НА КОСТЯХ
Принято считать, что львиная доля самарских стадионов, по давней коммунистической традиции, построена на месте кладбищ. Взять, к примеру, «Динамо». Да, действительно, он стоит на месте погоста, но вот только судьба этой территории куда более насыщена, нежели связка «кладбище — стадион».
Хронология развития событий такова:
— 1870-е — 1920-е годы — на месте кладбища был разбит сад, названный Покровским в честь близлежащей церкви.
— 1920-е — 1940-е годы — сад был частично вырублен и на его месте разместился Детский парк (он же — парк Дошкольников).
— В годы Великой Отечественной здесь размещалась зенитная батарея.
— 1945-1948 годы — силами пленных немцев был построен стадион «Динамо».
Читайте по теме:
— 8 загробных мест Самары: чьи дома стоят на старых могилах
ГОЛОД В ПОВОЛЖЬЕ 1921-1922 ГОДОВ
Голод в Поволжье 1921-1922 годов — без преувеличения, самая масштабная трагедия в истории Самарской губернии, которая, к сожалению, оказалась в самом её эпицентре. Общее число погибших во время голода в Поволжье оценивается в 5 миллионов человек…
<… Село Ивановка. Одна из гражданок вместе со своими детьми стали употреблять в пищу труп своего мужа. Когда стали отбирать у них труп, то вся семья уцепилась за половину съеденного трупа, не давая его и крича: «Не отдадим, съедим сами, он наш собственный, этого у нас никто не имеет права отбирать». Труп с большими усилиями удалось отобрать и похоронить. …>
<… В селе Пестравка — двумя женщинами утащен с кладбища труп мужчины. Изрублен на куски, голова опалена и сварена на холодное. Женщины сознались, что до этого они ели трупы детей, мясо которых одинаково с поросячьим. ...>
Читайте по теме:
— Голод в Поволжье — страшная страница истории Самарского края
— Страшные воспоминания о голоде в Поволжье: «Людоеды всё равно долго не жили»
— Блог в ЖЖ, посвященный теме голода в Поволжье
РАССТРЕЛЬНЫЙ ПОДВАЛ ОСОБНЯКА КУРЛИНОЙ
Каждый, кто бывал в подвале Музея модерна, мог видеть на его стене отверстия, которые представляют собою не что иное, как следы от попадания пуль. Каноническая версия их появления здесь некогда была увековечена в мемориальной доске: «Рабочий класс чтит светлую память беззаветных героев рабочего класса, зверски замученных в подвалах этого дома чехоучредиловской контрразведкой в 1918 году».
Да, в 1918 году, когда власть в Самаре перешла в руки КОМУЧа, в особняке Курлиной действительно располагались комендантское отделение и военный штаб, в котором набирали новобранцев в Народную армию. Однако никаких архивных сведений об использовании подвала в качестве места расстрелов до сих пор не выявлено. Информация о казнях была почерпнута из воспоминаний видной большевички Марии Авейде. Ныне эта версия подвергается критике, а мемориальная доска была демонтирована в 1990-х годах.
Отметины же от пуль — наследие клуба анархистов, который располагался в особняке Курлиной непродолжительное время в конце 1917 года. В подвале жемчужины самарского модерна они организовали тир, где упражнялись в стрельбе.
Читайте по теме:
— Анархистский мятеж в Самаре в 1918 году
УТОПЛЕННЫЕ МОНАХИНИ
В 1925 году Иверский женский монастырь был закрыт. Его строения были отданы на откуп пролетариату — под жильё рабочим пивзавода, ГРЭС и бондарной фабрики. Так на карте Самары появился Рабочий городок. Небольшая часть монахинь осталась жить в нём, но львиная их доля была вынуждена покинуть стены своей бывшей обители.
Однако в начале 1930-х годов, когда гонения на церковь достигли своего пика, самарские чекисты решили извести «религиозный дурман» под корень. В самарских газетах было размещено объявление о том, что Иверский монастырь открывается вновь и монахинь приглашают вернуться туда. Те, кто поверил этой дезинформации, были схвачены, посажены на баржу, последняя была выведена на середину Волги и там затоплена. Однако никаких документальных доказательств эта городская легенда под собой не имеет.
Читайте по теме:
— Борис Титавнин о том, как сохранилась могила Алабина, строительстве бункера Сталина и страшном пожаре на пивзаводе
КУПЕЦ-УБИЙЦА
Все мы знаем самарского купца Константина Головкина как мецената, художника, автомобилиста, фотографа, археолога и просто хорошего человека. А ещё он был архитектором и собственноручно спроектировал свою дачу на волжском берегу, снабдив её ещё и прекрасными скульптурами.
Вот какие страшные истории с ними связаны:
Скульптуры слонов:
— Под одной из них похоронена умершая в младенчестве дочь купца.
— Тех, кто разрушит скульптуры слонов, ждёт смерть от тяжелой болезни. Поэтому их и не демонтировали в советское время.
Скульптура девушки (она же «Панночка»):
— Возведена в память о покончившей жизнь самоубийством от неразделённой любви к Головкину девушки.
— «Панночка» — памятник любовнице Константина Павловича, которая решила его шантажировать. Купец убил её и похоронил в собственном саду.
Читайте по теме:
— Приволжские дачи самарских торговцев ушедших лет
БОМБА ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА
В начале XX века революционное движение в Российской империи всё больше крепло, в том числе и в Самарской губернии. Видя это, центральная власть взяла курс на «закручивание гаек», делая ставку на решительных и жёстких руководителей, которые могли бы навести порядок на местах. Именно таким был тринадцатый самарский губернатор, действительный статский советник Иван Львович Блок, занявший этот пост 3 марта 1906 года. На нём он пробыл менее полугода. За жесткость в подавлении антиправительственных выступлений на территории губернии Иван Блок получил «чёрную метку» от социалистов-революционеров (эсеров), взявших курс на политику террора.
Как итог 21 июля 1906 года в 18:40 самарский губернатор Иван Блок погиб от взрыва бомбы, брошенной в открытый экипаж, в котором он ехал в свою резиденцию (особняк Субботиных-Шихобаловых, Алексея Толстого, 3). Метнул её 22-летний эсер Григорий Фролов. Случилось это на перекрёстке Воскресенской и Вознесенской улиц — современных Пионерской и Степана Разина.
Невольным свидетелем этой трагедии стал Алексей Толстой. Вот что он записал в тот день в своём дневнике:
Читайте по теме:
— Самарские губернаторы ХХ века
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте