«Самые классные придумки сохранились»
В театре «Грань» восстановили спектакль «Король Лир». Как прошла вторая премьера
505
,
В апреле 2025 года на сцену театра «Грань» вернулся спектакль «Король Лир».
Впервые он был поставлен в 2016 году Денисом Бокурадзе и сразу завоевал признание театральных критиков, а также стал участником и лауреатом нескольких российских фестивалей.
Последний раз «Короля Лира» показали на сцене театра «Грань» в 2019 году. В 2025 спектакль вернулся с обновлённым составом исполнителей.
Корреспондент ДГ Анастасия Кнор побывала на второй премьере.
Восстанавливать спектакль всегда непросто. Это значит, что режиссёру приходится подстраивать изначальный рисунок ролей под актёров другого типажа, а вновь введённым артистам — пытаться отстроиться от предшественника и не «свалиться» в соревновательность.
Я шла на «Короля Лира» с воспоминаниями о постановке 2016 года, где главную роль блистательно сыграл Даниил Богомолов.
Режиссёр-постановщик драматического театра «Грань» Денис Бокурадзе ввёл на роль короля Лира Дениса Евневича, артиста с хорошим актёрским опытом и целой вереницей главных ролей в Самарском театре драмы.
Денис Евневич
Единственная актриса, которая сохранила за собой в новой постановке роль Шута и одновременно одной из дочерей короля Лира Реганы, — Юлия Бокурадзе.
Задействован в спектакле ещё один из «старичков» — Кирилл Стерликов, который в паре с Ильдаром Насыровым играет роль Эдгара.
Кирилл Стерликов
Мне было важно понять, что изменилось в спектакле, так поразившем меня 9 лет назад. И, конечно, почему снова Шекспир, о чем будет разговор со зрителем?
«Рожайте сыновей. Нужны солдаты». Эта шекспировская фраза 9 лет назад звучала совсем в иной краске. Сегодня невольно акцент смещается именно в эту смысловую парадигму.
Все самые классные придумки Денис Бокурадзе в обновленном «Короле Лире» сохранил. Вся величественная геометрия спектакля, со стульями-тронами, многоуровневой сценографией осталась прежней.
Роскошные костюмы Елены Соловьевой, за что театр, кстати, получил свою вторую «Золотую маску» в 2018 году. Но всё же спектакль смотрится по-другому. Это и немудрено: рисунок ролей изменился.
Денис Евневич в роли короля Лира с первых тактов спектакля заполняет собой все пространство. Нависая над своими тремя дочерьми и ближним кругом как бы с третьего, балконного яруса, он раскатистым голосом объявляет своё решение: поделить королевство между наследницами.
Это зачин трагедии, первая испытание героев деньгами и властью.
Елена Голикова
Совершенно замечательный образ, когда старшие дочери Регана (Юлия Бокурадзе) и Гонерилья (в моем составе была Елена Голикова) разрывают гипертрофированный воротник-жабо своего отца, как бы терзая надвое владения королевства.
В который раз поражает актриса Юлия Бокурадзе, которая в спектакле играет две роли, два совершенно противоположных образа: жестокой, властной дочери короля и ничтожного, жалкого по виду шута.
Юлия Бокурадзе
Порой на перевоплощение ей даются минуты, и только малозаметная складка на коже лица дает угадать, что это один и тот же артист.
После спектакля я спросила исполнителя главной роли Дениса Евневича, как он чувствует себя в этой роли и как шел репетиционный процесс.
«Начнём с того, что я смотрел первый спектакль вживую. Поэтому это эмоциональное ощущение я сохранил в себе.
Когда Денис Бокурадзе меня начал вводить в новые спектакли театра «Грань» чуть больше двух лет назад, он сразу же мне предложил поработать над образом короля Лира. В этом году время пришло.
Спектакль не игрался довольно давно, и даже актёры, занятые в спектакле, в деталях не помнили всего рисунка. Поэтому мы разбирали материал по видеозаписям.
У нашего режиссёра-постановщика заведена хорошая практика обязательно снимать все спектакли, чтобы была возможность их анализировать и вносить изменения.
Это не редкость в нашем театре, когда после премьеры Денис Сергеевич вносит какие-то изменения. Спектакль живёт и меняется, как все мы.
Весь технический рисунок спектакля мы сначала «сняли», и потом начали учить текст. Я получил огромное наслаждение от текста. Если позволите, «лингвистический оргазм». Я наслаждался, ища нужные ударения и нужные смыслы. Прикоснуться к такому материалу – невероятное удовольствие для любого артиста.
Потом с нами начали работать Денис Бокурадзе и Павел Самохвалов, который отвечал за пластику.
По сути дела, в новом прочтении «Короля Лира» не так много изменений. Мизансцены остались прежними. Но каждый новый артист привнёс в спектакль свой посыл.
Даниил Богомолов играл Лира, когда ему было 25 лет. Мне 40, и у меня трое детей. Как я слышал от зрителей, которые видели оба спектакля, «раньше был король, а теперь король-отец».
Лично мне в этой трагедии Шекспира ближе тема взаимоотношения с детьми. Именно этот конфликт я считаю главным.
Комфортный репетиционный процесс. Каждая репетиция – праздник. Как и каждый выход к зрителю».
Небольшая глубина сцены, отсутствие света рампы (светят лампы от задника в направлении к зрителю) создают глубокое, но и близкое пространство, в котором чрезвычайно важны линии горизонта, выстраивающиеся при помощи стульев-тронов.
Разные уровни параллельных линий – верхняя линия спинки, линия сиденья, пола, линии вырезанных на разном уровне окошек.
Всё это создает эффект подвижности, причем и для актёров, которые то поднимаются, главенствуя (как Лир и Гонерилья) над самой высокой линией, то прячутся (как Эдмонд и Кент) за вертикалями спинок.
Выстроенные в ряд стулья образуют отчужденное пространство (символизируя стену, как и три-четыре трона в ряд – лютую монолитность заговоров), а разнесенные через равное расстояние «читаются» колоннами, расширяющими дыхание сценического мира.
Но поскольку «колонны» ни во что не упираются, ничто собой не подпирают, то создается впечатление, что они висят в вечности.
Высокие спинки позволяют ритмизировать пространство, превращаясь то в разделительные линии, то соединяющие героев в круг, а то обозначают пространство несвободы (так, тесным узилищем станут для Лира дома двух дочерей). А когда тюремные окошки, в которые подают еду, открываются – мы видим «крупным планом» лицо героя.
Сам трон-стул – это часто место власти и силы, на верхней части которого (на грифельной доске) будут написаны мелом (таким непрочным материалом!) имена героев, которые стираются по смерти их.
Однако любая комбинация стульев-тронов выглядит незавершенной – она никогда не замыкается, не окольцовывает всё пространство черного кабинета, оставляя пустые от тронов места для рельефного расположения артистов.
Смысловые сдвиги в спектакле сопровождаются геометрией перестроек «тронов» – так одно просвечивает через другое и создает «пространственный рассказ», в котором локальность мизансцен важна для точности передачи текста — ослабела дружба, и «рушатся семейные связи между родителями и детьми», отец против детей, сын восстает на отца, а главное – человек, облечённый властью, перестаёт различать ложь и правду.
Смысловая геометрия этой мизансцены – раздачи царства – просто роскошна:
В центре – нависающий над всеми Лир (прямо как громовержец Юпитер) в немыслимо огромном воротнике-жабо, символизирующем неразделенную пока власть и ещё неделимое царство (от воротника-царства и отхватят по куску Гонерилья с Реганой, подняв каждая свою часть так, что кажется она «двуглавым орлом» – символом власти);
Внизу (на второй линии горизонта) расположились все три дочери и мужья двоих из них — величественно, как на фреске.
Всё живёт и дышит важностью и торжественностью момента, роковой последовательностью событий.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте