ПРОМЫШЛЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

История завода «Рейд» в 1930—1950-х годах: металлисты из Запанского, ремонт автомобилей и двигателей, эвакуация судостроительного завода из Николаева

 2 557

Автор: Андрей Артёмов

.



,

Завод «Рейд» — один из представителей плеяды предприятий, чей путь на самарской земле начался в 1941 году. Согласно официальной версии.

Но сами «рейдовцы» отсчитывали историю своего предприятия с куда более ранних времен.  В непростых перипетиях судьбы этого завода мы сегодня и разберемся.

Первое промышленное предприятие на месте завода «Рейд» было образовано еще в 1920-х годах. Тогда Самара приходила в себя после лихолетья Гражданской войны и голода в Поволжье. В 1923 году в нашем городе при 147 тысячах жителей насчитывалось 10 тысяч безработных.

Среди последних создавались коллективы по профсоюзному признаку. Коллектив работников металлообрабатывающей промышленности недолго думая нарекли «Металлистом».

Перед ним стояла задача своими силами организовать производство продукции по заказам учреждений, предприятий, кооперативов и населения на договорных началах. Часть вырученных от реализации продукции средств расходовалась на выплату зарплаты.

По мере выхода промышленности из кризиса и начала курса на индустриализацию необходимость в самоорганизации коллективов безработных отпала.

К 1930 году «Металлист» превратился в школу-базу подготовки кадров для металлопромышленности. Она, в свою очередь, к 26 декабря вошла в состав Самарского отделения акционерного общества «Установка».

Эта уважаемая организация была создана в Москве в 1924 году и занималась подготовкой рабочих кадров по методике, разработанной Центральным институтом труда.


Здание Государственной сберегательной кассы (Москва, улица Петровка, 24) в котором работало АО «Установка» и Центральный институт труда.

Таким образом в Самаре появилась учебная металлобаза АО «Установка». В наследство от коллектива безработных металлистов ей досталось несколько зданий в разных частях города, что затрудняло организацию учебного процесса.

В итоге учебная металлобаза заняла самое большое из этих зданий — бывшую деревообделочною и обозную мастерскую в поселке Запанском, на левом берегу оврага Горячий Ключ. Сейчас это здание имеет адрес ул. Неверова, 39, корпус 8.

27 апреля 1933 года металлобаза была переименована в электро-механический ремонтный завод. Эту дату завод «Рейд» считал днём своего рождения.


Заметка из газеты «Электрон» от 21 июня 1983 года

В середине 1930-х годов предприятие занималось ремонтом автомобилей, изготовлением запчастей к тракторам и другой сельхозтехнике. Работало тогда на заводе 174 человека.

Во второй половине 1930-х годов завод располагал механическим, шлифовальным, кузнечно-медницким, инструментальным, литейным, моторным цехами и цехом шасси. В 1938 году на предприятии отремонтировали 40 грузовых автомашин для зерносовхозов.

В конце 1930-х годов основным профилем будущего завода «Рейд» стал ремонт моторов. В год их ремонтировалось более 500 штук.

19 августа 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР № 0026сс Куйбышевский мотороремонтный завод Наркомата совхозов РСФСР передан Наркомату судостроительной промышленности СССР для организации на нем производства тралов для военных кораблей с сохранением производства боеприпасов  — корпусов 45-мм осколочных гранат.

Постановлением ГКО СССР от 22 августа 1941 года № ГКО-552сс производство боеприпасов признано первоочередным – «впереди всех других военных заказов».

С 22 ноября 1941 года предприятие именовалось заводом № 238 2-го Главного управление НКСП. Ниже приведен документ, предоставленный нам архивом социально-политической истории. В нем рассказывается о затруднениях, которые возникли у завода «Рейд» при изготовлении стратегически важных для военно-морского флота тралов.


Обратите внимание, что куйбышевский завод должен был стать основной базой для производства трального оружия в стране!

В заводской многотиражке «Электрон» за 21 ноября 1991 года упоминается слесарь механосборочных работ цеха № 11 Сергей Александрович Павлов, прибывший в Куйбышев в 1941 году «будучи еще молодым парнем, с эвакуированным из города Николаева судостроительным заводом». За ударный труд в годы Великой Отечественной войны он был награжден орденом Трудового Красного знамени.

В 1991 году Сергей Павлов еще продолжал работать на «Рейде».

Послевоенный период

В архивном документе 1948 года под названием «Основные технико-экономические положения к генпроекту планировки города Куйбышева» будущий завод «Рейд» упоминается лишь один раз, в списке промышленных предприятий Пролетарского района (предок Железнодорожного района).

Согласно этому документу, в 1955 году количество работников предприятия должно было составлять 1700 человек. Сколько их было в 1948-м, информации в документе, увы, нет.

Но для сравнения, планируемое количество работников Средневолжского станкозавода в 1955 году — 1500 человек, Куйбышевского нефтеперегонного — 1550.

Добавим, что в 1950-1960-х годах завод несколько раз сменил название  — № 238, п/я 117, Куйбышевский приборостроительный завод № 5 — и свою подведомственность.

Квадратные метры

Какими-то свершениями на поприще жилого строительства завод «Рейд» в послевоенный период похвастаться не мог.

Вот, например, любопытный документ 1953 года. В нем содержатся сведения о том, какие проекты по благоустройству и жилому строительству были запланированы заводом «Рейд».

Масштабы, прямо скажем, не поражают, но дают представление о том, где жили сотрудники «Рейда».

В частности, упоминается капитальный и текущий ремонт домов по улице Неверовской, Ново-Пятигорской и Ново-Сызранской. На первой у завода имелось общежитие, где надлежало построить волейбольную площадку. Можно предположить, что это нынешний дом № 23 по улице Неверова.

Улица Ново-Пятигорская находилась в районе нынешней Крымской площади и до наших дней на карте города не сохранилась.

Ново-Сызранской в 1950-х годах назывался участок улицы Красноармейской от улицы Урицкого до Спортивной. В этом районе у «Рейда» позднее появится подшефный детский сад.

Запомните и планы по постройке волейбольных площадок. Этот вид спорта применительно к заводу «Рейд» еще будет упомянут в одном из наших следующих материалов.

Производимая продукция

Из предоставленной нам ЦГАСО справки о работе завода № 238 за 1953 год мы можем узнать о том, что выпускалось на предприятии.


В частности, было освоено производство неких изделий № 197 и № 792, а также учебных установок ТЭС, месдоз и тензометров. Последние два прибора использовались на прокатных станах.

Ширпотреб на тогдашнем «Рейде» был представлен печным литьем: колосниковыми решетками, печными и поддувальными дверками, а также кухонными плитами.

Стоит отметить, что в в первой половине 1950-х годов в некоторых районах города велось активное строительство частных домов, естественно, с печным отоплением, так что эта продукция была вполне востребована.

В 1953 году объем производства ширпотреба возрос по сравнению с 1952 годом на 79,4%.

Вообще в течение 1950-х годов завод перешел от изготовления механических изделий общей техники к высокотехнологичному приборостроению.

Как отмечала многотиражная газета «Электрон»,

«в составе выпускаемой продукции появился ряд изделий для заводов торгового машиностроения — соленоидные клапаны, термостаты, терморегуляторы, редукторы, линейная ячейка нефтяников и т.д.».

Новые корпуса

На заводской территории в 1953 году была введена в эксплуатацию вторая секция механосборочного цеха, в которой разместился цех приборов № 8.

В помещении старой трансформаторной подстанции были оборудованы две камеры для сушки леса. В упомянутой ранее справке о работе завода за 1953 год отмечается отмечается, что это «ликвидировало одно из «узких мест» в работе завода. Ранее завод вынужден был частично производить сушку леса на других предприятиях города, что срывало ритмичную работу цехов».

Также был получен, смонтирован и введен в эксплуатацию новый ланкаширский паровой котел и произведен восстановительный капитальный ремонт старого паровозного котла, что полностью обеспечило бесперебойное снабжение цехов завода паром.

Здесь можно вспомнить, что старые паровозные котлы использовались таким же образом на ГПЗ-4.

В конце 1950-х годов «Рейд» станет предприятием, причастным к строительству знакового для нашего судостроения корабля. Но об этом мы расскажем в следующей части нашего материала.


Мы благодарим за помощь в работе над созданием этого материала:

— краеведа Евгения Альмяшева,
— заместителя директора Центрального государственного архива Самарской области Киру Фролову,
— начальника отдела использования архивных документов Областного архива социально-политической истории Евгения Малинкина.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте