ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

История девяти домов старой Самары, которые в ближайшее время могут получить вторую жизнь

 5 470

Автор: Андрей Артёмов

.




,

15 и 16 февраля в МКЦ «Дирижабль» (Куйбышева, 102) пройдёт форум инвесторов в историческую недвижимость.

Цель мероприятия — наладить коммуникацию между инвесторами и органами власти для начала сделок по аренде и купле-продаже исторических домов в Самаре в 2024 году.

В преддверии форума инвесторов мы расскажем о тех домах, которые могут благодаря ему получить вторую жизнь.

Дом Каткова

(Комсомольская, 15 / Водников, 39)

Дом находится в старейшей части города, на углу бывшей улицы Преображенской (Водников) и Успенской (Комсомольской).

Оба дореволюционных названия улиц были связаны с храмами. Спасо-Преображенская церковь находилась в двух кварталах от дома Каткова. Другая церковь – Успения Пресвятой Богородицы – по диагонали от него.

Именно в ней обвенчались 10 января 1893 года Александра Журавлева и Александр Курлин.

Отметим, что в первой половине XIX века нынешняя улица Водников была центральной улицей города. Купец Константин Головкин писал в своих краеведческих записках:

«Любимым и единственным развлечением самарцев в старые годы было катание на санях, в праздники, и особенно в Масленицу. Катание происходило медленно, шагом, по лучшей улице города Преображенской или по реке Самарке, в несколько рядов, с песнями, днем и ночью.

В «Самарских губернских ведомостях» № 10 за 1857 год А. Жуков пишет: «… Такая изменчивость погоды не помешала, однако, собираться каждый день, особенно по воскресеньям, публике преимущественно купеческой – на санное катанье по Преображенской улице.

Там, в два ряда, тянулись длинные вереницы саней, озябшие красавицы, со спрятанными носиками в муфты, мчались из конца в конец вплоть до вечера – а по обеим сторонам стояли в лисьих шубах и овчинных тулупах, изредка где мелькала шляпа или военная фуражка»».

Что касается самого дома мещанина П.Е. Каткова, то он возведен в 1873 году по образцовому проекту в стилистике провинциального классицизма.

Городская усадьба купца Смирнова

(Водников, 41 / Комсомольская, 8-10)

Выявленный объект культурного наследия, находящийся в 18 квартале Самары на перекрестке улиц Преображенской (Водников) и Успенской (Комсомольской).

В списке ОКН дата постройки этой городской усадьбы дана весьма приблизительно — конец XVII — начало ХХ века.

Что и говорить, XVII век для этой местности слишком глубокая древность. А вот в первой половине XVIII века эта локация уже была обжита самарцами. Здесь, примерно в районе нынешнего дома № 44 по улице Водников, была построена деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В 1765 году она сгорела в одном из частых в ту пору пожаров.

Что касается самого дома, то он был построен ориентировочно в 1890-х годах. Тогда владелец этого усадебного места Федор Спиридонович Пугин получил разрешение Городской управы на постройку каменного дома с крыльцом на каменных столбах.

При этом на улице Преображенской планировалось возвести лавку с жильем и сарай с брандмауэром.

В феврале 1900 года уже новая владелица дома мещанка Ольга Сергеевна Бадова получила разрешение на возведение пристроя к угловому дому, а также приспособление под жилье уже упомянутой нами двухэтажной лавки.

В 1902 году усадебное место перешло в собственность известного самарского купца Алексея Васильевича Смирнова. Помимо торговых дел, он отметился и общественной работой – долгое время был председателем Самарского сиротского суда.

Усадьба купца Федора Слюсарева

(Алексея Толстого / ул. Комсомольская, 23)

Перекресток улиц Казанской (Алексея Толстого) и Успенской (Комсомольской) можно считать для нашего города знаковым.

Достаточно сказать, что в одном из находящихся на нем зданий было объявлено о создании Самарской губернии.

Торжества прошли 1 января 1851 года, начавшись с литургии и торжественного молебна в Казанском кафедральном соборе.

Из храма крестный ход отправился по нынешней улице Алексея Толстого к каменному дому купца Макке. Здесь нужно отметить, что в июне 1850 года Самара пережила страшный пожар, уничтоживший большую часть жилых, административных и хозяйственных построек.

Уцелевший в нем и заново отделанный дом симбирского купца Ивана Макке был арендован только что созданным губернским правлением. Именно в его стенах состоялась торжественная церемония «открытия» Самарской губернии.


В 1880 году в доме купца Макке было открыто реальное училище имени Александра Благословенного. Позднее здание было значительно перестроено, а последние несколько лет оно, увы, находится в аварийном состоянии.

Куда больше повезло другому учебному заведению — 1-й женской гимназии (Алексея Толстого, 38), точнее, ее зданию. Гимназия была открыта здесь в 1859 году и в краеведческой литературе чаще всего упоминается в связи с учившейся здесь Марией Ульяновой, сестрой Владимира Ильича.

Даже, казалось бы, прозаичная 5-этажка с адресом Алексея Толстого, 29 имеет богатую историю. До революции здесь находились два дома, принадлежавшие сначала городскому голове Петру Алабину, а затем архитектору Александру Щербачеву. Здесь у последнего была и мастерская. В советское время дом Щербачева был надстроен до пяти этажей.

Что касается дома купца Федора Слюсарева, то он построен в стилистике классицизма. Второй этаж обшит тесом, который имитирует руст. Этот прием помог стилизовать деревянный этаж под кирпичный.

В 1882 году усадебное место купца Слюсарева перешло в собственность отставного капитана Николая Григорьева, который открыл в одном из находившихся здесь зданий булочную.

Дом купеческого сына Михаила Юрина

(Степана Разина, 52)

Улица Вознесенская (ныне – Степана Разина) получила свое название в честь Вознесенского храма, находящегося буквально в ста метрах от дома Юрина.

Первоначальный проект храма разработали в 1838 году в Симбирске. После этого он был доработан в Санкт-Петербурге, «дабы дать оному вид более правильный и благовидный».

В итоге Вознесенский храм был решен в стиле классицизма. Это была однокупольная базилика с колокольней о девяти колоколах, увенчанной тонким шпилем. В 1841 году началось строительство каменного Вознесенского храма с приделом во имя Архистратига Михаила. Завершилось оно в 1847 году, а главный его престол – Вознесенский – освятили в 1848-м.

В этот же день был совершен крестный ход от старого собора – Казанского, что находился на тогдашней Хлебной площади (с конца 1920-х годов – территория завода клапанов), – в новый Вознесенский. Это событие еще и указывало на рост города, стремительно расширяющегося на северо-восток. Позднее кафедральный собор переедет еще дальше в том же направлении — на нынешнюю площадь Куйбышева. Но будет это только в 1894 году.

Теперь вернемся к дому № 52 по улице Степана Разина. Это усадебное место на рубеже XIX–XX веков принадлежало известному самарскому купцу Ивану Евдокимовичу Юрину. Построенный на нем дом он отдал во владение своему сыну Михаилу.

В 1900 году кирпичный дом был реконструирован по проекту архитектора Филарета Засухина. Фасад здания был решен в стиле неоклассицизма, с декором в виде меандрового орнамента и женским лепным портретом – гермой.

К слову, еще одна постройка архитектора Засухина стоит на перекрестке с улицей Пионерской. Это дом коллежского асессора, известного самарского нотариуса Михаила Афанасьева и его супруги. Михаил Семенович оставил свой след не только в самарской юриспруденции, но и в спорте. Он был одним из главных инициаторов создания Самарского яхт-клуба и первым его командором.

После Гражданской войны началась медицинская история дома Афанасьева. В советский период оно было известно как «больница водников». Как тут не вспомнить, что именно самарские речники выбрали улице Вознесенской ее нынешнее имя — Степана Разина.

Дом крестьянина Арсения Юрина

(Льва Толстого, 83)

Этот объект культурного наследия регионального значения находится в 62-м квартале Самары, главная достопримечательность которого – ресторан-варьете «Аквариум».

В советское время это здание занимал театр юного зрителя, а сейчас здесь работает Самарский театр кукол (Самарская, 95).

Имеет отношение к культуре и дом крестьянина Арсения Ивановича Юрина и его брата Евсея. Это здание в русском стиле строилось по проекту знаменитого самарского архитектора Александра Щербачева в 1899–1902 годах.

В этом доме прошло детство известного актера Самарского драматического театра Георгия Шебуева. В своих мемуарах он вспоминал:

«Моя семья, вернее, моя мать, была связана с самарскими революционными организациями. У нас в квартире (Льва Толстого, 83) была «явка», то есть одна комната предоставлялась для приезжающих в город профессиональных революционеров».

И действительно, в доме Юрина в середине 1900-х годов жил старый большевик Василий Соколов, а в соседнем одноэтажном – Мария Авейде со своим мужем Николаем Бушеном – дворянином, поверившим в революцию.

В 2011 году дом № 83 по улице Льва Толстого стал одним из мест съемок фильма «Жизнь и судьба» по мотивам знаменитого романа Василия Гроссмана.

Как отмечается на сайте “Культурное наследие Самарской области”, в доме Арсения Юрина «в подъездах сохранились элементы ограждения лестниц в виде деревянных балюстрад. В здании имелись печи, большинство из которых в настоящий момент заложены.

На первом этаже сохранилась печь-голландка с декорированной дверцей печного отверстия. Также в доме сохранилась богатая потолочная лепнина в виде очень крупных розеток, оформлявших люстры, и потолочных карнизов с разнообразным рисунком и барельефами в виде корзин с цветами и плодами».

Дом на усадебном месте купца Осипа Полуэктова

(Максима Горького, 119)

В дореволюционные времена добрая половина 45-го квартала Самары находилась в собственности купца 1-й гильдии, старообрядца Осипа Корнеевича Полуэктова. Специализировался он на торговле фруктами, в том числе экзотическими, привезенными из Персии.

Главный дом на усадебном месте купца Полуэктова ныне имеет адрес Алексея Толстого, 118. Украшенный богатой резьбой, он был самым примечательным зданием этого квартала. Но увы, в советское время все декоративные элементы с фасада были убраны.

В ведомостях по оценке недвижимого имущества 1-й части г. Самары за 1902 г. на дворовом месте Полуэктова по ул. Набережной р. Волги, 121 указаны следующие постройки: по улице деревянный двухэтажный дом и холодная тесовая лавка; во дворе – каменный двухэтажный дом с подвальным жильем, полукаменный дом с мезонином, деревянная одноэтажная изба, деревянные погребица, дровяники, каретник.

В декабре 1908 года усадебное место перешло в руки Василисы Васильевны Полуэктовой, а в феврале 1915-го – Константина Осиповича Полуэктова. Помимо жилых домов, в тот период здесь находились деревянные колесные мастерские.

5 сентября 1915 года имущество Константина Полуэктова перешло в собственность Самарского общественного банка, а 5 августа 1917-го – Волжско-Камского банка.

Сейчас этот дом купца Полуэктова имеет адрес ул. Максима Горького, 119. Делит он его с четырехэтажной сталинкой, расположенной на красной линии улицы великого пролетарского писателя.

Дома №№ 115, 117 и 119 в краеведческой литературе именуют Домами грузчиков. В списке объектов культурного наследия они значатся как «Ансамбль застройки улицы Максима Горького: жилой дом с культурным бытом, жилой дом плавсостава и ИТР Средневолжского речного пароходства, жилой дом грузчиков Госпароходства».

Вот что о них пишут в книге «81 архитектурный шедевр: путеводитель по современной архитектуре Самары» архитекторы Виталий Стадников и Олег Федоров:

«В 1930-е годы сложился ансамбль ведомственной застройки Средневолжского речного пароходства. Первым его элементом стали три жилых дома, построенных вдоль вновь сформированной прибрежной улицы Максима Горького. Это был первый шаг к упорядочиванию застройки волжского склона, который в то время был занят складскими и промышленными постройками.

Парадный образ фасадов основан не на пустом декорировании, а на выверенных соотношениях до деталей ограждений и переплетов. Оригинальный темно-зеленый цвет вкупе с элегантной пластикой придает фасадам прочтение ар-деко. Изящная деталировка ассоциативно отсылает к лиричной архитектуре деревянных дебаркадеров, которых на Волге до недавних пор было великое множество».

Дом фотографа Панафидина

(Фрунзе, 123-125)

Застройка этого усадебного места началась в 1832 году. Тогда мещанин Семен Осипович Филиппов возвел здесь одноэтажный флигель.

В 1857 году он продал его учителю самарской гимназии Петру Михайловичу Панафидину. Постепенно усадебное место стало принимать свои нынешние очертания. Были построены деревянный флигель с антресолями, каменные 2-этажный с подвалом дом и службы, деревянный фотопавильон и т.д.

Свой нынешний вид дома №№ 123 и 125 по улице Фрунзе приобрели в конце 1870-х годов.

Как отмечает историк и краевед Глеб Алексушин, усадьба Панафидина – единственная в Самаре сохранившаяся городская усадьба, на которой жили и работали известные в городе фотографы – Панафидин и Шурыгин.

Коллежский секретарь, преподаватель гимназии Петр Панафидин еще в феврале 1866 года подал в Самарское губернское правление прошение на «пристройку к существующему флигелю жилых комнат, а на них теплой галереи для фотографии».

Свидетельство на разрешение заниматься фотографическим промыслом Петр Михайлович получил в конце 1866 года.

На своем усадебном месте он держал не только фотосалон, но и литографию, открытую в начале 1878 года. Фотоателье Панафидина работало до 1880 года, литография закрылась на три года позднее.

Но свято место пусто не бывает, и в 1883 году фотоателье взял в аренду московский мещанин Иван Иванович Шурыгин. После его смерти дело продолжила супруга – Фелицата Васильевна.

Семейство Панафидиных владело этим усадебным местом до 1900 года, после чего продало его крестьянке Елизавете Антоновне Петровской. Квартиры в домах сдавались в наем. Так, одним из квартирантов в 1906 году был прусский подданный Фридрих (на русский манер — Федор) Мюллер. Лютеранин, работавший частным преподавателем музыки.

В 1919 году дом № 123 был отдан под размещение открытого для беженцев из Литвы детского дома. В 1925 году здесь уже находилось губернское статистическое бюро. Позднее оба дома стали жилыми.

Католический молельный дом (Каплица)

(Фрунзе, 157, во дворе)

Здание костела на улице Фрунзе является одной из визитных карточек Самары, одним из его самых узнаваемых архитектурных символов.

За этой неоготической громадой трудно заменить двуэтажный деревянный дом. А ведь он – предок знаменитого самарского костела.

Первая попытка строительства храма для самарских католиков была предпринята купцом 2-й гильдии Егором Аннаевым в 1858 году. Его возведение он готов был оплатить сам. Однако губернские власти Аннаеву отказали, так как численность горожан католического вероисповедания была менее 100 дворов, требуемых по закону.

Второе прошение Егор Аннаев отправил в 1861 году новоуму самарскому губернатору Адаму Арцимовичу, который сам являлся католиком. В итоге согласование было получено, и в августе 1862 года началось строительство костела. Местом для него был выбран перекресток улиц Дворянской и Предтеченской.

Однако в 1863 году в Польше, входившей тогда в состав Российской империи, произошло восстание, что вызвало антикатолические настроения. Строить костел в самом центре Самары купцу Аннаеву запретили, предложив найти более удаленное место.

Недостроенное здание на углу Дворянской и Предтеченской Егор Аннаев в январе 1865 года передал Самарскому евангелическо-лютеранскому церковному обществу. Так появилась всем нам хорошо известная кирха (Куйбышева, 115).

Лишь в ноябре 1888 года у самарских католиков появился свой молельный дом или, как его еще называют, каплица. Она была построена на усадебном месте, принадлежавшем купцу австрийского происхождению Иосифу Дочару.

Каплица представляла собой двухэтажный деревянный дом. Нижний этаж занимал священник с церковной прислугой, а на верхнем проводились богослужения.

В 1899 году при каплице было открыто благотворительное общество для «доставления средств к улучшению материального состояния бедных римско-католического вероисповедания».

После открытия в 1906 году нынешнего католического костела на втором этаже каплицы открылась польская начальная школа.

В 1930 году костел в Самаре был закрыт, его здание передали под размещение детского театра. В каплице же оборудовали балетную студию. Позднее, предположительно в 1940-х годах, здание каплицы было превращено в обычный жилой дом.

Дом Рябинина-Ивановых

(Ленинская, 201)

Каменно-деревянный дом близ перекрестка улиц Ярмарочной и Сокольничьей – типичная для Самары рубежа XIX–XX веков постройка.

Краеведческих сведений о нем совсем немного. По данным на 1900 год принадлежал он неким Ивановым: Григорию, Михаилу и их сестре Анисии Яковлевне.

Некоторое время в конце 2000-х – первой половине 2010-х годов это здание было объектом культурного наследия регионального значения.

В списках ОКН оно обозначалось как «Рядовой дом на усадьбе крестьянина М.Е. Рябинина». Датой его постройки обозначен 1899 год. Также Макару Емельяновичу принадлежал дом на углу с улицей Ярмарочной.

На рубеже XIX–XX веков этот район был окраиной Самары, главной достопримечательностью которой был Воскресенский базар. Вот как о жизни в его окрестностях вспоминал известный куйбышевский журналист Константин Шестаков, родившийся в 1923 году:

«С утра до ночи улицы оглашались криками всевозможных торговок вразнос. По улицам ходили женщины с лотками ягод на коромыслах, пронзительно распевая:

— Вишоны кому, вишоны!
— Малины садовой, малины!

Дом, где я пишу эти строки, стоит в самом центре Самарской площади. Давно уже нет старой «Воскресенки». А я еще помню, когда в середине площади высилась нескладная каменная церковь, вокруг которой длинными рядами тянулись лавчонки с самым разнообразным товаром, столы с продуктами, а в северо-западном углу было отведено место для возов. По праздникам на площади ставилась карусель, выстраивались балаганы.

Пушкари-фотографы развешивали свои декорации с фантастическими замками, лебедями, вывешивали черкески с газырями, водружали фанерных коней. Как мы мечтали запечатлеться на мокром лоскутке фотобумаги в бравом виде — на коне, с кинжалом!»

Трансляцию с форума инвесторов в историческую недвижимость вы сможете посмотреть в группе интернет-журнала «Другой город» ВКонтакте.

В материале использованы фотографии Натальи Масловой, Валерия Григанова, Дениса Егорова.

Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город» и ВКонтакте