,
В пятницу, 11 мая, состоялся круглый стол, где обсуждалась концепция нового музейного комплекса «Дача со слонами», реализация которой намечена на 2019 год. Инициативные группы предлагают три варианта использования дачи, но власти склоняются к «соломонову решению»: глава самарского минкульта считает, что озвученные идеи надо объединять.
Андрей Артёмов послушал все стороны и выяснил, чего хотят общественники и на что готовы пойти чиновники.
Почему это важно
— Дача купца Головкина — яркий пример архитектуры стиля модерн, притом мирового масштаба.
— Фигура Константина Павловича — знаковая для истории Самары. Головкин — редкий пример всесторонне развитого интеллектуала тех лет, который имел широчайший круг интересов: от предпринимательства до археологии, от живописи до архитектуры. Свою загородную резиденцию он спроектировал сам (по некоторым данным — при поддержке профессионального зодчего Валентина Тепфера).
— Дача со слонами стала неотъемлемой частью городского фольклора и одной из самых известных «мистических» достопримечательностей города.
— Здание находится в аварийном состоянии, и если не начать его реставрацию как можно быстрее, последствия могут быть необратимы.
Музей, галерея или «творческий кластер»
Первым слово взял Михаил Савченко, директор Музея модерна. Именно он возглавил инициативную группу, которая в январе этого года обратилась к Дмитрию Азарову и предложила открыть на территории дачи со слонами музей. Тогда врио губернатора поручил разработать подробную концепцию нового очага культуры и представить ее на суд общественности весной. Изучить ее и дать ей зеленый свет должен региональный минкульт.
Итак, инициативная группа Музея модерна предложила использовать дачу как музейное пространство, посвященное сразу нескольким важным для Самары историко-культурным смыслам:
— архитектура самарского модерна;
— волжская природа;
— дачная культура и ее развитие.
На втором этаже хотят разместить экспозицию «Самарский мечтатель», посвященную самому Константину Головкину и его многочисленным увлечениям. Башню планируется превратить в художественные мастерские.
Прилегающую к даче территорию тоже мечтают активно использовать. Её поделят на четыре зоны: экспозиционная, фотозона/концертная площадка, рекреационная (зона отдыха) и зона ландшафтных композиций. По расчетам Михаила Савченко, срок полной реализации проекта — май 2021 года.
Также команда Музея модерна ратует за возвращение даче Головкина ее первоначального вида (в советское время здание не раз перестраивали).
Следующую концепцию разработали директор Детской картинной галереи Нина Ивлева, экс-депутат думы Самары Алла Дёмина и бывший главный архитектор города Виталий Стадников. Они предлагают сделать «дачу со слонами» филиалом Детской картинной галереи. Одно из главных обоснований этого проекта: в густонаселенном районе просек мало объектов культуры.
Филиал будет семейным, и дети смогут познавать мир живописи вместе с родителями. По словам разработчиков концепции, если её примут, Детская картинная галерея начнёт работу, не дожидаясь реставрации здания.
Музейная экспозиция в этом проекте также присутствует, но в меньших объемах, нежели предлагает инициативная группа Музея модерна.
Третий вариант предложила инициативная группа из Самарского университета (бывший СамГУ). Название этого проекта — «Творческий кластер дачи Головкина». Кластерный подход подразумевает взаимодействие на одной территории разных организации и фирм, объединённых одной целью. По мнению разработчиков, чтобы создать пространство, где будет развиваться искусство, нужно притянуть туда и другие сферы — торговлю, развлечения и так далее.
Еще одно предложение — не сильно отягощать музейными экспозициями/активностями само здание дачи (оно слишком маленькое), а сделать главный упор на развитие прилегающей территории.
Что решили
Подвел итоги круглого стола врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов. Перспективы дальнейшей работы он видит так.
— Все озвученные концепции дополняют друг друга. Сама дача Головкина точно не будет музеем/выставочной галерей в классическом смысле этого слова. Она должна стать местом, где на постоянной основе работают образовательные и просветительские проекты семейной направленности. Наиболее точное определение того, чем должна стать дача Головкина — «Дом искусств».
— До середины июня всеми, кто предлагал свои проекты, должна быть выработана единая концепция развития дачи Головкина как нового культурного учреждения. После того, как она будет готова, и после завершения ЧМ по футболу на правительственном уровне будет разработана дорожная карта, в которую войдет создание проекта реставрации, организация учреждения муниципального или государственного либо его филиала и так далее.
— Даче со слонами необходимо вернуть ее первоначальный, исторический облик.
Реплика очевидца
Безмерно радует, то что в деле спасения дачи Константина Головкина перешли от слов к словам осмысленным, сложенным в концепции. Впрочем, даже после двухчасового обсуждения у меня осталась некоторая неудовлетворенность.
— Неизвестно, кто будет финансировать работы по реставрации дачи и превращению ее в «Дом искусств». Будут ли привлекаться частные инвесторы или вся нагрузка ляжет на плечи бюджетов разных уровней. Конечно, сейчас идет только нулевой этап возрождения дачи Головкина, но в вопросах, связанных с «капустой», лучше заранее подстелить соломку. Печальных примеров долгостроев в сфере культуры у нас хватает, взять хотя бы Дом с атлантами, который вот-вот (уже не первый год) должен стать действующим филиалом Художественного музея.
— Концепции все-таки три, и хочется верить что их разработчики найдут общий язык, тем более что времени у них на это совсем не много.
По какому сценарию, оптимистическому или пессимистическому, будет складываться судьба дачи со слонами, мы узнаем совсем скоро. Окончательная концепция ее развития должна появиться уже этим летом.
Использованная в материале визуализация проекта предоставлена сотрудником музея модерна Ириной Павловой.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город», ВКонтакте и Facebook