,
Мы продолжаем рубрику, где эксперты из разных областей отвечают на вопросы о Самаре, которые пользователи Рунета задают «поисковикам». Все эти вопросы так или иначе относятся к особенностям нашего города или его жителей, а ответы на них помогут узнать что-то новое о Самаре, её истории и месте в стране и мире.
Сегодня мы вместе с нашими экспертами задаёмся крайне интересным вопросом: какая из улиц Самары имеет право именоваться главной? В поиске ответов нам помогают краевед, архитектор и водитель — выяснилось, что их взгляды на этот счёт разнятся чуть ли ни диаметрально.
У которой есть «историческая начинка»
Андрей Артёмов, краевед
С точки зрения истории города «самой главной» стоит признать улицу Куйбышева. «Центровой» она стала в 1870-х годах, когда Самара, будучи уже столицей губернии, неуклонно хорошела и росла вширь. Примерно в то же время нынешняя улица Куйбышева была переименована из Хлебной в Дворянскую. Это лишний раз подчеркнуло ее статус потенциально главной улицы города. Блистала роскошными купеческими особняками улица Казанская (ныне — Алексея Толстого), но солнце ее славы катилось к закату.
В начале XX века на улице Куйбышева располагались Городская управа, Окружной суд, первые в городе музей и библиотека, учительский институт, самые фешенебельные гостиницы и рестораны, представительства коммерческих банков неизменно открывались именно на ней. Плюс одно из самых узнаваемых культовых сооружений города — лютеранская кирха. Но и в советское время улица не утратила своего значения. Горком и горисполком, Дворец пионеров, знаменитый «Кинотреугольник» между Ленинградской и Некрасовской, ну и, конечно же, легендарный «Брод».
В настоящее время улица радует тем, что она практически не затронута чумой высотной застройки. С точки зрения экскурсовода улица Куйбышева тоже хороша, ибо большинство находящихся на ней объектов достаточно полно исследованы и их «историческая начинка» может быть употреблена во множестве тематических экскурсий — от «Еврейской Самары» до «Самары Эротической».
Которая свяжет историю и футбол
Сергей Малахов, архитектор
В связи с последними мероприятиями, связанными с благоустройством Самары к Чемпионату мира по футболу 2018 года, я бы сказал, что главной улицей города является Молодогвардейская. Именно она станет следующим звеном, которое свяжет историческую среду с фан-зоной на площади Куйбышева. Работы по благоустройству начнутся уже этим летом, а по их завершении в конце 2017 года улица должна вновь обрести историческую и символическую ценность.
В символическом смысле Молодогвардейская будет отражать концепт Великого шёлкового пути, который соединяет Восток и Запад и имеет для нас как купеческого города большую значимость. Судя по активности среднего и малого бизнеса на этой территории, по интересу, который высказывают реставраторы, художники, архитекторы и власти к реновации этой среды, мы сможем воплотить идею пространства, которое насыщено субъектами, готовыми активизировать свои ресурсы в системе общего преобразования улицы.
Которая ремонтируется слишком долго
Виктор Гусев, водитель
Для меня за последние 1,5-2 года главной улицей города стало Московское шоссе. Именно с началом его реконструкции путь домой стал занимать заметно больше времени, только его зажали со всех сторон и стали ремонтировать в таких масштабах. Просто не помню в городе такого, чтобы сразу несколько перекрёстков одной улицы были приведены фактически в полную негодность. Когда я стою в пробке — вспоминаю билборды про «стройку на время и наследие на века», но легче не становится.
Московское шоссе соединяет историческую часть города и деловой центр с районами города, в которых всё не так благонадёжно. Это способ добраться из точки А в точку Б для жителей Промышленного, Кировского и Красноглинского районов, которые едут в город погулять и отдохнуть. Но я слышал, что когда шоссе наконец доделают, то примутся за эти конечные точки — наверное, это всё для того, чтобы жители города колёсами своих автомобилей не успели свежеотремонтированное покрытие до приезда гостей на ЧМ-2018 разрушить, потому что ехать им будет некуда. Мне трудно поверить, что когда-нибудь это кончится.