,
Мы продолжаем рубрику, где эксперты из разных областей отвечают на вопросы о Самаре, которые пользователи Рунета задают «поисковикам». Все эти вопросы так или иначе относятся к особенностям нашего города или его жителей, а ответы на них помогут узнать что-то новое о Самаре, её истории и месте в стране и мире.
Сегодня мы отвечаем на вопрос: «Зачем в Самаре так много торговых центров?» Об экономических выгодах и покупательских потоках рассуждают замдекана Высшей школы урбанистики, эксперт по недвижимости и самый таинственный журналист Самары.
Чтобы развивать городское пространство, как умеем
Виталий Стадников, экс-главный архитектор Самары, заместитель декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:
— В Самаре рост занятости в секторе сервисных услуг происходит за счет строительства торговых моллов. Моллы – главный драйвер пространственного развития Самары. Вокруг них развиваются субурбические поселения – Кошелев, Южный город. Появляясь в центрах городов, моллы являются деструктивной силой для развития уличных общественных пространств, центров европейского типа, выжигая стрит-ритейл в округе.
Для того, чтобы не создавать субурбию в центре, в Европе и Америке существуют ограничения предельно допустимых объемов ТЦ. Но вызов Самары в том, что, не регулируя тип объектов сервиса, моллы проникают не только в срединные, но и центральные части исторического города, уничтожая уличный бизнес, а значит, и жизнь вокруг, стимулируя переход к несвойственному историческому центру субурбическому поведению, передвижению на автомобилях, а значит, необходимости сносов под парковки, расширения дорог, строительства развязок.
Полный текст выступления Виталия Стадникова о том, что убивает Самару, читайте здесь.
Чтобы проводить в них досуг
Мария Иванова, эксперт по недвижимости:
— А кто сказал, что в Самаре много торговых центров? Почему много? Для кого много и по сравнению с чем? Нам-то с вами, покупателям, какой прок маяться на этот счёт?
Если вы считаете, что торговых центров много, потому что их строят из-за жажды наживы, то нет. Их много, потому что мы в них ходим «пожить». Торговые центры сейчас — это центры времяпрепровождения. Те, которые в силу происхождения, конструктива и лености собственника не обеспечивают досуг, испытывают трудности с заполняемостью.
У всех торговых центров назначение абсолютно разное — их задача в определённой локации решить определённые задачи покупателей. Есть районные ТЦ — для покупок каждый день, есть городские ТЦ, есть окружные и суперокружные, которые в основном являются центрами выходного дня и ломают голову, как затащить покупателей в будние дни. Кроме того, специализированные торговые центры закрывают сегментированно наши потребности.
Так уж случилось, что Самара — город купеческий, здесь все всем торгуют. Эта культура близка нам, но мы не любим торгашей и злимся на масштабы торговых центров. У нас живее всех живых рынки, в которых нет отопления, туалета и элементарных условий. Но арендная плата за квадратные метры на рынке в десятки раз выше, чем в торговых центрах.
Так уж сложилось, что рыночная форма торговли в Самаре понятнее, чем культурный стрит-ритейл. Ведь торговые центры — это цивилизованный базар, рынок, свёрнутый внутрь и покрытый крышей. Как-то раз мы проводили эксперимент: стояли втроём на ул. Ленинградской — главной как бы торговой улице — и спрашивали тех, кто по ней шёл: «Мы не местные, посоветуйте нам, где пошопиться и время провести?» Угадайте, куда нас все, абсолютно все опрошенные отправили? Именно в «Космопорт»! Они шли по «центральной королеве» стрит-ритейла и отправляли нас за покупками на Дыбенко! Если рядом с «Космопортом» поставить ещё несколько коробочек с торговыми отделами, они будут полны арендаторов и покупателей!
Торговые центры — это некогда супердоходный бизнес, сегодня — тревожный бизнес. Раньше говорили, что все деньги, заработанные непосильным трудом, всплывали в девелопменте торговых центров. И действительно, в этот бизнес приходили за стабильным, большим ежемесячным доходом. Сейчас, если не заниматься профессионально управлением ТЦ, торговый центр из актива превращается в пассив: очень высокие накладные расходы на содержание, налоги, коммунальные платежи. Появление новых ТЦ — совершенно нормальная тенденция. Идёт замещение, современные форматы вытесняют тех, кто просто не может провести реконструкцию, привлечь посетителей и арендаторов и повысить свой доход.
Чтобы заменить рынки
Анатолий Пальто, главный редактор и обозреватель портала «Таинственная Самара»:
— Те, кто говорит, что засилье торговых центров — это бич современной Самары, это балбесьи головы. ТЦ, как и выкупленные первые этажи домов, заменили уличные рынки. Вот и всё. Главное сейчас — взяться букмекерам за ставки, кто кого возьмёт: Кировский рынок или «Вива Лэнд».
А на деле лучше купить вещь под крышей и без сальмонеллёза, чем в тебя воткнут незаметно на рынке в ногу дротик с кровью больного СПИДом. На этой оптимистической ноте хотелось бы завершить свой ответ.
В прошлых выпусках рубрики мы спрашивали:
— Зачем перевели время в Самаре?