ЧТО УБИВАЕТ САМАРУ

Виталий Стадников о том, как Самара оказалась в аутсайдерах

 11 648

Автор: Редакция

Одним из самых ярких и запоминающихся выступлений на конференции Московского урбанистического форума, состоявшейся в Самаре 4 июня, была презентация экс-главного архитектора Самары,  заместителя декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Виталия Стадникова. ДГ публикует полный текст презентации, разработанной совместно самарскими коллегами из Института Города.

_DSC0459

Ценности

— Высокотехнологичная индустрия, уникальная природа и старый город – три ключевых фактора самарской идентичности.

— «Самара сильная, просвещенная». Самара — город высококвалифицированной интеллигенции, способной создавать новейшие технические разработки («Энергия», «Буран» и т.п.).

— Самара – город-курорт. Уникальное положение города в окружении природной среды Самарской Луки и поймы реки Самары.

— Старая Самара – уникальная целостная, насыщенная как отдельными шедеврами, так и удивительной внутриквартальной социальной жизнью, уничтоженной в других городах радикальными преобразованиями.

Скриншот 07.06.2015 221637

Реальность

Демографические показатели говорят, что Самара неуклонно теряет население и позиции среди городов-миллионеров. Количество занятых людей в промышленном производстве неуклонно падает. Наблюдается отрицательная динамика по объему инвестиций на душу населения и росту заработной платы. Наиболее серьезной проблемой для города Самары является прогноз сокращения трудоспособного населения на 16,1% в 2026 году по сравнению с 2011 годом. Численность горожан пополняется преимущественно за счет мигрантов, прибывающих из области и стран СНГ. В исследовании индекса человеческого капитала Самара относится к разряду аутсайдеров. Квалифицированное население стремительно покидает Самару. Возможно, Самара стала постиндустриальным городом инновационной экономики, ведь стремительно растет занятость в секторе сервиса.

Скриншот 07.06.2015 221644

Город для того, чтобы жить сейчас, а не потом

В последние 50 лет произошел сдвиг понимания города-машины для жилья, где необходимо постоянно курсировать между местами реализации различных активностей, к городу как пространству смешанных удовольствия и бизнеса. Это соответствует его исторической функции. Промышленность в городе появилась лишь в XIX веке и через полтора века стала покидать его.

Центр европейского города характеризуется развитостью общественных уличных пространств, обилием пешеходной инфраструктуры с открытым стрит-ритейлом, что выражается в компактной городской структуре, эффективность которой обеспечена хорошо развитой структурой общественного и велосипедного транспорта.

Скриншот 07.06.2015 221651

Субурбия

Субурбия, монофункциональная среда, не дающая выбора времяпрепровождению, не обеспеченная социальной инфраструктурой, — порождение города индустриального периода, полностью ориентирована на автомобиль, ее центром служат моллы с набором стандартных услуг. Молл – явление субурбическое. Он — единственно возможная форма обслуживания слаборазвитой территории, где организация других форм обслуживания не рентабельна.

Скриншот 07.06.2015 221657

Моллы как драйвер Самары

В Самаре рост занятости в секторе сервисных услуг происходит за счет строительства торговых моллов. Моллы – главный драйвер пространственного развития Самары. Вокруг них развиваются субурбические поселения – Кошелев, Южный город. Появляясь в центрах городов, моллы являются деструктивной силой для развития уличных общественных пространств, центров европейского типа, выжигая стрит-ритейл в округе.

Для того чтобы не создавать субурбию в центре в Европе и Америке, существуют ограничения предельно допустимых объемов ТЦ. Но вызов Самары в том, что, не регулируя тип объектов сервиса, моллы проникают не только в срединные, но и центральные части исторического города, уничтожая уличный бизнес, а значит, и жизнь вокруг, стимулируя переход к несвойственному историческому центру субурбическому поведению, передвижению на автомобилях, а значит, необходимости сносов под парковки, расширении дорог, строительству развязок. Пример (Гудок, Стрелка). Без регуляции моллы начинают конкурировать друг с другом, вызывая деградацию окружающей среды. (Жертвы: Московский (50% площади пустой), Парк-хаус (арендаторы мельчают).

Скриншот 07.06.2015 221704

Новое строительство

Если моллы без регулирования стремятся в центр, то жилой девелопмент наружу, на дешевые территории бывших сельхозугодий. И пока муниципалитет и регион будут в хомуте гонки за сдачей квадратных метров, полноценного регулирования таких территорий не будет происходить, и все кольцо ментально приемлемой часовой доступности будет заполнено паразитическими жилыми формированиями. Ни рекультивация бывших промышленных территорий, ни сложные схемы с расселением в историческом центре не сравнятся по выгоде с объемами строительства массового дешевого жилья на бывшем аграрном поясе города.

Образцовые микрорайоны

Кошелев, Волгарь представляются как районы комплексной застройки с социнфраструктурой. Разрекламированный в Кошелеве детсад на 350 мест, еще 2 недостроенных и школа на 2500 человек не покрывают и половины части нормативной потребности. Население района уже будет с 2015 года – 50 тысяч человек. Школы до сих пор нет. Как и поликлиник. Поэтому районы не являются даже микрорайонами в советском понимании.

Зато кроме прочей коммунальной инфраструктуры обсуждается необходимость проведения трамвайной линии. Для Южного города, не включенного в Самару, обсуждались линии троллейбуса и даже канатной дороги. Реализация этих мероприятий никогда не увязывалась с подсчетом бюджетных реалий. Такие проекты пытаются с надеждой завести под бюджеты, связанные с суперпроектами, которые могут рухнуть при смене конъюнктуры.

Многоэтажная внутренняя субурбия

Районы нового строительства в центральной Самаре, 5-7 просеки, Студеный овраг, Дыбенко у Космопорта развиваются без документации по комплексному развитию, точечными порциями без садов и школ вообще, и без улиц. Таким образом, возникает дополнительный трафик для доставки в детские учреждения, нагрузка на городскую улично-дорожную сеть.

Моллы на периферии занимают перспективные ареалы, но основные доходы собирают в центральной части. В ситуации игнорирования возможности контроля размеров ТЦ через ПЗЗ происходит внутренняя экспансия субурбии. Каждая перспективная площадка на территориях уничтоженных предприятий центральной» Самары собирается запускаться с помощью гигантских моллов: Самара-Центр, ЗиМ, Стрелка, Катэк.

Прожектерство

Прожектерство вложено в генплан в виде строительства «Самарского заречья», строительства нижней обводной, которая должна послужить дамбой для уничтожения памятника природы озера Гатное для новых микрорайонов убывающего города. Но учитывая полное нежелание регулировать расползание города, данные проекты не имеют шанс на реализацию и будут служить лишь местом земельных спекуляций.

Это доказывает судьба еще одного суперпроекта «Модернизация исторической Самары» или ППТ Стрелка, где под предлогом строительства ЗАГСа предлагалось вынести речной порт, построить сотни тысяч метров жилья и торговый молл «Самарская крепость» на 100 тысяч квадратных метров на месте крепости «Самарский городок» вразрез с генпланом и ПЗЗ.

Прошло 3 года. В результате снесен элеватор и больше никаких изменений не произошло. Владельцам, предполагавшим застраивать площадки, уже предлагают покупателей участков. Территория замерзла в спекулятивном обороте. Только на проектирование потрачено более 200 миллионов. Самара стала очередной жертвой сетевого прожектерства, от которой уже пострадал Иркутск.

Скриншот 07.06.2015 221716

Нужна ли гонка за метрами?

Диаграмма показывает динамику ввода жилья — рост с 200 тысяч квадратных метров в 2006-м до 600 тысяч квадратных метров в 2007-м, когда появились программа «Жилище» и отчетность. Спад в 2014-м, когда произошла гармонизация управления городом, был назначен сити-менеджер, и боязнь предыдущей администрации перед лицом губернатора за неисполнение ввода ослабла. Снижение целевых показателей в федеральной целевой программе со 140 миллионов до 92 миллионов на 2020-й и с 90 миллионов до 71 миллиона на 2015 год не получило отражения в самарских программах. Кризисные тренды не учтены.

Скриншот 07.06.2015 221722

Потенциал «пустырей»

Потенциал внутренних территорий центральной Самары огромен. 3 площадки — ЗИМ, 4 ГПЗ, Катэк — способны закрыть несколько отчетных лет. Не учитывается уже возникший и отложенный ветхий фонд в виде хрущевок и панельных микрорайонов первых поколений. Ввод детских учреждений на порядок меньше нормативной потребности введенного жилья.

Скриншот 07.06.2015 221729

Развитие субурбических анклавов

Таким образом, под предлогом реализации программы «Жилище» в Самаре сложился административный дуэт, направленный не на решение проблем существующей жилой территории Самары, а на капитализацию бывших сельхозтерриторий вокруг окружной магистрали с необходимостью педалирования вопроса территориального расширения Самары для включения в отчетность все новых субурбических анклавов, что ведет к непомерным тратам на развитие транспортно-коммунальной инфраструктуры. Благодаря строительству Кировского моста и периферийного участка проспекта К. Маркса формируется пояс субурбических анклавов, пользующихся инфраструктурой центральной Самары, создающих маятниковый трафик.

Строительство проспекта К. Маркса и моста обернется дополнительной нагрузкой на улично-дорожную сеть, т.к. расчет идет не на снятие нагрузки центра, а на развитие коммерческих проектов в субурбии на территориях с пока еще ограниченным доступом – П. Дубрава, Смышляевка, Черноречье, Рубежное.

Скриншот 07.06.2015 221736

Тотальный редевелопмент или регуляция саморазвития?

Ставка на тотальный редевелопмент с участием единого инвестора показала свою несостоятельность на застроенных территориях. Это доказывает буксующая программа РЗТ и весь разрушающийся исторический центр, не давая жителям в собственность, придерживая не развиваемые отводы десятилетиями, сетуя на недееспособность жителей, маргинализируя их образ.

Методы микрорайонного планирования не действовуют на территориях со сложнейшими наслоениями имущественных отношений. Поэтому 40% территории города, включающей ИЖС, дачи, историческую среду, не может быть улучшено в одночасье руками инвесторов. Это слепые зоны города с неопределенностью отношения.

Скриншот 07.06.2015 221742

Проекты СОФЖИ, такие как «5 кварталов», обречены на частичную реализацию, которая не приведет в порядок относительно благополучные кварталы, а оставит их в полуразрушенном состоянии благодаря появлению точечной застройки, обоснованной некачественным ППТ.

Скриншот 07.06.2015 221748

Необходимы новые гибкие подходы не только к проектированию, но и управлению процессом модернизации, включающие схемы партнерства с резидентами территорий.

Скриншот 07.06.2015 221754

Но для этого надо снять ряд стереотипов:

— малоэтажный город может быть не менее компактным и более эффективным, чем город микрорайонного типа,

— люди, живущие в исторической Самаре, не маргиналы. Социологические исследования показывают, что большинство из них желают как владеть землей, так и нести налоговое бремя и содержать ее. Вопросы организационно экономической кооперации граждан сейчас являются единственной перспективой решения ситуации.

Скриншот 07.06.2015 221800

Ручной контроль в неопределенной правовой базе

Почему беспрепятственно происходит расползание? Во-первых, оно заложено генпланом изначально и последующими изменениями. Во-вторых, предельная легкость внесения изменений в ПЗЗ, которые не работают как регулятор. Система работы комиссии по землепользованию в Самаре такова, что не происходит профессиональной оценки решений ни при подготовке документов, ни тем более при рассмотрении.

Состав комиссии – депутаты и чиновники. Независимых экспертов, экономистов и проектировщиков среди голосующих нет вообще. Включая главного архитектора без права голоса. Поэтому уникальная частота работы, отсутствие мониторинга решений и постоянные точечные смены по отношению к отдельным участкам разрушают сам смысл института правового зонирования. Гармония взаимодействия Думы и муниципалитета сложилась, и нет никакой заинтересованности в приведении в соответствие ПЗЗ и ГП. Отсутствие местных нормативов градостроительного проектирования только усиливает возможности ручного драйва.

Скриншот 07.06.2015 221805

Для кого мы строим Самару? Портрет адресата

Улично-дорожная сеть для автовладельцев

Судя по проекту Фрунзенского моста, не предполагающего использование трамвая, ППТ “Стрелка”, который предполагает демонтаж трамвайных рельсов с Фрунзе, планам сделать улицы исторического центра односторонними, улично-дорожная сеть в Самаре развивается только в интересах автомобилистов, составляющих менее трети передвигающихся. Инфраструктура настраивается на обеспечение подключения субурбии.

Жилье для малоимущих

Жилой сектор практически весь ориентирован на эконом-класс с тенденцией к ухудшению качества жилых единиц, создание районов монофункциональных с классовой сегрегацией. Предлагаемое на рынке жилье не соответствует элементарным нормативным стандартам комфорта, может рассматриваться лишь как убежище, первое жилье, которое не соответствует представлениям о стандартах качества жизни высококвалифицированных специалистов.

Развитие общественных пространств в формате гипермоллов ведет к вымыванию уличной активности и вообще уничтожению городской идентификации.

Скриншот 07.06.2015 221811

Итоги

Самочувствие горожанина зависит не от размера квартиры, а от возможности реализации своих интересов в пространстве города. Могут ли квалифицированные граждане-локомотивы инновационного развития реализовать свои интересы в пространстве Самары? Все меньше в силу уничтожения города возможностей европейского типа.

1. Превращение Самары в моногород по производству субурбии вытесняет квалифицированное население в города, способные предоставить услуги, востребованные инновационным классом: Казань, Екатеринбург, столицы. Поэтому реализация задачи по возвращению Самаре статуса научно-технологического центра становится все более иллюзорной.

2. Уничтожение уникального соседства большого города и девственной природы происходит благодаря политике экстенсивного расползания города на пойменные территории, разрушая баланс экосистемы.

3. Позволяя нерегулируемое строительство в центре, препятствуя легитимизации памятников наследия, ценностные характеристики центральной части уничтожаются, превращая центр в многоэтажную субурбию, лишая смысла само строительство в центре, уничтожая мощнейший капитал устойчивого развития.

Таким образом, все факторы преимуществ перед городами конкурентами и индентификации Самары утрачиваются.

Рекомендации

1. Ориентация на бюджетное датирование за счет суперпроектов ставит Самару в зависимость от внешних факторов, которые крайне нестабильны сегодня. Необходимо сбалансировать планы пространственного развития Самары адекватно внутренним бюджетным возможностям.

2. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы незащищенных слоев населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления.

3. Региональная и городская политика в области жилищного строительства должна быть переориентирована с количественных на качественные показатели. Местные программы жилищного строительства должны быть приведены в соответствие общероссийскому тренду, целевые показатели снижены, чтобы освободить муниципальные власти от зависимости от застройщиков для повышения качества управления и контроля.

4. Отсутствие отражения стратегического развития Самары в документах градостроительного развития приводит к беспорядочной трате бюджетных ресурсов. Стратегия комплексного развития Самары до 2025 года должна получить продолжение в виде стратегии пространственного развития города, в соответствие которой должна быть приведена нормативно-правовая база градостроительного развития.

Скриншот 07.06.2015 221817

В качестве главной иллюстрации фото Валентина Бабкина.